На ликвидацию экологических последствий аварии на ТЭЦ № 3, принадлежащей «дочке» «Норильского никеля» ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК), потребуются годы и огромные средства. Но ЧП в Норильске – это не только экология, но и комплекс системных проблем, обнаружившихся в ходе «разбора полётов» у президента.
Почему молчат стрелочники?
По факту разгерметизации резервуара с дизельным топливом были возбуждены уголовные дела и задержан начальник цеха, где случилась авария. Не исключено, что именно он будет признан виновным или в ходе долгого следствия выяснится, что ответственность должен понести инженер или какой-то другой руководитель среднего уровня, как это всегда бывает при авариях или других эксцессах.
А пока специалисты ведут диспут о том, из-за чего прохудился резервуар: сгнил от старости или подтаяла вечная мерзлота? Это важный вопрос, ведь если виновата вечная мерзлота, компания вроде бы ни при чём, а если причина в самом резервуаре – придётся отвечать за недосмотр.
Достаточно взглянуть на проржавевшую ёмкость, фотографии которой уже есть в Сети, чтобы понять, что её давно нужно было менять. Не исключено, что задержанный начальник цеха или кто-то другой пытался поднять этот вопрос и услышал в ответ: «Не сейчас».
Тот самый резервуар.Фото: Денис Кожевников/ТАСС
Получив такой ответ пару раз, подчинённые, как правило, замолкают навсегда, потому что себе дороже: разозлишь и потеряешь работу. А потом случаются ЧП вроде аварии на Саяно-Шушенской ГЭС или потопы местного значения, как в Амурской области, из-за того, что начальству не доложили о проливных дождях и чрезмерном скапливании воды в бассейне Зейской ГЭС.
Эту систему – начальство всегда занято чем-то более важным, а подчинённые попадают под суд – нужно насильственным образом менять, и сделать это можно путём привлечения к ответственности не только исполнителя, но и вышестоящего начальства, чтобы у него была веская причина выстраивать обратную связь с подчинёнными.
Жизнь и работа в феодальной вотчине
Особенность жизни городов и районов, находящихся под контролем руководства системообразующего предприятия, в том, что не только местная администрация, но и надзорные органы, суды и МВД – все подчиняются единственному спонсору. Обращаться к губернатору бесполезно, потому что, как правило, там тоже всё схвачено, а институт полпредства вообще не работает. Всё это известно любому, кто пытался решить вопрос, задевающий интересы ведущего предприятия, через региональные инстанции и организации.
Таким системообразующим предприятием является для Норильска компания «Норникель». Поэтому серия странностей вокруг ЧП на ТЭЦ № 3 – от неразберихи с оповещением соответствующих органов до отказа допустить на место происшествия представителя Росприроднадзора и замалчивания факта аварии в местных СМИ – никого не удивляет.
Разбираться, кто прав, а кто виноват, будет Следственный комитет.Фото: Андрей Мармышев/ТАСС
После того как подробности этой истории стали известны президенту, чиновники всех заинтересованных ведомств начали предъявлять подтверждения своей непричастности. В распоряжении одного из центральных СМИ оказались протоколы о «своевременной» отправке оповещений. Ростехнадзор сообщил, что предупреждал «Норникель» о проблемах с резервуарами в 2017 году, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что предупреждали о неблагополучном состоянии совсем других ёмкостей, а не той, из которой произошла утечка.
Разобраться во всех деталях предстоит Следственному комитету под контролем Александра Бастрыкина и генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, также взявшему расследование аварии под свой личный контроль.
А пока всплывает информация о том, что в Норильске уже не один раз происходили аварийные ситуации с резервуарами для нефтепродуктов, но надзорные органы по каким-то причинам на это не отреагировали.
Вспомнили и о том, что в 2014 году, во время другой аварии, был отмечен факт нанесения экологического ущерба, и глава «Норникеля» обещал направить солидную сумму на предотвращение подобных эксцессов, но, судя по всему, так этого и не сделал.
Речь, впрочем, не только о «Норникеле», а о том, что в каждом из таких мест есть свой маленький «Чернобыль» и обветшавшая инфраструктура, в ремонт и модернизацию которой нужно вкладывать средства, но хозяева предприятий предпочитают тратить их на личные нужды и оплату услуг местных политиков и чиновников.
Сломать эту систему можно только путём выстраивания жёсткой вертикали всех надзорных органов и вывода их из-под контроля и влияния местных властей и бизнеса. Поправки, недавно внесённые в закон «О полиции», создали законодательную основу для такой вертикали в системе МВД. Но этого явно недостаточно, что хорошо видно на примере управлений Роспотребнадзора, Росприроднадзора и прочих. Они и так напрямую подчинены вышестоящим профильным организациям, но это не мешает им попадать под влияние местных властей и предпринимателей.
Ничего личного – только интересы народа и государства
Причина сбоя в своевременном предоставлении информации о ЧП в Норильске пока неизвестна, но в ходе обсуждения этого вопроса выяснилось, что «канал связи» был блокирован либо на местном – что вполне ожидаемо, либо на федеральном уровне.
Последнее означает, что «равноудалённому» 20 лет назад бизнесу мало приватизированных им предприятий, и он снова взял или пытается взять под контроль государство.
Утечки об активности высшего менеджмента «Норникеля» в Москве и его попытках наладить контакт с главой Росприроднадзора Светланой Родионовой можно рассматривать как косвенное подтверждение стремления руководства компании добиться нужных ему решений. Как бы ни обстояли дела в этом конкретном случае, государству пора обратить внимание на деятельность крупных корпораций и прояснить накопившиеся к ним вопросы.
В первую очередь – добиться отказа от сложившейся в 90-е схемы «приватизация прибыли и национализация издержек». Это подразумевает исполнение инвестиционных планов по развитию предприятий и связанной с ними инфраструктуры и прекращение или ограничение вывоза капитала. Принятие закона о дополнительном налогообложении процентов на банковские вклады проблему перераспределения избыточных доходов не решит: крупный бизнес уже начал реализовывать схемы, позволяющие обойти новые правила.
На ликвидацию последствий аварии потребуются годы и огромные средства.Фото: пресс-служба «Норникеля»/РИА Новости
Кроме того, необходимо установить контроль за использованием природных ресурсов, президент уже поручил оперативно внести изменения в природоохранное законодательство. Помимо этого нужно ликвидировать двусмысленность относительно добываемых природных ресурсов, которые, с одной стороны, являются «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (Конституция РФ, ст. 9, п. 2), а с другой – превращаются в частную собственность в момент извлечения их из земли. Решением этого вопроса может стать дополнительное налогообложение добываемых ресурсов.
Ещё один вопрос касается инвестиций в непрофильные активы: иностранные спортивные команды, оголтело оппозиционные СМИ и прочие. В нынешней ситуации гораздо разумнее направить эти средства на нацпроекты и другие проекты внутри России: дороги, строительство медицинских учреждений, газификацию регионов.
Такие шаги могут стать началом процесса национализации бизнеса, что позволит избежать ситуации, когда государство будет вынуждено национализировать сами предприятия.