Премьер Михаил Мишустин объявил о «мобилизации доходов» бюджета для выполнения социальных программ. На борьбу с экономическим кризисом и второй волной коронавируса раскошелиться придётся не только нефтяникам и другим сырьевым отраслям, но и обычным гражданам.
Госдума приняла в первом чтении поправки к Налоговому кодексу, уже окрещённые главой Правительства «мобилизацией доходов». Под этим полувоенным термином премьер подразумевает введение в действие знакомой советской продразвёрстки: социальные задачи, стоящие перед чиновниками, будут реализованы за счёт повышения налогов. Перераспределение доходов крупного бизнеса и обеспеченных россиян пройдёт, как обещают чиновники, в пользу социально незащищённых слоёв населения.
Второй заход удачный
Минфин даже не скрывает, что разрабатывал налоговые поправки в режиме строжайшей секретности, ведь сама идея повышенного налогообложения для металлургов и химиков выдвигалась ещё в 2017 году тогдашним помощником президента, а ныне первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Он предлагал изъять у металлургических и химических компаний сверхдоходы – дополнительную прибыль, которая образовалась «благодаря рыночной конъюнктуре» и не зависит от действий руководства компаний. Основным доводом Белоусова было то, что металлурги и химики, хотя и являются сырьевиками, платят меньше налогов, чем нефтяники – в среднем, по его расчётам, 7 процентов против 28 процентов в нефтяной отрасли. При этом только в 2017 году они получили 1,5 трлн рублей прибыли.
Белоусов предлагал изъять у сырьевых экспортёров 513 млрд рублей и благодаря этой мере не повышать НДС для всей России.
Однако из-за утечки этой информации в СМИ металлурги и химики смогли быстро мобилизоваться, и в результате было принято другое решение – повышение НДС на два процентных пункта с 2019 года. После такой непопулярной меры министр финансов Антон Силуанов публично пообещал, что уж теперь-то в течение шести лет налоговый режим точно меняться не будет. Продержалось это обещание менее двух лет.
Минфин предлагает со следующего года повысить налог на добычу калийных солей и руд цветных металлов в 3,5 раза. По расчётам Силуанова, это принесёт российскому бюджету относительно скромные 56 млрд рублей в 2021 году. В первую очередь нововведение коснётся производителей удобрений, таких как «ФосАгро», «ЕвроХим», «Уралкалий», а также металлургических комбинатов РУСАЛ, «Норникель» и НЛМК.
Антон Силуанов публично пообещал, что в течение шести лет налоговый режим точно меняться не будет. Обещание «прожило» менее двух лет.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Хотя компании начали активно протестовать против такого «раскулачивания», по расчётам Правительства, они не слишком обеднеют: после реформы предприятия потеряют всего лишь от 1 до 6 процентов прибыли при текущей рентабельности в 20–50 процентов.
Отменять уже повышенный НДС для всех россиян, понятно, никто не собирается.
Заштопали нефтяные дыры
Расстаться с частью сверхдоходов придётся и нефтяникам. В рамках программы «мобилизации» Минфин корректирует введённую в России с 1 января 2019 года «экспериментальную» систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтяной отрасли. Сейчас ставка НДД составляет 50 процентов, и она компенсируется пониженным НДПИ и экспортной пошлиной для нефти, добываемой на месторождениях, которые входят в этот эксперимент. Для ряда таких месторождений НДПИ составляет всего один рубль на тонну нефти, в то время как стандартная ставка налога составляет 919 рублей.
Из-за увеличения налога для месторождений сильно раскошелиться придётся «Роснефти», «Газпром нефти», «Татнефти» и ЛУКОЙЛу.Фото: Игорь Онучин/ТАСС
Поправки Минфина не только увеличивают налог для месторождений на НДД, но и убирают часть уже существующих льгот по НДПИ для месторождений, которые платят налоги по старой схеме – в первую очередь для выработанных скважин. Кроме того, рассматриваются все ранее выданные льготы и по экспортной пошлине. В результате объём дополнительных поступлений ожидается в размере 237 млрд рублей в год. Пойти на издержки предстоит практически всем нефтяным компаниям, но наиболее сильный удар почувствуют «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть» и ЛУКОЙЛ.
Курильщикам на здоровье
Впрочем, Правительство залезет в карман и обычных россиян, в первую очередь – курильщиков. Со следующего года пачка сигарет подорожает в среднем на 20 рублей за счёт внепланового увеличения акцизов – сразу на 20 процентов. Таким нехитрым способом с курильщиков соберут даже больший дополнительный доход, чем с металлургов и химиков, – 70 млрд рублей. Минфин не скрывает, что повышение акцизов нужно для «выполнения социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии».
Курение, похоже, станет не просто вредной для здоровья привычкой, но и дорогим удовольствием.Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Производители табака, в свою очередь, пугают финансистов уходом табачного бизнеса в тень, поскольку разница в цене между легальной пачкой сигарет и контрабандной составит порядка 100 рублей. При этом уже сейчас ведение теневой деятельности характерно более чем для 15 процентов всего табачного рынка, из-за чего бюджет недополучает около 100 млрд рублей в год.
Для богатых и не очень
Впрочем, и для некурильщиков в Налоговом кодексе нашлась статья, и не одна.
Во-первых, для владельцев офшоров налог на дивиденды вырастет с 0–5 до 15 процентов. Соответствующее поручение ещё весной дал Владимир Путин; налоговые соглашения с самыми популярными юрисдикциями, Кипром и Мальтой, уже переподписаны. От реализации этой меры бюджет будет получать 140 млрд рублей в год.
Во-вторых, со следующего года вводится налог с депозитов: платить его будут все те, у кого открыт депозит в банке на сумму свыше 1 млн рублей или кто приобрёл облигации на ту же сумму. За вычетом так называемого необлагаемого процентного дохода со всего депозитного заработка придётся заплатить налог – 13 процентов. В результате бюджет пополнится на 80–100 млрд рублей.
Ну и напомним про самый болезненный налоговый удар для простых граждан – налог с депозитов свыше 1 млн рублей.Фото: Станислав Красильников/ТАСС
В-третьих, Минфин фактически отменяет плоскую шкалу подоходного налога. Для россиян, зарабатывающих в год более 5 млн рублей, ставка НДФЛ поднимается до 15 процентов. Как уже писал «Октагон», поручение президента Путина Минфину разработать специальную методику и «окрасить» эти деньги так, чтобы все они шли только на лечение больных детей, выполнено не было. Деньги для детей (60 млрд рублей в год) Минфин пообещал зарезервировать в рамках программы «Здоровье», однако никаких конкретных обязательств это обещание не несёт.
Таким образом, только за счёт повышения налогов Правительство намерено дополнительно собрать 700–800 млрд рублей, что покроет около четверти суммы, необходимой для борьбы с последствиями пандемии (4 трлн рублей). Как говорил Антон Силуанов, «по ниточке со всех мер собирали».
С голого по нитке – бюджету костюмчик.
Как писал «Октагон», наряду с вёрсткой бюджета и нацплана проходит «мобилизация доходов» – подготовка новых поправок к Налоговому кодексу. Новые расходные обязательства на фоне торможения роста экономики могут обернуться изъятием средств у высокодоходных компаний – идею продвигает Белоусов.