- Регионы выстроились в очередь на банкротство
- Кто заплатит за коронавирусную дыру в бюджете
- Борьба за наполнение бюджета убьёт бизнес
2020 год стал кризисным для большинства российских регионов. Локдаун поставил на грань банкротства малый бизнес, подкосил сферы транспорта и промышленности. К середине года объём поступающих в бюджеты налогов упал до критических показателей. Но осенью губернаторы переломили этот тренд. Одни сделали это благодаря хозяйственным навыкам, другие взвалили свои проблемы на плечи Кремля.
«Октагон» изучил отчёты об исполнении бюджетов 16 регионов РФ, играющих ключевую роль в российской экономике и политике. Это Новосибирская область, Тюменская область, Красноярский край, Республика Коми, Краснодарский край, Свердловская область, Ставропольский край, Москва, Татарстан, Калининградская область, Республика Башкортостан, Крым, Сахалинская область, Курганская область, Пермский край и Удмуртия. Их губернаторы вынуждены бороться с наиболее серьёзными проблемами и одновременно реализовывать крупнейшие проекты.
Мы использовали данные о плановых назначениях и результатах финансирования основных статей их бюджетов, опубликованные в отчётах региональных правительств, министерств и департаментов финансов, а также в рамках проекта «Открытый бюджет». В качестве главного критерия для анализа и сравнения мы взяли процент исполнения той или иной статьи.
В целом результаты исполнения региональных бюджетов за 2020 год выглядят довольно оптимистично. Несмотря на введённые для борьбы с пандемией коронавируса ограничения, большинство субъектов РФ собрали запланированный объём доходов и даже перевыполнили назначения. В тройку лидеров по этому показателю вошли Новосибирская область (доходная часть составила 114,1 процента), Тюменская область (110,1 процента) и Красноярский край (108,4 процента). В число отстающих попали Курганская область (95,1 процента), Пермский край (92,7 процента) и Удмуртия (92,6 процента). Но более внимательный анализ бюджетных отчётов свидетельствует о том, что в ряде случаев бюджетные средства расходовались неэффективно и реальная экономическая ситуация на местах ухудшилась.
©octagon.media, 2021
Наиболее показательны данные об исполнении совокупных доходов. Под ними подразумеваются средства, уплачиваемые в казну преимущественно малыми и средними предприятиями: налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, ЕНВД, единый сельхозналог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, и налог на профессиональный доход. Поэтому объём совокупных доходов является идеальным индикатором состояния малого и среднего бизнеса на местах и эффективности оказанной ему поддержки со стороны государства.
В десяти регионах этот показатель вырос. В Ставропольском, Краснодарском и Красноярском краях, а также в Тюменской области он превысил 110 процентов. В Башкирии составил 103,1 процента, на Сахалине – 102,3 процента, в Калининградской области и Удмуртии – 100,9 процента, в Татарстане – 100,5 процента. Бросается в глаза то, что первые строчки рейтинга занимают курортные регионы, пережившие во второй половине лета 2020 года небывалый наплыв туристов, который подтолкнул развитие сферы услуг.
В остальных шести регионах малый и средний бизнес в 2020 году находился под ударом. Его представители не смогли заплатить запланированный объём налогов: Коми – 99,9 процента, Курганская область – 99,6 процента, Пермский край – 91,8 процента, Новосибирская область – 89,8 процента, Свердловская область – 89,7 процента, Москва – 88,8 процента. Предпринимаемые властями этих субъектов действия не помогли предпринимателям в должной мере справиться с последствиями локдауна.
©octagon.media, 2021
Следующий показатель – сборы налога на прибыль – свидетельствует о состоянии экономики регионов в целом. Полнота и своевременность уплаты налога говорит о самочувствии больших предприятий, а на основании НДФЛ можно судить о росте или падении средней белой зарплаты.
В число передовиков попали субъекты, на территории которых расположены крупные промышленные кластеры и особые экономические зоны: Тюменская область (113,3 процента), Красноярский край (111,7 процента) и Калининградская область (105,7 процента).
