Ещё до того, как Минфин официально объявил о превышении запланированного на 2025 год дефицита федерального бюджета, с аналогичной проблемой столкнулись многие субъекты РФ. Их расходы растут значительно быстрее доходов. В отдельных случаях разница в темпах достигает 25 процентов. Во второй половине года ситуация может стать более напряжённой, а её разрешение потребовать сложных решений.
Наибольший разрыв между темпами роста расходов и доходов Минфин зафиксировал в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах. По итогам первого квартала, в Тверской и Тульской областях превышение составило 22 процента, в Московской области – 16 процентов, в Рязанской – 15. В Ставропольском крае расходная часть бюджета росла быстрее расходной на 25 процентов, в Северной Осетии – на 9.
У большинства субъектов оказался достаточный запас прочности, чтобы противостоять этому тренду. Но 12 регионов (Северная Осетия, Ставропольский край, Курская, Орловская, Ярославская, Ростовская, Омская и Ульяновская области, Карелия, Якутия, Башкортостан и Мордовия) уже столкнулись с проблемами – достигнутый ими по итогам января–марта бюджетный дефицит превысил запланированный на год показатель. В число антилидеров вошёл Башкортостан с двукратным (дефицит на 1 апреля составил 8,6 млрд рублей против 4 млрд запланированных на год) и Якутия с трёхкратным (7,1 млрд против 2,7 млрд) превышениями.
Ещё порядка десяти субъектов вплотную подошли к запланированному на год дефициту. В список проблемных вошли разнородные территории. Среди них есть как депрессивные, так и регионы с развитой экономикой.
Из чего следует, что реальная причина происходящего носит не локальный, а общероссийский характер.
Опрошенные «Октагоном» представители региональных элит прогнозируют, что ситуация будет обостряться. Основные расходы региональных бюджетов приходятся на второе полугодие. Рост этого показателя при падении доходной части может заставить губернаторов пойти в четвёртом квартале на болезненное сокращение финансирования ряда программ. Традиционно под «нож» в таких случаях отправляются капитальные расходы. Социальные программы в любом случае пересматриваться не будут.
Губернаторы по традиции рассчитывают на помощь со стороны федерального центра. Но в этот раз у правительства РФ будет меньше ресурсов для её оказания, чем ранее. Ещё в конце апреля Министерство финансов снизило прогноз по поступлению нефтегазовых доходов в федеральную казну на 2,6 трлн рублей. В связи с этим прогнозный объём общих доходов бюджета России уменьшен с 40,3 трлн до 38,5 трлн рублей. Его дефицит увеличен в три раза – до 3,79 трлн руб. или 1,7 процента прогнозируемого ВВП.
7 мая ведомство выступило с очередным пессимистическим прогнозом.
Результаты проведённого им анализа свидетельствуют, что в мае доходы бюджета РФ от продажи нефти и газа упадут ниже базового уровня на 12,3 млрд рублей.
Ряд показателей указывают на низкую вероятность положительной коррекции во втором полугодии. Среди них – резкое ухудшение финансовых показателей нефтедобывающих компаний. Например, по итогам первого квартала, чистая прибыль «Лукойла» обрушилась в 5,5 раз.
Бюджет РФ на 2025 год свёрстан, исходя из средней цены на нефть 69,7 долларов за баррель и среднегодового курса доллара в 96,5 рублей. Решение ОПЕК+ ведёт к тому, что глобальные запасы нефти в течение ближайших трёх кварталов могут увеличиться на 200 млн баррелей, что создаёт риск падения цен на неё до 50 долларов за баррель. При этом укрепление национальной валюты обрушило курс доллара на 21 процент – до 81 рубля.
Нефтяная шизофрения России
В субботу восемь членов ОПЕК+, включая Россию, приняли решение об увеличении экспорта нефти в июне на 411 тыс. баррелей в сутки. В понедельник утром цена на нефть марки Brent опустилась более чем на четыре процента – ниже 59 долларов США за баррель. Сорт WTI упал почти до 56 долларов.
Перейти к материалуВ качестве основного сценария выхода из сложившейся ситуации. Представители власти и бизнеса всё чаще называют резкую девальвацию. Бизнесмен Олег Дерипаска выступил с прогнозом о подорожании доллара до 115–125 рублей. Однако любые сценарии и прогнозы могут оказаться ошибочными в случае резкого изменения геополитической ситуации, динамику которой однозначно предсказать сегодня не сможет никто.