В единый день голосования 10 сентября 2023 года должны пройти очередные выборы мэра Москвы. До официального начала избирательной кампании осталось четыре месяца, но политики, представители политических партий и эксперты уже вовсю обсуждают списки участников. При этом все понимают, что, если Сергей Собянин будет баллотироваться на третий срок, шансы других претендентов упадут до нуля, а сама избирательная гонка превратится в процедуру легитимации решения московского мэра остаться на своём посту ещё на пять лет. Стоит ли при таком раскладе проводить выборы и тем более на фоне военных действий? И не похоронит ли третий срок в ранге столичного градоначальника перспективы статусного роста Собянина, о чём до недавнего времени не говорил только ленивый?
«Октагон» уже писал о том, что карьера Собянина не пресловутый лифт, вознёсший выпускника Костромского технологического института и сотрудника райкома ВЛКСМ на вершину российской власти, а медленное движение вверх по всем ступеням управленческой лестницы – от мэра Когалыма, заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа и губернатора Тюменской области до главы Администрации президента, руководителя Аппарата Правительства и мэра Москвы.
Огромный опыт, связи и влияние превратили Собянина в заметную политическую фигуру. В конце 2010-х годов его считали одним из кандидатов на пост премьер-министра (вместо Дмитрия Медведева) и возможным преемником Владимира Путина на посту президента. После того как в январе 2020 года главой Правительства был назначен Михаил Мишустин, мэра Москвы стали сватать на роль спикера Совета Федерации. На фоне боевых действий на Украине тема кадровых ротаций в высших эшелонах власти ушла на второй план, но Собянин по-прежнему упоминается в прогнозах, касающихся транзита-2024, которого, как утверждают некоторые эксперты, «вообще не будет».
Вопреки принципу Питера
Собянин занимает первое место практически во всех губернаторских рейтингах, составляемых аналитическими агентствами на основании различных наборов показателей. То есть он признан самым успешным и эффективным главой региона. И если следовать принципу Питера, который гласит, что в иерархической системе движение по карьерной лестнице прекращается только после того, как человек достигает уровня своей некомпетентности, пост мэра Москвы – это не предел его возможностей. Но сегодня столичному градоначальнику расти некуда.
Сергей Собянин лидирует практически во всех губернаторских рейтингах.Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Посты спикеров Совфеда и Госдумы – это третье и четвёртое места в политической системе РФ. Однако назначение на них будет воспринято как понижение или административный тупик: по сравнению с председателями главных законодательных органов страны у мэра столицы гораздо больше простора для самостоятельной деятельности по многим направлениям, что позволяет ему наращивать влияние за счёт взаимодействия с бизнесом, правительственными управленцами и главами других регионов.
Другие варианты (премьер, президент) практически не рассматриваются. Если верить прогнозам одержимых идеей «кадровой революции» экспертов, в кастинге на роль премьера будут участвовать совсем другие люди. А президентом останется Путин, и у него, очевидно, есть вполне определённое представление о роли, которую должен играть в российской политике Сергей Собянин.
Первый среди равных
В октябре 2022 года Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину возглавить специальный координационный совет по обеспечению решения задач военной операции, а Собянину – комиссию Госсовета по безопасности в регионах. Аналогичным образом распределялись полномочия и в ходе борьбы с пандемией COVID-19. Глава Правительства занимался этим на федеральном уровне, а мэр Москвы курировал деятельность глав регионов.
В итоге, независимо от того, насколько успешной была (или будет) эта деятельность, создаётся впечатление, что российская власть видит предназначение Собянина в том, чтобы быть первым среди равных (губернаторов) и в сложные для страны периоды являться проводником государственной политики на горизонтальном (губернаторском) уровне, выступая в роли «смотрящего» за регионами.
Ещё один фактор, выделяющий Собянина среди других глав регионов, – его неформальный статус гаранта порядка и безопасности в Москве.
