- Стольник Мишустина: форс-мажор авансом
- Правительство чрезвычайного доверия
- Валерий Фёдоров: «После пандемии мы узнаем, чего стоит наше правительство»
Есть множество конспиративных теорий, почему именно перед кризисом президент решил сменить правительство Дмитрия Медведева. И почему выбор остановился именно на экс-главе налоговой службы Михаиле Мишустине. Но ни одна из них не отвечает на очевидные вопросы: почему если новый премьер – «технический», ему позволили назначить на высшие посты сразу четверых «своих» людей? Что он может сделать такого, что не может ни один из его возможных конкурентов? Анализ его последних инициатив не оставляет сомнений в том, какой мандат он получил от президента.
Регистратор Киса
На первый взгляд, Мишустин кажется странным чиновником, ведь он постоянно нарушает основной закон бюрократии, отказываясь расширять свою сферу влияния в госаппарате. Даже когда есть совершенно идеальный момент для этого. Например, он успешно провалил идею бывшего первого «вице» Игоря Шувалова объединить налоговую и таможенную службы в единую структуру, отказался администрировать систему «Платон» и самолично отдал на кормление Алишеру Усманову «марочный налог».
Но при этом потратил множество усилий чтобы, например, получить к себе в управление базу загса. Представляете: отказаться присоединить к себе всю таможню, а взамен получить толстые амбарные книги, в которых фиксируются (вернее, фиксировались) даты рождения, смерти, браков россиян.
Загсы – кладезь данных о гражданах России. Пока не до конца оцифрованных.Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Казалось бы, где свадьбы и где налоги? До сих пор никто не претендовал на должность Кисы Воробьянинова. Но у Мишустина тут другой расклад: получив два года назад в своё распоряжение все регистрационные действия, на базе загса он создаёт… единый реестр населения.
До конца года налоговая служба планирует закончить оцифровку 540 млн сведений из бумажных архивов органов загс начиная аж с 1926 года. Сюда же аккумулируют информацию из двенадцати ведомств: МВД, ПФР, Роструда, ГИБДД. Всё, что известно госорганам о гражданине, попадёт в этот реестр.
Чувствуете? Теперь это не просто амбарная книга, а вполне себе «биг дата»: все ваши родственные связи, имущество, доходы, места работы – вся личная информация с самого рождения россиянина до его смерти будет как на ладони у любого инспектора.
Наш Большой Брат будет из всех братьев самый большой в мире.
Налог со слежкой
Но не только доходы, теперь и все ваши сбережения попадут в этот хитрый реестр. А всё это – с помощью «налога на доход с банковских депозитов». Казалось бы, какой смысл вводить этот налог, если в бюджет он соберёт всего лишь 30–40 млрд рублей? Понятно, что раздражение людей, которые будут вынуждены самостоятельно почти через год после получения дохода заплатить свои кровные в бюджет, будет значительно выше возможной бюджетной выгоды. А всё просто: сейчас налоговики имеют доступ к вашим банковским счетам только во время налоговой проверки. А эту самую налоговую проверку невозможно назначить, если у налоговиков нет обоснованных подозрений, что конкретный налогоплательщик может получать какие-либо серые доходы, с которых не платит налоги. А таковые, если верить Росстату, в России – каждый третий россиянин.
Если у налоговой нет подозрений на ваш счёт, то и проверки нет. Это исправят с помощью недавно введённого налога с депозитов.Фото: Пётр Кассин/Коммерсантъ
Когда налог будет запущен (с 2022 года), таких подозрений может возникнуть очень много. Согласно уже внесённым поправкам в Налоговый кодекс, теперь банки сами будут обязаны сообщать в налоговую службу обо всех открытых гражданином депозитах. Больше никакой бюрократии – все данные будут автоматически обрабатываться в базе данных налоговиков и делать выборку особенно подозрительных граждан.
Россиянин который год числится безработным, но хранит в банке десяток миллионов рублей? Подозрительно. Гражданка официально получает «минималку», но на её маму-пенсионерку записаны роскошная квартира, дача и машина? Давайте-ка проверим, откуда такое счастье.
Сами придут и всё заплатят
Впрочем, реестр реестром, но в регионах налоговыми инспекторами работают самые обычные люди, способные завалить даже беспроигрышное дело. Например, пару лет назад налоговики в регионах пытались наладить возможность начисления налогов фактически на расходы граждан. Реальный случай: многолетний официальный безработный купил недвижимость, налоговики получили данные об этом из Росреестра и доначислили ему на всю сумму покупки подоходный налог: мол, деньги взялись из ниоткуда, а значит, с них точно не был уплачен подоходный налог. Вроде логично, но все подобные дела были потом слиты в суде: подкрепить логику доказательствами налоговики так и не смогли.
Банкиры мечтают получить доступ к базе данных ФНС. Хотя, надо сказать, госбанки всегда имели доступ к информации о доходах физлиц.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
И вот решение от Мишустина: дать банкирам доступ ко всем налоговым реестрам. То есть чтобы не налоговики, а банкиры разбирались со всеми «подозрительными» гражданами. Собственно, уже сами банкиры умоляют налоговую службу дать им такой доступ, чтобы проверять претендентов на налоговые каникулы.
А Герман Греф давно лоббирует уже почти разработанный «ГосТех» – единую систему, которая объединит все банковские и государственные услуги, включая налоговые. Пока официально ФНС заявляет, что доступ банкирам к налоговой тайне не предоставляется, но то, что как минимум госбанки всегда имели доступ к информации о доходах россиян, давно уже не секрет.
На практике это может выглядеть так: система признаёт некоего гражданина подозрительным, но вместо проведения налоговой проверки блокируются все счета – на основании закона 115-ФЗ.
И уже не налоговики будут в суде доказывать, что гражданин не доплатил налоги, а сам гражданин пойдёт в банк с доказательством, что все налоги заплачены.
Люди – это новая нефть для российского бюджета. И сейчас правительство возглавляет именно тот человек, который способен её эффективно добыть. Перерабатывать её и продавать будут, очевидно, другие люди.