Не все регионы сумели воспользоваться своим промышленным преимуществом. Не смогли простимулировать собственников крупных предприятий на более активную работу руководители Сахалинской (99,3 процента), Новосибирской (95 процентов), Свердловской (92,1 процента) областей, Москвы (91,2 процента), Удмуртии (87,8 процента), Пермского края (79,1 процента) и Коми (75,7 процента).
©octagon.media, 2021
Не сумев самостоятельно стабилизировать экономическую ситуацию, многие губернаторы обратились за финансовой помощью к федеральной власти. Наиболее крупные транши получили регионы, ранее считавшиеся финансово независимыми и самодостаточными.
Безусловным лидером по этому показателю стала мэрия Москвы. Согласно опубликованной на сайте правительства столицы первоначальной редакции бюджета, объём поступающих в него федеральных траншей не должен был превысить 35 млн рублей. По итогам 2020 года эта сумма составила 288,6 млрд рублей, что более чем в 8 тыс. раз выше первоначального плана. В первую пятёрку просителей также входят один из главных сырьевых регионов страны Республика Коми (273,2 процента), Свердловская область (178,9 процента), власти которой предпочли спасению экономики траты на подготовку к Универсиаде-2023, Новосибирская область (160,5 процента) и Пермский край (121,8 процента).
Ряд субъектов избрал другую стратегию, сделав ставку на собственные силы и умения. В частности, меньший, чем запланировано, объём федеральной финансовой помощи получили Курганская область (96,7 процента), Удмуртия (95 процентов) и Сахалин (93,5 процента).
©octagon.media, 2021
Увеличить запланированный в своих бюджетах объём расходов смогла только получившая рекордную федеральную помощь Свердловская область (102,6 процента). Все остальные регионы ощутимо затянули пояса. В наибольшей степени расходы сократили Ставропольский край (92,3 процента), Курганская область (88,8 процента) и Пермский край (88,4 процента).
©octagon.media, 2021
Свердловская область также стала одним из двух регионов, превысивших запланированный бюджетный дефицит. Он составил почти 29,5 млрд рублей, или 100,2 процента от назначений. По этому показателю свердловчан обошла лишь Республика Удмуртия, итоговый дефицит бюджета которой достиг 109,9 процента от планового показателя.
Остальные территории методично боролись с дефицитом. Москва к концу 2020 года свела этот показатель к 39,1 процента от планового, Курганская область – к 15,9 процента, Краснодарский край – к 3,1 процента. Ставропольский край, Калининградская область, Крым и Красноярский край при запланированном бюджетном дефиците закончили год с профицитом.
©octagon.media, 2021
Столь же противоречивыми выглядят и результаты исполнения расходных частей бюджетов. Единственным регионом, превысившим плановый показатель по финансированию раздела «Национальная экономика», стала Свердловская область (111,5 процента). Но, учитывая упомянутое выше ухудшение бюджетных экономических показателей, эффективность этих дополнительных трат можно подвергнуть сомнению.
Остальные субъекты снизили объём бюджетных инвестиций в поддержку экономики. Последние строчки в списке заняли Пермский край (89,2 процента), Курганская область (87,1 процента) и Тюменская область (77,1 процента).
©octagon.media, 2021
В период пандемии особое значение приобрели расходы на здравоохранение. Из рассмотренных «Октагоном» субъектов РФ увеличили их только Тюменская и Свердловская области (158,3 и 143,1 процента соответственно).
В наибольшей степени недофинансировали медицину Курганская область, Пермский край и Республика Крым (86,5, 83,7 и 78 процентов соответственно).
©octagon.media, 2021
Несколько иным стал список регионов, решивших сэкономить на социальной политике. Недовыполнили годовые назначения по данному разделу Татарстан, Курганская и Тюменская области (95,5, 94,7 и 94,1 процента соответственно). Превысила плановый показатель благодаря федеральным финансовым вливаниям только Свердловская область (110,2 процента).
