- Большому Брату – огромные данные
- Ловушка для серых зарплат
- Как забрать долг у Родины
- Ваши данные будут нашими
Тихо и незаметно в России произошла налоговая революция. Теперь ФНС получила реальные инструменты для контроля не только над официальными доходами, но и над расходами граждан. В том, когда реально будут побеждены серые зарплаты, разбирался «Октагон».
До сих пор контроль над расходами россиян носил ситуативный характер. Только отдельные инспекции в регионах иногда предъявляли претензии к тем, кто, не имея официальных доходов, делал крупные покупки, нуждавшиеся в госрегистрации (автомобили, квартиры или земельные участки). Удивительного в этом мало – у налоговиков всегда был доступ как к государственным реестрам, так и к информации о доходах граждан, поэтому сопоставить данные несложно. Лидером в этом деле стала Белгородская область: здесь сотрудникам налоговой службы даже удалось создать положительную судебную практику по взысканию налогов на основании расходов граждан. Ещё в 2014 году в местном суде они смогли доказать, что если гражданин купил квартиру, на которую его официального дохода не хватает, то этот факт однозначно говорит о недоплате в бюджет как минимум 13 процентов с суммы понесённых расходов.
Впрочем, по-настоящему массовыми подобные иски не стали. В других регионах при грамотной защите судьи становились на сторону граждан, указывая, что налоговики не вправе без проведения выездной проверки устанавливать недоимку по налогам, а сам факт покупки дорогой недвижимости или автомобиля не доказывает получение именно в прошлом налоговом периоде облагаемого дохода, да ещё и равного произведённым расходам.
С прошлого года сотрудники налоговой службы прибегают к другой тактике: если покупка явно была не по карману гражданину, они присылают ему письмо с требованием явиться в инспекцию и дать разъяснения, откуда взялись деньги. Фактически речь о создании «налоговых комиссий» для граждан, с которыми давно знакомы бухгалтеры юридических лиц. Они работают так: если налоговые показатели фирмы серьёзно отличаются от средних по отрасли, то налоговики вместе с приглашёнными представителями муниципальных властей и полиции убеждают представителей бизнеса «добровольно» подать декларацию и доплатить налоги – в противном случае они грозят проверками и уголовными делами. Теперь аналогичное давление оказывается и на граждан, которых взял на карандаш инспектор.
«Подарок» из Госдумы
С этого года Госдума расширила арсенал налоговиков. Нужные им поправки, как это обычно случается, были незаметно внесены Правительством ко второму чтению законопроекта на совершенно другую тему – о налоговом контроле внешнеторговых сделок. Теперь банки будут обязаны передавать налоговой службе копии паспортов и доверенностей клиентов, документов, касающихся открытия, ведения и закрытия счёта (включая все договоры), и копии карточек с образцами подписей.
Также банки должны предоставлять по запросу ФНС данные о любых выгодоприобретателях (например, по завещанию) или представителях клиента и данные из реестра ценных бумаг об их владельцах. Нет теперь секрета и в наличии крупных сумм на счетах клиентов – в связи с введённым с этого года налогом на доход по депозитам банки должны предоставлять налоговикам информацию обо всех вкладах.
Кроме того, сведения о расходах граждан собирает сама налоговая – они через кассы магазинов поступают в онлайн-режиме непосредственно в ФНС. Так что теперь налоговая служба может не только самостоятельно сравнивать с официальными доходами траты на регистрируемые объекты, но и собирать информацию о затратах россиян. Фактически депутаты дали зелёный свет контролю над расходами физлиц.
– Удивительно, но теперь у налоговиков больше прав, чем у полиции, – отмечает адвокат коллегии «Николаев, Трусов и партнёры» Артём Николаев. – Однако, если следователи могут запросить данные у банков только в рамках возбуждённого уголовного дела и при разрешении суда, у ФНС соблюдать эти формальности нет необходимости. Все данные будут агрегироваться и анализироваться автоматически.
Для каталогизации досье на граждан в ФНС тоже всё готово: согласно закону, принятому в прошлом году, налоговая служба является оператором единого реестра населения, в котором будет агрегироваться информация о гражданах из всех возможных ведомств: загсов, ГИБДД, Росреестра и других. Похоже, кроме сведений от официальных органов власти, туда попадут и данные кассовых аппаратов и банков.
Налоговый куш
Куш, на который нацеливается ФНС, – очень солидный. Согласно информации Росстата, в год россияне тратят порядка 10 трлн рублей из серых доходов. Если собрать с этой суммы стандартную налоговую ставку в 13 процентов, дополнительные сборы бюджета составят 1,3 трлн рублей – больше половины всех полученных в прошлом году нефтегазовых доходов. Поговорка «люди – новая нефть» приобретает вполне конкретное значение.
Конечно, это не значит, что уже завтра официально безработные, активно расплачивающиеся в торговых центрах банковскими картами привилегированных уровней, получат налоговые претензии и будут вызваны на ковёр в налоговые инспекции. Всё-таки тот беспрецедентный объём данных россиян, который в одночасье обрушится на серверы налоговой службы, необходимо обработать, и не факт, что к этому готовы электронные системы как самой ФНС, так и банков. Да и полноценный ввод в строй единого реестра граждан намечен только на 2023 год.
Кроме того, для автоматического контроля и предъявления претензий налоговой службе придётся решить ряд правовых проблем, связанных с налоговыми проверками физических лиц, а также добиться однозначной, благоприятной для ФНС, судебной практики по подобным делам.
Судя по всему, этими вопросами будет заниматься новая налоговая инспекция, которая сейчас создаётся в структуре ФНС, – специализированная инспекция по состоятельным россиянам. Как признали в налоговой службе, работа с физлицами требует особых компетенций и навыков, которыми обычные инспекторы в настоящее время не обладают.
А после того как новые методики и компетенции будут обкатаны на богатейших россиянах, соответствующие методические рекомендации по контролю над доходами, очевидно, получат и обычные инспекции.