Правительство внесло в Госдуму законопроект, возвращающий прогрессивную шкалу подоходного налога. Пока в ней только одна ступень: если гражданин заработал более 5 млн рублей в год, то НДФЛ с «превышения» повышается с 13 до 15 процентов. Все деньги пойдут на лечение детей с тяжёлыми заболеваниями, пообещал президент. Однако у Минфина на этот счёт иное мнение.
О необходимости ввести «налог для богатых» президент РФ Владимир Путин объявил в июне текущего года. Он подчеркнул, что дело не в экономическом кризисе, который заставляет поднимать налоговое бремя, а только в социальной справедливости. Все дополнительно полученные деньги (по предварительным подсчётам, около 60 млрд рублей в год) он поручил направлять только на лечение детей с редкими и тяжёлыми заболеваниями, средства на операции которым сейчас собирают через благотворительные марафоны на госканалах.
«Эти средства предлагаю “окрасить”, как говорят специалисты, защитить от любого другого использования и целевым образом направлять на лечение детей с тяжёлыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций».
Владимир Путин
президент России
Интересно, что первыми идею одобрили госчиновники. Например, главред RT Маргарита Симоньян и основатель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, которые, по их признанию, зарабатывают больше пороговой суммы и порадовались новым отчислениям в бюджет.
«Очень рада, что теперь государство принудительно слегка подраскулачит тех, кто этого не делал. А те, кто это делал и так, такому подраскулачиванию будут только рады», – заявила Симоньян.
Формально именно чиновники будут плательщиками нового налога – белые зарплаты выше 400 тыс. рублей в месяц сейчас существуют в основном на госслужбе или в государственных корпорациях. В коммерческом секторе в отношении подобных выплат придерживаются идеологии «Black Cash Matter» и не платят вообще никакие налоги. Но, как правило, любые налоговые изъятия для чиновников и сотрудников госкорпораций компенсируются за счёт бюджета – их зарплата увеличивается на сумму НДФЛ, чтобы на руки они получали «чистыми». Не говоря уже о том, что, в отличие от доходов обычных россиян, оклады чиновников постоянно индексируются и повышаются. Поэтому для них введение «налога для богатых» не приведёт к снижению доходов (даже на эти жалкие два процента), при этом они смогут чувствовать себя благородными донами, помогающими детям. Но ведь и ранее ничто не мешало им отчислять два процента от своих многомиллионных зарплат на благотворительность.
Под новые налоговые ставки точно попадут не богатеи, а индивидуальные предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения и по действующим правилам уплачивают стандартный налог в 13 процентов. Теперь в случае превышения порога годового дохода в 5 млн рублей для них налог повысится до 15 процентов. Чтобы не платить по повышенной ставке, им придётся перейти на один из специальных налоговых режимов – например, на «упрощёнку».
Впрочем, повышенная ставка может коснуться не только их. Внесённый Минфином законопроект порождает двойные трактовки – например, неясно, будет ли применяться повышенная ставка НДФЛ 15 процентов в отношении доходов, полученных гражданами от реализации дорогостоящего имущества. Сейчас такие доходы облагаются по ставке 13 процентов, если срок владения таким имуществом меньше законодательно установленного предела (пять лет). И как при этом будут применяться вычеты? По действующим правилам они уменьшают только тот доход, который облагается НДФЛ 13 процентов, иначе получается, что «налог для богатых» придётся платить и тому, кто продаст однушку в Москве.
Впрочем, что точно не предусмотрено законом, так это поручения Путина «окрасить» эти дополнительные два процента, взимаемые с «богатых», чтобы все деньги до копейки гарантированно шли на лечение детей. Такая «окраска» действительно нужна, ведь, согласно Налоговому кодексу, НДФЛ – это налог, который поступает в региональные и местные бюджеты. И если не предусмотреть специального механизма, деньги поступят в бюджеты субъектов, которые смогут их потратить в соответствии со своими представлениями о благотворительности и текущими нуждами региона. И… этого защитного механизма во внесённом законопроекте нет.
Как указано в финансово-экономическом обосновании, вместо «окраски» Минфин в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» просто запланировал на следующие три года по 60 млрд рублей на лечение детей с тяжёлыми и хроническими заболеваниями.
Но и регионы этих денег не получат – весь «налог для богатых» будет зачисляться непосредственно в федеральный бюджет, отмечается во внесённых документах.
Хитрость в том, что так как эти деньги не «окрашены» и не «защищены», проверить, какая сумма была реально собрана посредством дополнительного налога, будет довольно проблематично. И куда пойдут «излишки», уплаченные сверх расчётных и запланированных 60 млрд рублей, неясно, но точно не детям. Кроме того, по истечении трёх лет никто не сможет заставить Минфин снова запланировать в бюджете эти средства, и в итоге эти два процента просто станут в нём дополнительным источником дохода. А деньги для детей мы вновь будем собирать посредством эсэмэсок.