©octagon.media, 2021
Свердловская область также оказалась единственным регионом, превысившим утверждённые объёмы финансирования СМИ – 126,7 процента от годовых назначений. Во всех других субъектах расходы на прессу оказались практически равными запланированным – от 96 до 99 процентов. Одним из следствий повсеместного финансирования прессы стало снижение числа критических публикаций о принимаемых губернаторами и их командами решениях.
©octagon.media, 2021
Одним из наиболее неожиданных стало решение губернаторов сэкономить на охране окружающей среды, которая и в лучшие времена финансировалась по остаточному принципу. Практически выполнили план по выделению средств на эти цели лишь три региона – Коми, Крым и Сахалинская область (99,9, 99,9 и 99,8 процента соответственно). Остальные субъекты в разных пропорциях урезали эту статью. Больше всего средств недосчитались экологи Тюменской области (76,1 процента), Свердловской области (75 процентов) и Пермского края (63,5 процента).
©octagon.media, 2021
Схожая судьба постигла культуру и кинематографию. В наибольшей степени поддержали работников искусства власти Коми (98,7 процента), Сахалина (98,3 процента) и Краснодарского края (98 процентов).
Под наибольшее сокращение раздел попал в Москве (87,3 процента), славящемся своими проектами в сфере культуры Пермском крае (88,1 процента) и готовящейся к Универсиаде-2023 Свердловской области (86,9 процента).
©octagon.media, 2021
Вызывает вопросы и судьба регионального ЖКХ. Ни один из регионов не выделил средства на его нужды в запланированном объёме. Максимальная экономия на жилищно-коммунальном хозяйстве зафиксирована в Ставропольском крае (86,9 процента), Пермском крае (84,6 процента), Удмуртии (82,9 процента), Курганской области (81,6 процента) и Тюменской области (81,6 процента).
©octagon.media, 2021
Одним из наиболее существенных стал разброс в итогах финансирования регионами раздела «Общегосударственные вопросы», подавляющая часть средств по которому направляется на содержание органов власти. В максимальном объёме его исполнили Крым (98,9 процента), Коми (95,3 процента) и Татарстан (94 процента). В числе наиболее сэкономивших на содержании чиновников оказались Пермский край (79,9 процента), Курганская область (76,1 процента) и Москва (61,5 процента).
©octagon.media, 2021
Принятые регионами бюджеты на 2021 год свидетельствуют о намерении губернаторов и их команд переломить кризисные тенденции и увеличить поступления в казну. В связи с этим приоритеты в их работе должны существенно измениться.
Руководитель Института региональной экспертизы Дмитрий Михайличенко отметил в разговоре с «Октагоном», что российские субъекты можно условно разделить на две большие группы – регионы развития и дотационные регионы. В связи с пандемией экономические и бюджетные проблемы начали испытывать не только дотационные, но и ориентированные на экспорт регионы развития.
– Это, например, прослеживается по показателям Тюменской и Свердловской областей, Башкортостана и Татарстана. В 2020 году Правительство РФ выделило регионам трансферты, но их на восстановление экономики во многих регионах не хватило. Налоговая база продолжает падать. Уже звучали экспертные мнения, что одна из причин этого – отсутствие установленных прозрачных критериев выделения этих средств, – пояснил Михайличенко.
Эксперт напомнил, что одним из ключевых моментов стало выступление на декабрьском заседании Госсовета губернатора Челябинской области Алексея Текслера с просьбой предоставить регионам право увеличить предельно допустимый норматив госдолга для субъектов РФ.
– И теперь власть стоит перед развилкой. С одной стороны, дать возможность регионам уходить в займы – значит поддерживать финансовый «разгуляй» и нарушение бюджетной дисциплины. С другой стороны, скоро выборы в Госдуму, и отказать регионам в праве наращивать долги – значить поставить под сомнение финансирование важных программ и, как следствие, результаты голосования. Мы прогнозируем, что к концу 2021 года уровень госдолга российских регионов вырастет с сегодняшних 2,5 трлн рублей и составит порядка 3 трлн, – отмечает Михайличенко.