6 октября Владимир Путин встретится с главами фракций парламентских партий. Накануне встречи оппозиция заявляла, что намерена требовать отмены изменений к избирательному законодательству – закрепления в нём трёхдневного голосования. Жёстче всех высказывались спикеры от КПРФ, которые расценивают летнюю реформу наряду с созданием новых партий как согласованную политику по уничтожению их как парламентской оппозиции. Источники «Октагона» внутри партии говорят, что она топит себя сама.
По информации «Октагона», внутри КПРФ есть опасения, что к выборам в Госдуму партия подойдёт неподготовленной и не настроенной на борьбу. Собеседники в первую очередь говорят о внутренних проблемах, а не о внешних.
– Отсутствие свежего воздуха, отказ от побед, идеологический застой, уход молодёжи напрочь. Застой в стареющей и дряхлеющей верхушке. Отсутствие интереса к переменам. Ключевой мотив – дожить бы. КПСС-1984 – вот что это мне напоминает. Лично я принял решение об уходе, потому что устал от КПРФ, – рассказывает «Октагону» человек, близкий к ЦК партии. – Тут смотря с какой стороны смотреть: с внешней выглядит как медленное самоутопление, а с их стороны – как нирвана, – добавляет он.
Одна из основных претензий сторонников и членов партии – нежелание КПРФ бороться за своих выдвиженцев.
Только за последние три года руководство компартии несколько раз демонстративно отстранилось от своих сторонников во время их преследования. Самые яркие эпизоды – добровольная отставка бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко, которого якобы уговаривали уйти внутри партии, и решение не выдвигать кандидатуру Андрея Ищенко на повторные выборы губернатора Приморья в 2018 году, несмотря на то, что он вышел во второй тур на первых выборах.
Встреча президента РФ с лидерами парламентских фракций пройдёт на фоне политического и уголовного скандала в Марий Эл, где под ударом находится всё региональное отделение коммунистов из-за уголовного дела против главы рескома, депутата госсобрания республики Ивана Казанкова. Внутри партии опасаются, что КПРФ не намерена бороться и за него.
Уголовное дело Андрея Левченко в партии связывают с претензиями его отца, Сергея Левченко (на фото), на руководство КПРФ.Фото: Владимир Андреев/URA.RU/TASS
К слову, и уголовное дело сына бывшего губернатора Иркутской области, депутата регионального заксобрания Андрея Левченко в партии связывают с претензиями его отца на руководство КПРФ. Считается, что Левченко-старший вместе с главой фракции в Мосгордуме Валерием Рашкиным пытались сформировать и возглавить внутрипартийную оппозицию для того, чтобы провести реформы в партии.
Внутри КПРФ распространено мнение о том, что партия замерла накануне транзита власти от Геннадия Зюганова к преемнику, поэтому обострилась борьба за его кресло.
– Учитывая возможность активности Зюганова, все находятся в ожидании преемника. Любой руководитель должен в рамках своей работы посещать регионы, хотя бы несколько за полгода. То, что он способен говорить и как-то осуществлять руководство, ни у кого сомнения не вызывает, но командировки дальше Орла – это уже вряд ли возможно. Партия КПРФ находится в режиме, что будет дальше. Возможны все сценарии, включая и раскол партии, – сообщил «Октагону» член КПРФ, один из муниципальных депутатов в крупном российском городе.
Одним из претендентов на место Зюганова называют члена президиума ЦК КПРФ Юрия Афонина. В его пользу говорит то, что он курирует кадровую политику в подавляющем большинстве регионов и сформировал на местах свою группу поддержки, а также является одним из основных переговорщиков с Администрацией президента.
При этом рядовые партийцы в курируемых им регионах всё активнее выражают недовольство его политикой. Именно с фигурой Афонина связывают так называемую политику «слива» наиболее заметных игроков. Считается, что таким образом он избавляется от политических конкурентов. Неудовлетворённость его работой – одна из причин возникновения в партии фракций недовольных.
– Афонин по большинству регионов расставил своих людей, его поддерживал раньше Володин (Вячеслав Володин – спикер Госдумы, в прошлом замглавы Администрации президента. – τ.), сейчас не знаю, с кем он работает. А на место преемника он не претендует, он уже 10 лет как прочно занял эту позицию, – объясняет изданию собеседник.
Также считается, что в партии перестали бороться за исполнительную власть, предпочитая ограничиваться активной работой на выборы в Госдуму и региональные парламенты. Такой подход вызывает недовольство активной молодёжи внутри КПРФ, поскольку членство в ней не даёт карьерного роста. Однако есть и обратная сторона медали. В регионах, где партия получает возможность «порулить», она, как правило, получает и весь негатив, который обычно достаётся власти. Например, объединённая оппозиция в Новосибирске на прошедшем ЕДГ боролась как против КПРФ, так и против «Единой России». В результате КПРФ потеряла несколько ключевых мандатов.
«Да, часто КПРФ борется за мандаты депутатские и этим ограничивается. Даже за власть в регионах борется не КПРФ, а чаще группы и кланы. Ощущение, что ей исполнительная власть не нужна, она готова удовлетвориться законодательной».
Константин Калачёв
политолог
– Это может отталкивать, но при всём при этом это главная оппозиционная партия страны, занимает второе место по наблюдателям на выборах, а значит, она один из гарантов честности на выборах. Это партия, которая поднимает социальные проблемы. Мне коммунисты идейно не близки, но нельзя всё это не отметить, – говорит политолог Константин Калачёв.
Несмотря на все внутрипартийные проблемы, нельзя не обратить внимание на то, что давление на КПРФ год от года только возрастает, напоминает он.
– Где вообще остальные партии 90-х годов, кроме ЛДПР? Если бы у КПРФ всё было совсем плохо, они были бы там же, где их коллеги, и регулярно мне не звонили бы журналисты с просьбой сказать что-то плохое о КПРФ. С одной стороны, кризис КПРФ – производная от всей политической системы. С другой – если у них такой уж кризис, зачем задержания сына Левченко и так далее? На КПРФ давление усилилось, и тот консенсус, который сложился после Крыма, приказал долго жить, поддержка, которую КПРФ дала президенту, почему-то не была никак оценена, и то, о чём говорит Зюганов, – это не эмоции, это факты, – заключает политолог.