- Операция «Скорая помощь»
- Левая повестка для правительства технократов
- Помощь второй свежести
- Каникулы строгого режима
Президент Владимир Путин на совещании с членами правительства и главами регионов одобрил план поэтапного выхода из режима карантинных ограничений. В Кремле поняли: сохранение жёсткой самоизоляции только усугубляет ситуацию, прежде всего социально-экономическую. Об этом красноречиво говорили цифры из доклада главы ФНС: налоговые поступления снизились на 30 процентов, 30 процентов розничных компаний прекратили работу. Малый и средний бизнес несёт колоссальные потери. Предложенный вариант поэтапного выхода из режима ограничений должен не только запустить замершую экономику, но и сохранить инструменты для борьбы с эпидемией.
Уникальная ситуация
Совещание с регионами и министерствами 6 мая носило характер достаточно осторожный, без резких заявлений. Однако напряжённость чувствовалась. Всё-таки накануне столь значимой публичной встречи правительство несло прямые потери: из-за коронавируса заболел премьер-министр Михаил Мишустин, подтвердилась болезнь министров Ольги Любимовой и Владимира Якушева, появилась информация о самоизоляции министра Валерия Фалькова.
Плюс накануне совещания пресс-служба Кремля озвучила новость о встрече Владимира Путина с главой Росгвардии Виктором Золотовым, и президент пообещал помочь силовому ведомству деньгами на спецтехнику, что прозвучало весьма загадочно в контексте борьбы с коронавирусом – будто существует ещё один неведомый враг.
Президент России Владимир Путин во время совещания с Правительством РФ по экономическим вопросам в формате видеоконференции.Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Общее напряжение, которое не могла снять изолированность участников мероприятия, попытался снять президент: с искренней улыбкой он передал «большой привет» от премьер-министра Михаила Мишустина, с которым, по словам президента, у них идёт ежедневное общение и обсуждение всей непростой ситуации.
Учитывая разговоры в ряде СМИ о том, что премьер может и не вернуться в строй, такой привет прозвучал для участников совещания как сигнал к командной работе. Как ранее писал «Октагон», гипотетические сценарии, связанные с ухудшением здоровья премьера (обычно только Богу подобное известно), не доставляют никакой радости всему кабинету, который при этом сценарии готовился бы к приходу нового главы правительства, что, соответственно, могло грозить масштабной ротацией.
От лица успокоенных президентом членов правительства тезисы о выходе из режима самоизоляции, выработанные 5 мая по итогам селекторного совещания во главе с Андреем Белоусовым, озвучила глава Роспотребнадзора Анна Попова. По её словам, принятые в России меры позволили сдержать распространение коронавируса, и сейчас ситуация в стране достаточно уникальна (позитивные эпитеты в речи Поповой не звучали): в ряде регионов темпы прироста заболевших уже не превышают 3 процентов.
В ведомстве, в подчинении которого находятся главные санитары российских регионов, определили показатели, по которым регионы будут решать, пора снимать ограничения или нет: число новых заражений, свободный коечный фонд, охват тестированием. По сути, эти критерии касаются в первую очередь ресурсов сферы здравоохранения, которые имеются в распоряжении региональных властей.
Правительство в итоге обозначило три этапа снятия ограничений и выхода из самоизоляции после 12 мая. Первый этап предусматривает разрешение занятий спортом на открытых пространствах, прогулки с детьми, работу объектов сферы торговли и услуг ограниченной площади – с соблюдением социальной дистанции.
Второй – прогулки по улице с членами семьи, открытие объектов сферы торговли и услуг большей площади, но с ограничением количества одновременно обслуживаемых посетителей, начало работы образовательных организаций.
Президент адекватно оценивает риски социального недовольства. Поэтому одним из пунктов является разрешение на прогулки с членами семьи.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Третий – открытие парков и скверов при соблюдении социального дистанцирования, открытие предприятий сферы торговли и услуг без ограничений площади и числа одновременно обслуживаемых посетителей, начало работы образовательных учреждений, гостиниц и предприятий общественного питания.
Официальные послабления идут вслед реальности. В большинстве регионов она такова, что народ и так уже ищет выход на свежий воздух, прогуливается с детьми и находит способ покупать потребительские товары в подпольно работающих (по телефону) предприятиях сферы торговли.
Послабление режима самоизоляции наступит в России чуть позже, чем в Европе, где страны друг за другом начинают открывать экономику и сферу услуг. В день совещания у президента Путина канцлер ФРГ Ангела Меркель и министры федеральных земель приняли коллективное решение об ослаблении режима изоляции, тоже поэтапно. Европейский опыт является для России важным внешним ориентиром.
