- Москва готовится выбирать Собянина
- Прошедшие в России выборы оставили много вопросов
- Инструмент по подбору кандидатов в губернаторы переходит в руки оппозиции
Кремль продолжает перехватывать левую повестку, всё дальше отодвигая её традиционного носителя – КПРФ – на периферию политического пространства. Очередным шагом стало празднование 80-летия Сталинградской битвы. К приезду Владимира Путина в Волгограде был установлен памятник Сталину, а сам президент произнёс речь, окончательно выбивающую символ Победы из рук коммунистов. Следующим этапом борьбы власти с красными будут выборы мэра Москвы. После них КПРФ может окончательно уступить место новым патриотическим движениям.
Специальная военная операция (СВО) на Украине стала проверкой КПРФ на прочность. И партия эту проверку не выдержала. По данным ВЦИОМ, пик популярности коммунистов пришёлся на сентябрь 2021 года, когда об их поддержке заявляли 23,3 процента респондентов. По этому показателю компартия приблизилась к «Единой России» (29,5 процента) и при сохранении динамики роста популярности имела шанс отнять у ЕР роль ведущей политической силы в стране.
Повышение популярности коммунистов отразилось на итогах выборов в Госдуму, на которых КПРФ набрала 18,93 процента (на 5,6 процента больше, чем на предыдущих выборах). Особой проблемой для власти стало сотрудничество одного из крыльев компартии под руководством депутата Госдумы Валерия Рашкина со сторонниками Алексея Навального* (внесён в список физических лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму).
Валерий Рашкин был осуждён на три года лишения свободы условно за незаконную охоту.Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
После по КПРФ был нанесён ряд сокрушительных ударов, постепенно загонявших её в угол. В их числе были задержания коммунистов в Москве за проведение несогласованного митинга, уголовное дело против Рашкина, завершившееся лишением его мандата, многочисленные скандалы в региональных партийных отделениях. Наиболее громким из последних стало заведение во Владивостоке дела о растлении малолетних против депутата КПРФ.
Рейтинг компартии ожидаемо покатился вниз. К началу февраля 2022 года он снизился до 15,6 процента, а после начала спецоперации на Украине рухнул до 13 процентов. С мая 2022 года рейтинг не превышает 11 процентов. В последние месяцы стоит вопрос об удержании КПРФ второй позиции: ей на пятки с отрывом в 1–2 процента наступает ЛДПР.
Такому пике есть логичные объяснения. После начала СВО представители власти и «Единой России» на всех уровнях начали активно использовать в своих высказываниях темы, ранее эксплуатировавшиеся коммунистами. Среди них борьба с Западом и неонацистами, необходимость восстановления величия страны. Поддержка спецоперации стала маркером патриотичности. И именно коммунисты в ряде регионов были объявлены не соответствующими этому критерию.
Они объявили спецоперацию «империалистической» и противоречащей марксистско-ленинским принципам.
В начале 2023 года коммунисты начали терпеть поражение и в борьбе за свои символы, включая Сталинградскую битву и фигуру Иосифа Сталина. После празднования 80-летней годовщины генерального сражения эти символы будут работать на повышение рейтинга власти. Перед приездом Владимира Путина в Волгоград в городе открыли памятник Сталину, а сама Сталинградская битва идеологически связана с СВО.
– Сегодняшняя власть заимствовала у КПРФ практически всё, кроме Ленина. К Ленину у власти есть вопросы, а точнее, к тому формату СССР, который он в своё время выбрал. Если говорить не об экономической, а о мировоззренческой повестке, то разногласий между ними сегодня практически не наблюдается, – заявил «Октагону» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.
Но это лишь начало борьбы за подконтрольность КПРФ. Даже растеряв более половины электоральной базы, она всё равно остаётся серьёзной политической силой, которая будет задействована на ближайших выборах.
Ключевой кампанией 2023 года станут выборы мэра Москвы.
Традиционно коммунисты не выставляли на них сильные кандидатуры. Даже малоизвестные выдвиженцы набирали голоса за счёт рейтинга партии. В частности, в 2018 году на пост столичного градоначальника от коммунистов претендовал депутат Госдумы Вадим Кумин, которому досталось 11,4 процента голосов.
По данным источников издания, в условиях падения популярности компартии ей придётся отказаться от привычной практики и выдвинуть на московских выборах рейтингового кандидата. С учётом значительно поредевшей кадровой скамейки им с наибольшей долей вероятности станет первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы Юрий Афонин.
Юрий Афонин может принять участие на московских выборах в качестве кандидата от КПРФ.Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Афонин как известная политическая фигура и талантливый оратор в состоянии вызвать симпатии у значительной части москвичей. Но шансов приблизиться к полученному пять лет назад Куминым результату у него практически нет. Основой предвыборной повестки в Москве, как и в других регионах, послужит СВО. Хозяйственную повестку в ходе кампании полностью монополизирует действующий градоначальник Сергей Собянин. Однако особой проблемой для Афонина станет дистанционное голосование. Практика его применения на выборах в Госдуму показала, что оно в состоянии кардинально изменить результаты, полученные на стационарных участках для голосования.
Ожидаемо низкий результат Юрия Афонина должен стать сигналом о необходимости приостановить трансферт власти в КПРФ. Внутренняя борьба за право стать преемником Геннадия Зюганова не прекращается в партии на протяжении нескольких последних лет. До 2022 года на это практически на равных основаниях претендовали Валерий Рашкин и Юрий Афонин. Спецоперация помогла Афонину избавиться от основного конкурента, но при этом отдалила его от конечной цели.
«У Афонина на московских выборах стопроцентный шанс на проигрыш. Если КПРФ он дорог как возможный преемник Зюганова, то смысла выставлять его нет».
Константин Калачёв
глава «Политической экспертной группы»
В связи с этим, как ожидают источники «Октагона», кандидатом от КПРФ на президентских выборах мы увидим Геннадия Зюганова. Если за оставшееся до 2024 года время коммунисты не смогут найти новую идеологическую нишу, идеи, за которыми пойдут избиратели, то и ему грозит рекордно низкий результат, способный похоронить не только Зюганова как политика, но и коммунистический проект в целом. Претенденты на освободившееся место найдутся быстро. И первыми в этой очереди станут рождающиеся на волне СВО новые патриотические проекты.
Как отметил Константин Калачёв, у КПРФ есть шанс и впредь оставаться главной оппозиционной силой, но с рядом существенных оговорок.
– Для них останется только критика региональной и местной власти, контрпозиционирование: «Есть они, а есть мы». Но проблема в том, что у этого контрпозиционирования будут ограниченные рамки. Президента критиковать нельзя, Правительство – чревато. Остаются губернаторы и мэры, но не все. На этой повестке далеко не уедешь. Коммунисты пытаются найти для себя новые опоры, например в проекте подготовки новой Конституции. Уверенности, что они смогут выйти из сложной ситуации, в которой сейчас находятся, нет, – заключил эксперт.
* Внесён в список физических лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму.