- Российские регионы живут не по доходам
- Государственные расходы бьют исторические рекорды
- В проекте госбюджета урезали оптимизм
Правительство РФ приступило к масштабной бюджетной мобилизации. Вслед за принятием решения о трёхкратном увеличении дефицита казны началась разработка списка мер по его погашению. Одной из них может стать повторное взимание с российских корпораций налога на сверхприбыль (так называемый windfall tax – «налог на ветер»). Но потенциальные сборы от него составят в лучшем случае десятую часть необходимых средств.
На рассмотрение Госдумы внесено сразу два знаковых законопроекта. В первом правительство предлагает пересмотреть основные параметры бюджета страны на текущий год, в том числе его доходная часть урезается с 40,3 до 38,5 трлн рублей. Главной причиной снижения поступлений стало прогнозируемое падение нефтегазовых доходов с 10,9 до 8,3 трлн рублей. При этом расходы казны должны увеличиться с 41,5 до 42,3 трлн.
В результате размер дефицита казны подскочит более чем в три раза – до 3,8 трлн рублей и составит 1,7 процента ВВП.
Ранее глава Минфина РФ Антон Силуанов обещал, что после проведённой в предыдущем году налоговой реформы нагрузка на бизнес в следующие шесть лет повышаться не будет. Однако уже сегодня в качестве возможных источников погашения выросшего дефицита помимо традиционного использования средств ФНБ рассматривается повторный сбор налога на сверхприбыль с крупного бизнеса.
Авторы соответствующего проекта предлагают включить в число его плательщиков банки, нефтегазовые и другие компании, у которых средняя величина прибыли в 2024 и 2025 годах превысила 1 млрд рублей. Предполагается, что налоговая ставка составит 10 процентов. Базой для расчёта налога станет разница между средней прибылью в 2024–2025 и 2021–2022 годах.
Партнёр юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко в разговоре с «Октагоном» отметил, что дальнейшее увеличение налогового бремени на российский бизнес – ожидаемый шаг.
– Государство сегодня доминирует над обществом и у него есть возможность брать от него всё, что оно хочет. При этом государству необходимо не только стабильное поступление увеличенных налогов и сборов, но и отсутствие возмущения у людей по этому поводу, – рассуждает эксперт.
Ермоленко напомнил, что в начале 2025 года были изменены условия упрощённой системы налогообложения, введена прогрессивная шкала НДФЛ, были приняты и многие другие решения.
– Спустя всего пять месяцев государство стало искать где и у кого ещё можно взять деньги. И возвращение к идее о налоге на сверхприбыль выглядит логичным. Наше общество с его значительным расслоением по доходам не любит богатых. Поэтому, когда государство повышает налог для них, мало кто возражает, – поясняет юрист.
Экономист Константин Селянин подчёркивает, что предыдущий российский опыт взимания с крупных корпораций налога на сверхдоходы не оправдал ожидания. Соответствующее решение было принято в 2023 году по инициативе Андрея Белоусова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера правительства. Условия налогообложения были более лояльными, чем предлагается сегодня. Компаниям предлагалось на выбор заплатить 5 процентов от суммы прибыли превышающей 1 млрд рублей в 2023 году, либо 10 процентов – в 2024 году.
В результате было собрано всего 318 млрд рублей.
Селянин считает, что на этот раз экстренная налоговая мера поможет мобилизовать в бюджет сопоставимую сумму.
– За прошедшее время многие российские компании, в том числе сырьевые, стали нерентабельными. Угольная отрасль находится на грани банкротства и уже просит государственную поддержку. Цена российской нефти на международном рынке приближается к уровню её себестоимости. В портах Новороссийска и на Балтике она отгружается по цене ниже 50 долларов за баррель. Остаются «Норникель», банки, производители удобрений и некоторые другие, – указывает экономист.
Другие источники погашения дефицита также выглядят проблематичными. По мнению эксперта, сильно рассчитывать на рост ВВП не стоит – обеспечивающая его оборонная промышленность не нацелена на получение прибыли. Не просматриваются и возможности для масштабных внешних и внутренних заимствований. Даже новое повышение налогов даст ограниченный эффект.
Статистика Минфина показывает, что по итогам первого квартала текущего года повышение ставок НДФЛ привело к повышению его сборов всего на 35 млрд рублей.
В результате неизбежным становится секвестр незащищённых статей бюджета. Фактически он уже стартовал. Две недели назад было принято решение о снижении на 42 процента финансирования программы по ремонту дорог. Под удар, скорее всего, попадут и другие капитальные расходы.
– В запасе остаются ещё две меры – использование печатного станка и девальвация. В том числе, с их помощью бюджетный пожар в текущем году может быть потушен. Но что будет в 2026 и 2027 годах? – задаётся вопросом экономист.