– Ключевой вопрос в принятии решения о снятии режима ограничений – может ли ситуация пойти на второй виток. Это станет понятно через пару недель, когда мы увидим данные из Европы. В любом случае отменять ограничения надо очень осторожно и поэтапно. И в больших городах делать это в последнюю очередь и по отдельным направлениям деятельности, – отметил в комментарии «Октагону» профессор кафедры микробиологии СПбГУ, кандидат биологических наук Алексей Потехин.
Анна Попова обратила особое внимание именно на различие ситуации в регионах: «В каждом из этапов главы регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов смогут принимать решения о конкретных мероприятиях».
Важность региональной специфики была в центре внимания президента. Владимир Путин подчеркнул правильность подхода, при котором регионам дали расширенные полномочия по применению мер борьбы с распространением коронавируса. Благодаря этому, видимо, и возник плюрализм среди глав регионов: в частности, губернатор Томской области Сергей Жвачкин на Первомай высказал мнение, что введение электронных пропусков – это избыточная и плохо работающая мера, к которой власти Томской области не будут прибегать иначе как в экстренной ситуации. Причём Жвачкин сослался на негативный опыт в других регионах. А такой сторонник послаблений, как губернатор Калининградской области Антон Алиханов, получил добро на поэтапный выход из режима самоизоляции напрямую от президента при личной встрече – в обход рабочей группы в Госсовете, которую возглавляет мэр Москвы Сергей Собянин.
Причём этапы выхода Калининградской области из режима самоизоляции стартовали до онлайн-совещания: с 4 мая открыты даже салоны красоты, что послужило росту популярности Алиханова, теперь называемого калининградцами чуть ли не эталоном красоты.
По итогам совещания Владимир Путин, похвалив себя и глав регионов за проделанную работу, тем не менее, вернул их в русло традиционной управленческой вертикали: при принятии решений главы субъектов должны координировать свои действия с Правительством Российской Федерации. Что, конечно, должно глав регионов слегка расслабить: до сих пор они несли полную ответственность за эпидемиологическую ситуацию, но теперь их подстрахует правительство, имеющее в своих рядах уже нескольких ветеранов боевых действий в войне с коронавирусом (Любимова, Фальков, Якушев и, как известно «Октагону», Вероника Скворцова).
Московская стройка в приоритете
Самым активно сопротивляющимся передаче полномочий и ответственности правительству главой региона ожидаемо оказался мэр Москвы Сергей Собянин. Он заявил, что Москва, наиболее страдающая от коронавируса, с 12 мая не будет снимать ограничения для сферы услуг (но это не значит, что режим в столице продлится сильно дольше, если в других регионах сложится иной эмоциональный и эпидемиологический фон): «Пока та ситуация, которую мы наблюдаем, не даёт возможности открыть предприятия сферы услуг, быта и так далее».
Однако и у Собянина было чем порадовать население: с 12 мая будет разрешена работа всех промышленных предприятий, «не части строительных предприятий, как сейчас, а всех строительных предприятий. Это даёт возможность полумиллиону москвичей полностью возобновить работу».
«Нельзя забегать вперёд. Любая неосторожность или поспешность могут обернуться срывом, откатом назад. Цена малейшей ошибки – это безопасность, жизнь, здоровье наших людей. Поэтому ответственность за каждое принятое решение – и коллег из правительства, и глав регионов – крайне высока. Давайте никогда не будем об этом забывать».
Владимир Путин
президент Российской Федерации
Стоит отметить, что среди полумиллиона жителей Москвы, которые возобновят работу, – сотни тысяч мигрантов, трудоустроенных сегодня на больших московских стройках. Без работы мигранты в Москве сегодня представляют особую группу риска, причём не только с точки зрения эпидемиологического контроля. Не занятые делом мигранты являются причиной криминализации обстановки на улицах.
Работой будут обеспечены и до 3,5 млн смежников по всей стране, что, конечно, станет заметным шагом в смягчении последствий от режима ограничений. На это особо обратил внимание Владимир Путин – смежники, по сути, и есть почти вся Россия.
При этом мэр Москвы подчеркнул, что режим самоизоляции в Москве не будет отменён. Собянин установил парадоксальную связь между жёстким режимом самоизоляции и запуском промышленных объектов в Москве, уверив, что одно поможет другому.
В выступлении Сергея Собянина был и интересный психологический момент. Мэр Москвы подчеркнул, что и с ним президент общался накануне совещания, что звучало как завуалированная поддержка выздоравливающего премьера. Президент подтвердил, что 5 мая он действительно разговаривал с Сергеем Собяниным и поддержал его предложения о том, что промышленность должна открываться, ничего не сказав о желании мэра Москвы продлить режим самоизоляции.
