Железный трон КПРФ останется неприкосновенным

Железный трон КПРФ останется неприкосновенным

Политика 22 апреля 2021 Григорий Кудинов

Грядущий съезд КПРФ в любом случае станет судьбоносным, однако решение о смене руководства на нём принято не будет. По данным «Октагона», конфигурация, при которой Зюганов является Дэном Сяопином постсоветских коммунистов, а его правая рука Юрий Афонин сохранит бразды правления организацией, останется прежней. Несмотря даже на то, что на низовом уровне в первичках такая ситуация не устраивает почти никого.

Борьба за место Геннадия Зюганова в своей активной фазе развернулась ещё в начале лета 2020 года, о чём писал «Октагон». При этом шла она скорее за удаление его из капитанской рубки, откуда ведётся управление партией, а не за кресло – штурвал, который управляет сложной бюрократической структурой, находится в руках члена президиума ЦК КПРФ Юрия Афонина. Именно он, как принято считать, отвечает за кадровую политику в организации. Это значит, что от Афонина зависит, кто возглавит региональные отделения в 60–70 процентах регионов и кто войдёт в списки кандидатов на выборы.

Однако таким раскладом в партии были довольны далеко не все. Долгое время конфликт удавалось скрывать, не вынося сор из избы. Но всё тайное становится явным. Кульминационным моментом стала публикация видео, на котором заслуженные и уважаемые члены партии – бывший губернатор Иркутской области, глава регионального обкома Сергей Левченко и руководитель московской ячейки КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин – обсуждают возможность заказать Алексею Навальному компромат о недвижимости Юрия Афонина. Таким образом всплыл на поверхность внутрипартийный конфликт верхов и низов (Рашкин и Левченко, несмотря на свой статус, по факту возглавляют местные обкомы), при этом верхи всё ещё могут управлять по-старому, а низы хоть и не хотят это терпеть, но испытывают искреннее уважение к руководству партии. «Зюганов спас единственную левую структуру в сложные 90-е», – любят повторять в кулуарах КПРФ.

Снятое скрытой камерой видео со встречи Рашкина и Левченко вывело внутрипартийный конфликт в публичную плоскость.Снятое скрытой камерой видео со встречи Рашкина и Левченко вывело внутрипартийный конфликт в публичную плоскость.Фото: аккаунт Валерия Рашкина в Twitter

– Для такой бюрократической структуры, как КПРФ, закономерно, что существуют противоречия внутри. В данном случае понятно, что есть радикальная часть партии, которая требует активной борьбы за власть и социальных изменений в пользу большинства населения, и умеренная часть, которая считает, что этих изменений можно достичь быстрее и эффективнее, если двигаться в фарватере Кремля, – объясняет собеседник «Октагона», входящий в окружение Сергея Левченко.

Активизация внутрипартийной оппозиции совпала с медийной кампанией, инициированной Администрацией президента (АП), по замене лидеров двух ключевых партий – Зюганова и Жириновского. Это подтверждается поведением самого Владимира Жириновского, который с трибуны Госдумы внезапно объявил о скорой отставке Зюганова.

– Это заявление было сделано, чтобы показать, что Зюганов не управляет ситуацией, а он, Жириновский, управляет. Я уверен, что Фургала убрали с ведома Жириновского, потому что он угрожал его позициям. Фургала он убрал, но партию удержал при себе, хотя её лихорадило. А теперь он отчитался перед Володиным и пытается показать: мол, я партию держу, а Зюганов вот не держит свою партию под контролем, – объясняет «Октагону» бывший высокопоставленный член КПРФ.

Для Администрации президента Юрий Афонин – наиболее удобная фигура в качестве главы КПРФ в случае ухода Зюганова. В партии он уже давно имеет репутацию главного переговорщика с АП.

Однако Зюганов продемонстрировал, что не отстаёт от Жириновского в мастерстве аппаратной интриги, и, очевидно, сумел удержаться. В том числе, как говорит собеседник издания из руководства партии, благодаря своим личным отношениям с Владимиром Путиным. Более того, он сохранил позиции и для своего протеже Юрия Афонина, который удобен ему просто потому, что действительно хорошо справляется с задачей оперативного управления организацией. Всё это председатель ЦК КПРФ сумел провернуть, несмотря на то что ключевые члены президиума больше сочувствовали позиции Рашкина и Левченко, чем Афонина, который не сходит с экранов телевизоров и активно развивает карьеру эксперта политических ток-шоу, раздражая старых членов КПРФ.

Предрекая уход Зюганова, Жириновский отвлекает внимание от собственной фигуры, стараясь сохранить лидерство в своей партии.Предрекая уход Зюганова, Жириновский отвлекает внимание от собственной фигуры, стараясь сохранить лидерство в своей партии.Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Таким образом, хотя на предстоящем съезде и не пойдёт речь о смене руководства, но вопрос нормализации атмосферы внутри организации будет стоять остро. Геннадию Зюганову нужно будет найти способ успокоить своих «красных баронов», которые весьма недовольны политикой партии за последние несколько лет. Сдача Павла Грудинина, формальная поддержка Левченко во время его уголовного преследования, игнорирование ситуации вокруг «красного мэра» Анатолия Локтя и главы Хакасии Валентина Коновалова, а также назначение врио губернатора Ульяновской области в обход ключевого и популярного в регионе депутата Алексея Куринного не прошли для репутации партийного руководства без последствий.

По данным «Октагона», Зюганов выйдет к съезду с понятным пакетом предложений, согласно которым Коновалов сохранит в регионе статус-кво, а внутри партии происходит усиление наиболее активных членов президиума КПРФ, в том числе Владимира Кашина, увеличившего свой вес, активно продвигая на должность губернатора Ульяновской области Алексея Русских.

В этом свете любопытно выглядит история с конфликтом вокруг Рашкина. Источники издания говорят, что ситуацию с ним окружение Зюганова рассчитывало обернуть в свою пользу. Связь руководителя московской ячейки с Навальным не нравится и партийным функционерам, поэтому КПРФ была готова убрать медийного Рашкина с поста руководителя отделения в угоду Кремлю в обмен на то, что АП не будет инициировать новых кампаний против коммунистов. Однако, судя по всему, этот манёвр не пригодился.