Партийная система опять зашивается

Партийная система опять зашивается

Политика 21 января 2021 Вера Зелендинова

Выборы в Госдуму должны пройти в сентябре. До официальной регистрации участников ещё далеко, но де-факто предвыборная суета уже началась: партии консолидируют ресурсы и составляют списки кандидатов. Из-за отсутствия внятных партийных программ и публично заявленной повестки интрига крутится вокруг главного вопроса – обеспечения бесперебойной работы следующей Госдумы по принятию законов, необходимых для развития страны и защиты её суверенитета.

В этой ситуации стратегия Кремля нацелена на поддержание в ходе выборов и после них стабильности в обществе и сохранение в новой Госдуме устойчивого большинства, работающего в связке с Кремлём и системой исполнительной власти. Решение этой задачи подразумевает согласование электоральных возможностей партий, в первую очередь «Единой России», и настроений, доминирующих в обществе.

Нарушение этого равновесия чревато скатыванием к «минскому сценарию» или, как предупреждают твердящие о «распаде путинского большинства» социологи, повторению Болотной. Задача не из простых, учитывая рыхлость партийного поля, застой, царящий в парламентских партиях, и снижение электоральной активности населения. С 1995 по 2016 год явка на выборы депутатов Госдумы упала с 65,76 до 47,88 процента, и нет никаких оснований полагать, что она существенно вырастет в этом году.

В плане партийных предпочтений ни о каком тотальном доминировании партии власти или какого-то политического тренда речи пока не идёт.

©octagon.media, 2021©octagon.media, 2021

Зафиксированный год назад на фоне смены Правительства и внесения поправок в Конституцию запрос на перемены в сторону левого консерватизма и интенсивного развития трансформировался – под влиянием эпидемии коронавируса, спровоцированного ей кризиса и цифровых новаций в образовании и социальной сфере – в желание сохранить статус-кво.

При таком размытом и депрессивном раскладе повестку предстоящих выборов может сформировать какое-то знаковое событие или мощный информационно-политический вброс. В противном случае её место займут лишённые актуального содержания технологические манипуляции.

«Единая Россия»: всё уходит в свисток

На съезде «Единой России», прошедшем в ноябре 2019 года, лидер партии Дмитрий Медведев заявил, что лично возглавит комиссию по подготовке новой программы партии к выборам 2021 года. С тех пор Медведев лишился поста премьера, его рейтинг упал с 38 до 23 процентов, что породило слухи о возможном привлечении к кампании партии власти действующего главы Правительства Михаила Мишустина.

Недавняя статья Медведева об отношениях с США ничего в этом раскладе не меняет: где демократ Джозеф Байден и где избиратели «Единой России», которые эту публикацию либо не заметят, либо осудят за попытку понравиться американцам. По внутренним делам Медведеву сказать нечего, а озвученные год назад духоподъёмные тезисы будущей программы выпали из текущей повестки.

Сегодня в тренде ковид и кризис. Именно они заставили кураторов партии власти пересмотреть установки, касающиеся электоральных ожиданий: в начале осени говорили о конституционном большинстве и получении более 340 мандатов, потом о 301–320 мандатах, а теперь речь идёт всего лишь об устойчивом большинстве из 250 депутатов-единороссов.

От Владимира Васильева, ставшего и. о. заместителя секретаря генсовета «Единой России», ждут удаления из депутатского корпуса лоббистов крупного бизнеса и представителей криминалитета.От Владимира Васильева, ставшего и. о. заместителя секретаря генсовета «Единой России», ждут удаления из депутатского корпуса лоббистов крупного бизнеса и представителей криминалитета.Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

За неимением содержательной повестки в центре внимания оказались слухи о трениях между руководством партии и её кураторами из Администрации президента (АП) и ожидание перемен, связанных с назначениями руководства избирательной кампании.

От бывшего главы Дагестана Владимира Васильева, ставшего и. о. заместителя секретаря генсовета «Единой России» с полномочиями по формированию избирательных списков, ждут удаления из депутатского корпуса партии власти лоббистов крупного бизнеса и представителей криминалитета. С именем главного политтехнолога избирательного штаба, главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина связывают надежды на обновление партии, которое, как он подчеркнул ещё год назад, нужно продемонстрировать «зримо и понятно для общества». Что это значит, не поясняется.

В сухом остатке получается, что пока ни руководство «Единой России», ни её кураторы из управления внутренней политики АП не знают, о чём говорить и что предложить избирателям.

Зато уже начались технократические игры вокруг включения в избирательный список «Единой России» победителей конкурса «Лидеры России» и проведения конкурса политологов, от которого, судя по всему, ждут, но вряд ли дождутся свежих идей по организации думской кампании.