Пакетный подход
Исполняющий обязанности премьера Андрей Белоусов выглядел на совещании заметно измотанным, что неудивительно: ему в эти дни приходится совмещать сразу две главные должности в правительстве – премьера и его первого заместителя.
По его словам, мы «вступаем в сложный период в экономике». С точки зрения Белоусова, существует два ключевых риска в текущей ситуации: кризис неплатежей (серьёзный отзвук из 90-х, именно поэтому Владимир Путин и напомнил обо всей цепочке смежников – на этом в частности настаивал Минпромторг, внося свои предложения) и рост очереди за кредитами для бизнеса в банках, который говорит о том, что банковский сектор придерживает живые средства для экономики, на что им ранее Центробанком был выделен ряд инструментов.
Андрею Белоусову пришлось в эти сложные дни принять весь огонь на себя.Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости
То ли инструментов недостаточно, то ли банки затягивают процесс поддержки промышленности: «Поскольку мы понимаем, что у нас узким местом будут являться сейчас платежи, многие предприятия понимают, что в условиях неопределённости лучше поднакопить денег и держать деньги у себя, прежде всего для выплаты заработной платы, мы запустили программу кредитования оборотных средств, – рассказал Белоусов. – Я могу сказать, что мы ещё даже не успели её запустить, а она уже вся оказалась расписанной. То есть заявки идут таким темпом, что предприятия практически весь лимит уже выбрали. Первые четыре кредита банки выдали физически, но уже практически всё расписано. Пришлось в этот процесс вмешиваться для того, чтобы несколько её перенацелить, чтобы интересы банков у нас оказались всё-таки на втором месте: на первом месте должны быть интересы экономики, интересы предприятий, прежде всего пострадавшие сферы деятельности должны туда попадать. Я сейчас говорю про крупные предприятия».
Запланированные кредитные лимиты (80 млрд рублей) могут быть выбраны к середине мая, заявил Белоусов. При этом стоит напомнить, что ЦБ определил максимальные лимиты в 500 млрд рублей. Так что стоит надеяться, что процесс кредитования предприятий продолжится более интенсивно и после середины мая.
Тот факт, что правительство пока избегает прямых выплат бизнесу и промышленности, а ограничивается отсрочками по налогам, кредитам и аренде, а также предлагает выплаты на зарплату в размере одного МРОТ (12 130 рублей), эксперты оценивают скептически.
Руслан Гринберг считает, что на меры прямой поддержки граждан необходимо от 5 до 6 трлн рублей. Человек, лишившись работы, должен иметь возможность прийти на биржу труда и в заявительном порядке получить минимум полтора МРОТ. И неважно, зарегистрирован он как индивидуальный предприниматель или нет.
«Предлагаемые меры носят в значительной мере косметический характер. Малый и средний бизнес – а это, по разным оценкам, 25–28 млн человек, включая работодателей и работополучателей, – находится в критической ситуации. И боязнь прямых денежных выплат очень сомнительна, потому что скупой платит дважды. Не исключено, что придётся ещё больше потом платить, независимо от того, какие это деньги: “вертолётные” или из “кубышки”».
Руслан Гринберг
доктор экономических наук, член-корреспондент РАН
По данным Минтруда, из 1,24 млн зарегистрированных безработных 735 тыс. встали на биржу в последние два месяца. Уровень экономической активности в стране снизился на 33 процента, поступление налогов в апреле сократились на 31,4 процента. Больше всего из-за ограничительных мер пострадали субъекты МСП.
Экономический диагноз, озвученный правительством, слегка скорректировал общее настроение, которое пытался поднять в начале совещания президент Владимир Путин. Ситуация в экономике действительно серьёзная, и какие в итоге будут приняты решения, пока так и неясно. Есть только общие ориентиры, прикидочные цифры поддержки. Но структурные комбинации озвучены не были – что именно и кому пойдёт.
Па данным Минфина, с учётом мер поддержки в рамках третьего пакета, который сейчас обсуждается в правительстве, все меры поддержки экономики можно оценить в 6,5 процента ВВП. Что касается конкретных сумм, то это 200 млрд рублей на здравоохранение и на санитарно-эпидемиологические меры, 250 млрд – на соцподдержку, около 800 млрд – на поддержку отраслей экономики, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), 200 млрд – на поддержку регионов, 400 млрд – на обеспечение сбалансированности внебюджетных фондов.