Революции и перевороты всегда начинаются в столицах, и потому лояльность московского мэра по отношению к верховной власти имеет гораздо большее значение, чем настрой руководителей других регионов. В конце 90-х годов лидером оппонирующей Борису Ельцину «губернаторской фронды» был столичный мэр Юрий Лужков. С тех пор многое изменилось, но Кремль продолжает находиться в положении фактического заложника Москвы.
Специфическая лояльность московского мэра
Собянин уже настолько врос в созданную Путиным систему власти, что представить политика в роли её оппонента и тем более оппозиционера практически невозможно. Похоже, именно это и определяет его позиционирование во властных элитах России. Однако в биографии московского мэра есть эпизоды, свидетельствующие о его склонности к сомнительным политическим играм.
В 1999-м он примкнул к уже упомянутой «губернаторской фронде», став членом президиума и исполнительного комитета политсовета созданного ей блока «Вся Россия». А во время кризиса 2012 года занял крайне невнятную соглашательскую позицию. Воздерживаясь от публичных заявлений, Собянин поддерживал работу сформированного при участии оппозиции штаба, претендовавшего на роль посредника между протестующими и властью.
Столь же осторожно ведёт себя московский градоначальник в отношении спецоперации на Украине. Весь прошлый год Москва жила так, как будто никакой СВО нет, а столичный мэр аккуратно уклонялся от высказываний в её поддержку. Духоподъёмный спич на концерте, посвящённом годовщине присоединения Крыма, не в счёт: там речь шла совсем о другом. В результате, несмотря на поездки в подшефный Луганск и посещение в конце ноября линии обороны ЛНР, хозяин Москвы был причислен к «партии мира», которую также называют «партией поражения».
Визит мэра Москвы в Луганск.Фото: пресс-служба мэра и Правительства Москвы/ТАСС
Но тут всё не так просто. По своей сути, Собянин является продуктом «путинской системы», которая всегда была ориентирована на мирное развитие. В этом смысле мэр Москвы действительно принадлежит к «партии мира». На фоне военных действий он спокойно продолжал развитие столичных проектов. И, похоже, именно это ценит в нём Путин, приехавший 25 января на открытие инновационного кластера «Ломоносов», отстроенного московскими властями в партнёрстве с МГУ.
Главный пиарщик Собянина – Путин
Выступая 10 сентября прошлого года в «Зарядье» на торжественном мероприятии, посвящённом Дню города, президент высоко оценил работу руководства российской столицы. В частности, он акцентировал внимание на том, что Москва «с каждым годом подтверждает свою конкурентоспособность на глобальном уровне, в том числе в привлечении талантливых и энергичных людей, в нарастающем темпе экономических, инфраструктурных, социальных перемен», а «по дерзости замыслов и скорости их исполнения превосходит крупнейшие мировые центры».
По словам Путина, все эти достижения – «результат масштабной программы развития, которую город воплощает в последнее десятилетие». Завершая выступление, президент выразил уверенность, что эффективная работа Собянина и его команды будет оценена москвичами на следующих выборах мэра столицы. То есть фактически Путин дал добро на третий срок действующего градоначальника и призвал жителей Москвы проголосовать за его переизбрание.
Владимир Путин высоко ценит работу мэра Москвы.Фото: Максим Мишин/POOL/ТАСС
От этих заявлений главы государства невозможно отмахнуться или объяснить их праздничной обстановкой. Всякий раз, когда речь заходит о Москве, президент отдаёт должное заслугам Собянина, который, как регулярно подчёркивает Путин, «решает проблемы Москвы как мегаполиса гораздо лучше, чем это делается в большинстве стран мира».
Идея отказа от всеобщего голосования при выборах глав регионов
В большинстве российских регионов губернаторов избирают в ходе прямого голосования граждан, но есть и альтернативная процедура, подразумевающая выборы главы субъекта Федерации депутатами регионального парламента. Сегодня она применяется в 10 регионах: во всех республиках Северного Кавказа, кроме Чечни, в Крыму и в трёх автономных округах (Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком).
