- Ингушетия теряет управление
- Борьба за наполнение бюджета убьёт бизнес
- Кто заплатит за коронавирусную дыру в бюджете
- План восстановления и наказания
Госсовет запоздал с инициативой об отмене максимальных планок дефицита и госдолга при формировании региональных бюджетов. Субъекты РФ уже сегодня массово нарушают запреты, содержащиеся в Бюджетном кодексе. В ближайшие три года их кредитная нагрузка вырастет в разы, на этом фоне президент призвал не допустить массового обращения регионов за кредитами в банки. «Октагон» изучил проекты бюджетов субъектов на следующие три года и выяснил, что ряд регионов рискует разделить участь Ингушетии, в отношении которой введено частичное внешнее управление Минфина; другие, будучи формально регионами-донорами, гигантскими темпами наращивают свой госдолг. Среди последних… Москва.
«Сейчас нужно сделать всё, чтобы регионам не пришлось для покрытия дефицитов, для погашения бюджетных и казначейских кредитов снова и снова искать так называемые дорогие ресурсы на рынке, у коммерческих банков и тем самым отвлекать средства от задач социального и экономического развития», – сказал Владимир Путин на совещании с членами Правительства.
Риск роста коммерческих кредитов может появиться после того, как для регионов будет повышена планка дефицита. Вопрос о пересмотре строгих норм бюджетного планирования был поднят на октябрьском заседании Госсовета. Участвующие в нём губернаторы заявили, что содержащиеся в Бюджетном кодексе запреты не позволяют в достаточной мере финансировать мероприятия по борьбе с пандемией и восстановлению пострадавшей от неё экономики. Одна из статей закона ограничивает предельный дефицит дотационных субъектов планкой в 10 процентов, экономически самостоятельных – в 15 процентов. Дотационные субъекты вправе брать в долг сумму, не превышающую 50 процентов от их собственных доходов, для экономически самостоятельных регионов этот показатель не может быть выше 100 процентов.
Президент Владимир Путин дал премьеру Михаилу Мишустину поручение разработать критерии, на основании которых регионам будет позволено нарушать установленные ограничения. Эти критерии должны быть представлены до 15 января 2021 года. Однако послабления помогут не всем.
В начале ноября критическая ситуация сложилась в Ингушетии. О приближающейся катастрофе новый глава региона Махмуд-Али Калиматов предупреждал ещё в августе 2019 года. Он заявлял, что без вмешательства со стороны федеральных органов власти Ингушетию ждёт коллапс в ключевых сферах экономики. В 2020 году его прогноз сбылся. Республика получила лишь 2,65 млрд рублей собственных доходов. Это значительно выше накопленного регионом госдолга – 3,33 млрд рублей. Глава республики должен подписать с Минфином РФ соглашение об ограничении кассовых выплат по бюджетным расходам, приостановлении капвложений в ряд проектов и привлечении новых займов.
©octagon.media, 2020
Спустя несколько дней глава минфина Ингушетии Магомет-Шарип Эсмурзиев пояснил, что о банкротстве или введении внешнего управления республиканским бюджетом речи не идёт, вводятся лишь ограничительные меры.
«В настоящее время бюджет республики находится в штатном режиме ˂…˃. Всё производится, особенно в текущем году, – и социальные выплаты, и зарплаты, и пенсии и льготные компенсации – в штатном режиме и в полном объёме ˂…˃. Так что оснований для беспокойства населения пока нет», – заявил глава минфина в видеообращении на сайте ведомства.
Удмуртские ревизоры обвинили губернатора
Первые вопросы к руководству Удмуртии появились у ревизоров в феврале 2020 года. Именно тогда глава государственного контрольного комитета республики Борис Сарнаев сообщил о выявленных по итогам 2019 года 506 финансовых нарушениях в работе правительства на общую сумму 2,3 млрд рублей.
Спустя неделю губернатор Александр Бречалов эмоционально прокомментировал доклад в местных СМИ, назвав содержащиеся в нём тезисы «не столько критикой, а вполне сформулированным обвинением». Следом агентство «Национальные кредитные рейтинги» опубликовало доклад, в котором сообщило о сокращении ликвидных резервов в 62 субъектах РФ. По расчётам экспертов, на тот момент они уже были полностью исчерпаны в трёх регионах – Удмуртии, Мордовии и Ульяновской области.
Отсутствие ресурсов и экономический кризис заставил власти республики пойти на дальнейшее наращивание долгов. Если в первоначальной версии бюджета на 2020 год доля предельной долговой нагрузки на региональный бюджет составляла 78,4 процента, то в проекте бюджета на 2021 год она выросла до 114,8 процента. В 2022 и 2023 годах этот показатель начнёт медленно снижаться до 108,7 процента и 102 процентов соответственно.
Рассмотрение саратовского бюджета переросло в митинг
2020 год начался с конфликта между правительством и Счётной палатой Саратовской области. Ревизоры выявили по итогам проверок, 718 совершённых в 2019 году, финансово-бюджетных нарушений на общую сумму 1,483 млрд рублей. 89 из них (на сумму 1,316 млрд) были допущены при формировании и исполнении бюджета. Со скандала началось и обсуждение проекта бюджета области на 2021–2023 годы. Депутаты-коммунисты пытались пронести в зал для пленарных заседаний плакаты, но их не пустили сотрудники ЧОП.