Кризис парламентской оппозиции

После того как в октябре прошлого года в ходе встречи с лидерами парламентских партий Владимир Путин сказал, что эти партии «играют опорную, стабилизирующую роль для политической системы, а значит, для устойчивого развития всей страны», стало понятно, что выборы пройдут по инерционному сценарию, места в Госдуме следующего созыва для КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» (СР) зарезервированы и их лидеры могут успокоиться и перевести дух.

Тем не менее периодически создаётся впечатление, что парламентская оппозиция готова пойти вразнос и увлечь за собой всю страну. Имеются в виду заигрывание с несистемной оппозицией и другие «художества»: лоббирование интересов бизнеса и связи с криминалом приводят к скандалам и уголовным делам. При этом все три лидера уже достигли преклонного возраста, что актуализирует проблему поиска преемников.

В КПРФ идёт необъявленный кастинг на роль сменщика Геннадия Зюганова.

В нём успели отметиться бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко, экс-кандидат в президенты от КПРФ на выборах 2018 года Павел Грудинин, зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, практически открыто лоббирующий интересы санкт-петербургской группы «ИЛИМ», и находящийся в оппозиции к Зюганову секретарь московского комитета КПРФ Валерий Рашкин, который в минувшее воскресенье отправил депутата Мосгордумы от КПРФ Евгения Ступина встречать Алексея Навального.

Слухи об уходе из большой политики лидера ЛДПР Владимира Жириновского связывают с состоянием его здоровья, но внятной информации о том, кто придёт ему на смену, пока нет. Среди либреал-демократов распространена версия, что Жириновский передаст руководство партией своему сыну Игорю Лебедеву. По словам источников «Октагона», если такое решение и будет принято, то кулуарно, партийцев информируют о нём в последний момент.

В кулуарах ЛДПР ходят слухи, что Владимир Вольфович собирается передать «трон» по наследству – своему сыну Игорю Лебедеву.В кулуарах ЛДПР ходят слухи, что Владимир Вольфович собирается передать «трон» по наследству – своему сыну Игорю Лебедеву.Фото: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Самый молодой из лидеров, председатель СР Сергей Миронов, практически не появляется в публичном пространстве, чего не скажешь о двух других. Зюганов практически еженедельно устраивает публичные истерики на тему «оппозиции объявлена война» и «нами правят огрызки ельцинской эпохи». Жириновский регулярно даёт зажигательные комментарии на ток-шоу Владимира Соловьёва, поражая публику своим агрессивных популизмом. А Миронов молчит.

«Справедливая Россия» является самой слабой парламентской партией. Её колеблющийся в пределах статистической погрешности рейтинг позволяет прогнозировать провал на предстоящих выборах. Отсюда планы делать ставку на одномандатников и проекты слияния СР со столь же немощной Партией пенсионеров, с «Патриотами России» или с недавно созданной партией «За правду». Миронов в декабре подтвердил лишь сам факт переговоров, добавив, что список партий куда шире и станет известен после январских праздников. А уже 20 января он предложил объединиться всем партиям левого фланга: «Мы обращаемся и к КПРФ, и ЛДПР, ко всем другим партиям на левом фланге – давайте объединяться, давайте прекращать политический монополизм одной партии в нашей стране». Разумеется, ни в ЛДПР, ни в КПРФ такой перспективой не соблазнились.

«Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым – самая слабая из парламентских партий.«Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым – самая слабая из парламентских партий.Фото: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Всё это, а также отсутствие реальных дел, слабое влияние на законодательный процесс и полное забвение идеологических платформ, на базе которых они создавались, привело к падению популярности партий парламентской оппозиции и превращению их в уходящую натуру. От них уже не ждут ничего нового, а их роль в федеральных выборах сводится к оттягиванию на себя разных групп протестного электората.

Хорошо забытое старое

За почти 30 лет существования многопартийной системы количество партий, участвующих в парламентских выборах, сократилось с 43 в 1993 году до 14 в 2016-м. Из небольших старых партий, регулярно участвующих в выборах, на слуху остались созданная Дмитрием Рогозиным в начале 2000-х «Родина» и существующее с 1993 года «Яблоко» Григория Явлинского.

Прошедшая через раскол и шестилетний период роспуска «Родина» работает в нише консервативного патриотизма и является классическим примером «спящей партии»: она проявляет публичную активность в период выборов и снова уходит в тень после их завершения. Наиболее значимыми успехами «Родины» на голосовании в 2020 году стало получение 9,75 процента голосов избирателей на выборах в госсовет Республики Коми. На выборах депутатов городской думы Тамбова партия получила 26 из 36 мандатов.

До недавнего времени аналогичным образом вело себя левоцентристское «Яблоко». Однако пару лет назад эта партия занялась реанимацией своей некогда широкой региональной сети и подготовкой новой программы, её представители стали мелькать на телевизионных ток-шоу, а Явлинский – регулярно появляться в социальных сетях с критикой решений и действий российской власти. Но это пока не прибавило популярности ни партии, ни её лидеру.

«Яблоко» готовится к рейдерскому захвату

В «Яблоке» возобновилась внутренняя борьба за власть. Для устранения фронды руководство политической организации объявило о зачистке петербургского отделения. Она коснётся окружения Максима Каца, которого верхушка партии подозревает в сотрудничестве с Кириенко и Володиным. Следующий шаг – внесение в устав партии поправок, изменяющих её основополагающие принципы и внутреннее устройство.

Перейти к материалу

В идеологическом отношении и «Яблоко», и «Родина» являются партиями вчерашнего дня, крайне непривлекательными для новых поколений избирателей. Поэтому сегодня нет никаких оснований ожидать, что они каким-то образом наберут вес и начнут влиять на текущий политический процесс.

То же самое можно сказать о Партии Роста, созданной в 2016 году на базе «Правого дела» бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Непопулярность либеральной идеологии и постоянные стенания Титова о «несчастной судьбе малого бизнеса» при отсутствии реальных дел быстро вытеснили эту партию на обочину политического поля, а включение в число её сопредседателей певца Сергея Шнурова завершило дело, превратив политическую организацию в подобие не слишком приличного балагана.

Новые партии на низком старте

За последний год в России были созданы три партии, претендующие на голоса молодых людей и занятие места в принципиально разных нишах оппозиционного спектра. В 2020 году все они достаточно успешно опробовали свои силы на региональных выборах и получили право участвовать в парламентских выборах этого года без процедуры сбора подписей в свою поддержку. Своеобразными рекордами стали 15 процентов партии «Новые люди» на выборах в городскую думу Томска и 10 процентов «Зелёной Альтернативы» на выборах в законодательный орган Республики Коми.

Самым громким из этих трёх проектов является правоцентристская партия «Новые люди». В прошлом году она успешно выступила на выборах в пяти регионах, а её лидер, учредитель и фактический владелец компании Faberlic Алексей Нечаев, в одном из интервью заявил, что миссия его партии в Госдуме – «реформирование существующей политической системы», поскольку «именно она не позволяет развернуть мощную экономику в нашей стране».

Политическая организация считает своей электоральной базой тех, кто раньше не ходил на выборы, – в первую очередь молодёжь из крупных городов, а также оппозиционно настроенных избирателей, которые из протестных соображений раньше голосовали за КПРФ и другие оппозиционные партии.

Преодоление планки в 15 процентов на выборах в городскую думу Томска стало своеобразным рекордом для «Новых людей» и их лидера Алексея Нечаева.Преодоление планки в 15 процентов на выборах в городскую думу Томска стало своеобразным рекордом для «Новых людей» и их лидера Алексея Нечаева.Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

«Зелёная Альтернатива», созданная членом Общественной палаты Московской области Русланом Хвостовым, позиционирует себя в качестве «левой экологической партии европейского типа». Её электоральной базой является озабоченная экологическими проблемами левая (в современном смысле этого слова) молодёжь. Отсюда предложение установить памятник экоактивистке Грете Тунберг в Гайд-парке в Сокольниках.

Партия «За правду» писателя и журналиста Захара Прилепина работает с консервативно-патриотической антилиберальной повесткой. Главным ресурсом партии является сам Прилепин с его донбасским бэкграундом, привлекательным для определённой части молодёжи, и команда политологов – членов партии и её консультантов, пользующихся авторитетом у патриотически настроенных граждан. Если вынести за скобки не всегда обдуманные заявления Прилепина, можно сказать, что партия избегает громкого пиара, что не помешало ей призвать к признанию Россией независимости ДНР и ЛНР.

Все три партии являются оппозицией по отношению к «Единой России». При этом «Зелёная Альтернатива» расположилась в далёкой от неё части политического поля, что позволяет говорить о её привлекательности для оппозиционно настроенной молодёжи. А «Новые люди» и «За правду» давят на партию власти справа и слева – и в идеологическом, и в электоральном плане.

Комментируя этот расклад, некоторые эксперты говорят о новой конфигурации партийного поля, идущей на смену привычной тройке старых парламентских партий.

Возможно, со временем так и будет, но сегодня этот вывод представляется поспешным. Прежде всего потому, что для принимающих решения технократов новые партии – это всего лишь фишки на игровом поле, что подтверждает затея с обновлением «Справедливой России» за счёт «свежей крови» партии «За правду». Но главное – это инертность, характерная для российских избирателей, высокий уровень политической турбулентности в стране и мире и отсутствие внятно сформулированной повестки предстоящих выборов.