Весной 2022 года на фоне военных действий на территории Украины возникла идея распространить эту практику на все субъекты. Законодательных препятствий для этого нет. В принятом в декабре 2021 года Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» прописаны оба способа избрания глав регионов (ст. 20, п. 2). А для того, чтобы изменить процедуру голосования в конкретном субъекте Федерации, достаточно внести изменения в устав и закон о выборах главы данного региона (ст. 23, п. 1). Предлагалось включить эти корректировки к единому дню голосования – 2022, но в Кремле сочли эту затею несвоевременной.
Сегодня, за восемь месяцев до единого дня голосования – 2023, когда должны пройти выборы глав 22 регионов, эта тема возникла снова. Сторонники изменения процедуры голосования, среди которых есть политики и эксперты, считают неразумным будоражить общество избирательными кампаниями на фоне турбулентности, спровоцированной военными действиями, да ещё и за полгода до выборов президента весной 2024-го.
Ещё один аргумент – сэкономить на выборах в ситуации снижения доходов региональных бюджетов и дополнительных трат на социальную помощь семьям с детьми, мобилизованным и другим категориям граждан.
Окончательное решение должен принять Кремль, но он пока молчит. В результате, как остроумно заметил один политолог, «все пребывают в состоянии повышенной готовности, не понимая, к чему, собственно, нужно готовиться». К проведению всеобщих выборов, к изменению их процедуры или к введению чрезвычайного положения и отмене выборов или переносу их даты в случае нештатного развития ситуации на театре военных действий – нападения на Крым, успешного наступления ВСУ на других направлениях, интенсивных обстрелов российских регионов.
Особый статус мэра Москвы требует его триумфального переизбрания
В Москве возможность отмены всеобщего голосования публично не обсуждается. При этом все понимают, что в его проведении сейчас нет никакого смысла. За переизбрание Собянина уже высказался президент. Смена градоначальника не нужна ни элитам, привыкшим к отлаженным схемам сотрудничества с московским руководством, ни жителям столицы, большая часть которых привыкла к комфорту обустроенной мэрией жизни и рассуждает по принципу «от добра добра не ищут». Всё это превращает будущие выборы мэра в референдум о доверии нынешнему градоначальнику, и в его результатах никто не сомневается.
В то же время в Москве накопился некоторый потенциал недовольства. Одних раздражает постоянная замена плитки и бордюров, другие до сих пор не могут смириться с уничтожением троллейбусной системы, третьи недовольны большими стройками, которые уродуют город: «человейники» вместо старых уютных районов, автомобильные хорды и прочее. Электоральные возможности каждой группы ничтожны, но, судя по заявлениям представителей оппозиционных партий, их кандидаты уже готовятся качать эту негативную повестку.
Смена мэра Москвы не нужна ни власти, ни большинству жителей столицы.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Вся эта лишённая смысла суета совершенно не нужна московским властям. Но о переходе к альтернативной процедуре выборов речь тоже не идёт, потому что в политизированной и больше, чем другие регионы, заряженной оппозиционными настроениями Москве отмена всеобщего голосования будет воспринята как «наступление на остатки демократии», что может стать поводом для протестной активности. А аналог Болотной, да ещё на фоне спецоперации, никому не нужен, тем более что именно на такой сценарий делают ставку американские и британские стратеги.
Другой аргумент в пользу проведения в Москве традиционной избирательной кампании связан со статусом Собянина как «смотрящего» за регионами и претендента на дальнейший карьерный рост.
Для того чтобы быть первым среди формально равных между собой губернаторов, ему нужен высокий уровень легитимности, обеспечить который может только триумфальное переизбрание.
Сохранить процедуру всеобщего голосования в Москве и избежать при этом каких-либо эксцессов важно ещё и потому, что политическая стабильность, отсутствие социального напряжения и порядок в столице задают нормативные рамки для всех остальных регионов. Это было необходимо в мирное время и стало критически важно в ситуации военных действий. Получается, отказ от нормального сценария избирательной кампании в Москве допустим только в случае резкого ухудшения военной ситуации, введения чрезвычайного положения и отмены выборов по всей стране.