В первоначальной версии проекта саратовского бюджета на 2020 год была заложена предельная долговая нагрузка на уровне 71,1 процента. Предполагается, что в 2021 году её максимальный уровень вырастет до 86,7 процента, в 2022 году – до 92,6 процента, в 2023 году – до 91,8 процента.
Мордовия в чёрном списке Счётной палаты РФ
Мордовия стала героем последнего доклада Счётной палаты РФ. Ревизоры заявили, что власти региона не справляются с управлением госдолгом. В 2017–2019 годах там зафиксированы нарушения бюджетного законодательства на сумму 4,6 млрд рублей.
В первоначальной версии республиканского бюджета на 2020 год максимальный размер госдолга составлял 107,4 процента от объёма собственных доходов. В октябре в него были внесены поправки, поднимающие планку до 182,8 процента. Этот лимит на сегодняшний день почти выбран – согласно официальным данным минфина республики, на сегодняшний день Мордовия задолжала 49,1 млрд рублей.
©octagon.media, 2020
Причиной наращивания госдолга Мордовии в Счётной палате РФ считают низкое качество бюджетного планирования: местные власти закладывают в бюджет необоснованные источники финансирования. Перспективы региона на последующие три года пока остаются туманными – проект бюджета на 2021–2023 годы до сих пор не опубликован.
Хакасия трижды просила помощи у Москвы
Ещё один антилидер по кредитной нагрузке – Хакасия. Верховный совет республики уже трижды просил у федерального центра финансовой помощи на погашение госдолга. В октябрьском обращении 2017 года указывалась необходимая сумма поддержки – 28,2 млрд рублей. Республика получила лишь часть этих средств.
В письме, направленном в марте 2020 года на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина, верховный совет Хакасии сообщил следующее: «На сегодняшний день в 64 из 99 муниципальных образований Республики Хакасия заблокированы лицевые счета бюджетных учреждений ˂…˃. Не производится оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под угрозой отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы».
Согласно первой версии республиканского бюджета на 2020 год, госдолг региона не должен был превысить 23 млрд рублей (99,1 процента от собственных доходов). Местные экономисты предупреждали, что документ основан на нереалистичном прогнозе о росте цен на уголь и алюминий.
Их опасения сбылись: по итогам первого полугодия Минфин РФ зафиксировал рост долговой нагрузки на региональную казну до 127,5 процента.
Проект бюджета Хакасии на 2021–2023 годы не оставляет региону надежд на улучшение ситуации. Несмотря на запланированный рост собственных доходов (с 24,5 млрд до 27,5 млрд рублей), максимальный уровень госдолга республики закрепится на рекордном уровне. В 2021 году он составит 98,9 процента, в 2022 году – 96,1 процента, в 2023 году – 95,2 процента.
Медленно снижают закредитованность
На верхних строчках списка регионов с максимальной предельной кредитной нагрузкой укрепились Орловская и Костромская области. Оба субъекта РФ медленно снижают уровень закредитованности. В первом этот показатель был запланирован на 2020 год в размере 99,2 процента. В 2021 году он должен составить не более 84,4 процента, в 2022 году не должен превысить 78,7 процента, в 2023 году – 75,4 процента. В Костромской области следующий график: 2020 год – 80,8 процента, 2021 год – 80,8 процента, 2022 год – 73,8 процента, 2023 год – 66,2 процента.
Представители федеральной власти на удивление позитивно относятся к этим цифрам. Во время состоявшегося в июле 2020 года в Костроме выездного заседания комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам заместитель председателя Счётной палаты РФ Галина Изотова отметила, что «финансовая система Костромской области в период пандемии проходит достаточно спокойно».
На четверть планирует увеличить максимальную долговую нагрузку Новгородская область.
В бюджете на 2020 год она была установлена на уровне 60,7 процента. В проекте бюджета на очередную трёхлетку предельный уровень госдолга на 2021 год установлен в размере 75,2 процента, на 2022 год – в размере 76,6 процента, в 2023 году он не должен превысить 75,1 процента. В комментариях для СМИ губернатор региона Андрей Никитин пояснил, что напряжённая ситуация с бюджетом вызвана выпадением из бюджета в связи с пандемией доходов на сумму почти 6 млрд рублей. Федеральная помощь в размере 1,1 млрд рублей лишь частично компенсирует эти убытки.
Москва и Подмосковье покрывают коронавирусные потери
Абсолютным лидером по росту предельного размера госдолга стала Москва. В первоначальной версии столичного бюджета на 2020 год её власти взяли на себя обязательство не повышать объём задолженности города более чем на 70 млрд рублей (2,5 процента от доходов). Но уже в ближайшие месяцы эта цифра начнёт стремительно расти. Согласно опубликованному в «Российской газете» проекту трёхлетнего бюджета, в 2021 году максимальная планка госдолга Москвы будет поднята до 426 млрд рублей (16,1 процента от доходной части бюджета), в 2022 году – до 574,5 млрд рублей (19,8 процента), в 2023 году – до 618,6 млрд рублей (19,5 процента). На 2021 год также запланирован и рекордный уровень бюджетного дефицита – расходная часть превысит доходную на 19,2 процента.
Глава Москвы Сергей Собянин выступил с разъяснением о том, что рост кредиторской задолженности призван компенсировать выпадающие в связи с пандемией из казны доходы в размере 500 млрд рублей.
Мэр заверил, что новые займы не повлияют на устойчивость городской казны. Более того, объём социальных расходов вырастет в 2021 году на 90 млрд рублей. Их доля составит до 56 процентов от расходной части бюджета.
©octagon.media, 2020
С аналогичной ситуацией столкнулась Московская область. Регион недополучит доходы в размере 133 млрд рублей. При этом по итогам 2020 года на борьбу с заболеваемостью COVID-19 Подмосковье планирует потратить порядка 60 млрд рублей. В связи с этим предельный уровень госдолга с 41,1 процента в текущем году планируется повысить в 2021 году до 61,3 процента, в 2022 году – до 67,1 процента, в 2023 году – до 76,6 процента.
Перестраховочная паника в Санкт-Петербурге
Стремительно продолжит наращивать уровень государственного долга и правительство Санкт-Петербурга. Его максимальный уровень на 2020 год был запланирован в размере 100,9 млрд рублей (18,5 процента). Представители Смольного довольно быстро вычерпали этот лимит. По данным департамента финансов Санкт-Петербурга, текущий долг региона на 1 января составлял 30,1 млрд рублей, на 1 ноября – уже 85 млрд рублей.
Вскоре эти цифры могут увеличиться в несколько раз. Согласно опубликованному проекту бюджета, предельный уровень госдолга города будет расти быстрее доходов. В 2021 году его максимальный размер составит 225,3 млрд рублей (37,7 процента от налоговых и неналоговых доходов), в 2022 году – 277,4 млрд рублей (42,6 процента), в 2023 году – 317,3 млрд рублей (44,5 процента).
Метро Петербурга не вынесло конкуренции с коронавирусом за бюджет
В Санкт-Петербурге регулярно меняются губернаторы, а вместе с ними – сроки строительства метро.
Перейти к материалуПредставители Смольного и городского парламента сообщают СМИ, что повышение предельного норматива – перестраховочная мера, на обязывающая правительство города оформлять весь разрешённый объём займов. Звучат и другие мнения, что курс властей города на повышение кредитной нагрузки уже сегодня вызывает «лёгкую панику» элит.
Промышленность и инвестиции не способны противостоять долгам
Ещё одной тревожной тенденцией стало повышение долговой нагрузки на бюджеты регионов, экономика которых базируется на крупных промышленных предприятиях. Наиболее масштабный рост предельного уровня госдолга планируется в Пермском крае, собственные доходы которого снизились на 29–30 млрд рублей. В первоначальной версии проекта бюджета на 2020 год он был запланирован на уровне 20,1 процента. Согласно очередному опубликованному трёхлетнему проекту бюджета, в 2021 году он составит 51,4 процента, в 2022 году – 62,7 процента, в 2023 году – 73,6 процента.
©octagon.media, 2020
Стремительно увеличивает долги и специализирующаяся на авиа- и автомобилестроении Ульяновская область. В первой версии проекта бюджета на 2020 год их максимальная доля составляла 51,7 процента, в проекте бюджета на 2021 год она установлена в размере 78,4 процента, на 2022 год – 63,2 процента, на 2023 год – 65,5 процента.
Правительство Свердловской области влезает в дополнительные долги для подготовки к проведению в Екатеринбурге Универсиады-2023. Только в следующем году на эти цели региональным властям необходимо найти почти 13 млрд рублей.
В первоначальной версии свердловского бюджета на 2020 год максимальный объём госдолга составлял 38,5 процента. Предполагается, что в 2021 году он вырастет до 62,3 процента от собственных доходов, в 2022 году – до 70,9 процента, в 2023 году он немного снизится – до 63,5 процента.
Оказалась не в состоянии противостоять бюджетным проблемам и Калужская область, входящая в топ рейтинга лучших по инвестиционной привлекательности субъектов РФ. При принятии бюджета на 2020 год планировалось, что максимальный уровень её госдолга составит 46,7 процента. На 2021 год этот показатель запланирован на уровне 52,3 процента, на 2022 год – 47,3 процента, на 2023 год – 37,1 процента.
Не стала панацеей от экономического кризиса даже золотодобыча, на основе которой строится экономика Магаданской области. В первой версии бюджета-2020 её предельный госдолг был зафиксирован на отметке 39,5 процента. Предполагается, что в 2021 году он составит 57,8 процента, в 2022 году – 52,9 процента, в 2023 году – 48,9 процента.
Проекты бюджетов остальных регионов на 2021–2023 годы либо пока не опубликованы, либо заложенные в них цифры не превышают действующих нормативов Бюджетного кодекса.