План восстановления и наказания

План восстановления и наказания

Экономика 10 июня 2020 Евлалия Самедова

Деньги на общенациональный план поддержки экономики будут изысканы за счёт урезания расходов федеральных органов исполнительной власти и экономии на нацпроектах. По данным «Октагона», в эти дни в правительстве решается вопрос о том, какие министерства и ведомства и в какой степени будут лишены финансирования. Масштаб его сокращения будет зависеть не только от эффективности работы органа власти, но и от политического веса его руководителя. Издание попыталось узнать, какие ведомства затронет оптимизация, и понять её смысл.

Миссия – высвободить пять триллионов

Стоимость выполнения представленного президенту Владимиру Путину 2 июня общенационального плана восстановления экономики за два года составляет примерно 5 трлн рублей. Такую цифру озвучил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Фонд национального благосостояния расходоваться на реализацию плана, по замыслу властей, не должен. Одним из главных источников средств должны стать ресурсы, которые предполагалось потратить на нацпроекты.

В 2019–2024 годах на реализацию нацпроектов планировалось потратить 25,7 трлн рублей. О том, что расходы на нацпроекты могут быть перераспределены, «Октагон» писал ещё в начале апреля.

Ещё одним источником финансирования должны стать деньги федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Как заявил «Октагону» источник в правительстве, «речь идёт не только о сокращении штатов, зарплат, премиального фонда – речь о бюджетах этих ФОИВ, деньгах на их проекты».

По данным источника, уже к 15 июня главы министерств и ведомств должны представить премьеру свои предложения по сокращениям финансирования.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов подтверждает, что средства на выполнение общенационального плана могут быть мобилизованы не только путём сокращения расходов бюджета и урезания трат на нацпроекты, но и при помощи сокращения расходов министерств, ведомств и госкомпаний. По его словам, «пропорциональный секвестр расходов министерств и ведомств» был бы предпочтительным, поскольку не оставил бы «обиженных». Однако, признаёт политолог, «может сложиться ситуация, при которой разные министерства и ведомства будут сокращать расходы в разной пропорции».

Аппаратная война аукнется в регионах

Определение пропорций, похоже, и является на сегодняшний день основной заботой Белого дома. По некоторым данным, вице-премьеры уже получили разнарядку – кто и сколько средств должен собрать с курируемых ведомств. Пока «в победителях» зампред правительства Марат Хуснуллин: сокращения по его сектору (строительство), скорее всего, будут минимальны – около полумиллиарда рублей. Объяснений этому факту несколько: во-первых, Хуснуллин после ухода из московского правительства не утратил связей и поддержки мэра столицы Сергея Собянина, находящегося на хорошем счету у руководства страны; во-вторых, резать бюджеты «больших строек» означало бы создавать проблемы приближённым к власти подрядчикам.

Сокращения по ведомству Марата Хуснуллина будут минимальны. Причина таких «поблажек» – доверие московского мэра и хорошие отношения с руководством страны.Сокращения по ведомству Марата Хуснуллина будут минимальны. Причина таких «поблажек» – доверие московского мэра и хорошие отношения с руководством страны.Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости

Сегодня в правительстве развернулась настоящая «аппаратная война», говорит источник «Октагона», и «аппаратно-бойцовские качества» участников играют в ней не последнюю роль. С большим отрывом от Хуснуллина идут другие заместители Михаила Мишустина. Виктория Абрамченко, курирующая сельское хозяйство, должна обеспечить оптимизацию на сумму 10 млрд рублей, первый зампред правительства по вопросам экономики Андрей Белоусов – около 50 млрд рублей, вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова – почти 70 млрд рублей, вице-премьер по вопросам ВПК Юрий Борисов – свыше 100 млрд рублей, вице-премьер по региональному развитию Дмитрий Григоренко – более 150 млрд рублей.

Экономить на региональном развитии придётся, в частности, за счёт отсрочки ряда нацпроектов, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин.

– Нацпроекты имеют большую инвестиционную компоненту. Её можно немного сдвинуть вправо, то есть растянуть по срокам, – заявил он «Октагону».

Это подтверждает на точечном примере и источник, близкий к Минтрансу. По его словам, в 2020, 2021 и 2022 годах из федерального бюджета планировалось выделять 8 млрд рублей ежегодно 56 регионам на реализацию федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

Годовой бюджет на реализацию федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» будет урезан до 3 миллиардов.Годовой бюджет на реализацию федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» будет урезан до 3 миллиардов.Фото: Егор Алеев/ТАСС

– Уже известно, что на этот год сумма урезана до 3 миллиардов, далее – неясно, – сообщает источник.

Курирует этот проект первый замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. На деле для регионов это означает, что цифровизация дорог откладывается.

Перераспределение под видом секвестра

Экономист Михаил Хазин убеждён в том, что вне зависимости от источников финансирования общенациональный план не будет реализован.

– Мы это хорошо видим по тому, как до врачей «дошли» их деньги. На деле они пошли к федеральным и региональным чиновникам, а также к связанным с ними консалтинговым структурам, – говорит он, добавляя, что то же самое будет и со средствами нацплана.

«С точки зрения общественности деньги на него будут разворованы, на самом же деле – пойдут конкретным чиновникам. То есть министерства сейчас доложат о том, что высвободили определённые средства, после чего руководство министерств и их родственники положат эти деньги себе в карманы».

Михаил Хазин | экономист Михаил Хазин
экономист

Для того чтобы как-то объяснить урезание расходов того или иного ведомства, могут быть использованы самые неожиданные ходы. Не исключено, что инициированная Мишустиным проверка соблюдения гражданских прав россиян в ходе самоизоляции может привести к тому, что особо проштрафившиеся вынуждены будут отказаться от значительной доли бюджетов. В частности, сбои, происходившие из-за введения пропускного режима, могут быть предъявлены Минкомсвязи и тому же Минтрансу. А Минприроды может получить свою порцию наказания за аварию на ТЭЦ-3 в Норильске.

Так или иначе, в конечном итоге план восстановления экономики может вылиться в перераспределение ресурсов между ведомствами – как финансовых, так и административных.

– Собственно, план поддержки – это не план, а объяснение причин, почему мер поддержки будет мало, – говорит источник «Октагона».