Хабаровск кричит, гудит и ищет губернатора

Хабаровск кричит, гудит и ищет губернатора

Политика 15 июля 2020 Иван Зуев

Первый будний день после митинговых выходных в Хабаровске начинался тихо. Было непонятно, будут ли сторонники арестованного за организацию убийств губернатора края Сергея Фургала так же активны. Накануне якобы обещали продолжение: в пабликах активисты припоминали, что в толпе звучала идея выходить на улицу каждый вечер. У протеста, как и у края в эти дни, нет явных руководителей, но в обоих случаях процессами кто-то управляет.

С обеда на центральной площади имени Ленина начала собираться полиция, ближе к вечеру прошло построение. Казалось, пик митинговой активности пройден: центр города под контролем силовиков, несанкционированные (а других нет) акции будут пресечены.

Зато в чатах протестующих – полная противоположность организованным полицейским – творился бардак. Где и когда будет проходить новая акция и будет ли вообще, не знали даже сами участники. Вместо даты и места – обсуждение слухов о прибывших в Хабаровск из Ростова-на-Дону, Центральной России и даже из Крыма росгвардейцах. Одновременно писали о «заезжих провокаторах», которых якобы кто-то уже закинул в город.

О них же говорили в краевой администрации, где свою причастность к митингам (версия из популярных) категорически отрицают.

С обращением к жителям выступила пресс-секретарь Фургала Надежда Томченко. В своём инстаграме она призывала прекратить несанкционированные митинги и не слушать провокаторов – тема провокаторов стала одной из главный после выходных. Для масштабных протестных акций история обычная: такие же слухи ходили во время протестов против строительства храма в Екатеринбурге и на протестах на выборах в Мосгордуму.

Юрий Трутнев приехал в Хабаровск, чтобы убедиться в стабильной работе властей региона в отсутствие губернатора Сергея Фургала, арестованного по делу об организации убийств.Юрий Трутнев приехал в Хабаровск, чтобы убедиться в стабильной работе властей региона в отсутствие губернатора Сергея Фургала, арестованного по делу об организации убийств.Фото: пресс-служба Ю. Трутнева/ТАСС

Единственной достоверной новостью стал прилёт в Хабаровск Юрия Трутнева – зампреда правительства РФ, полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе. Говорили, что его самолёт приземлился ещё накануне, когда Хабаровск митинговал. Днём по видеосвязи он провёл совещание с президентом Владимиром Путиным, затем – сеанс психотерапии с жителями края (разумеется, через камеры местных журналистов).

«Давайте разойдёмся!»

Только ближе к вечеру стало понятно, что акция всё же состоится, а к несанкционированному шествию добавится автопробег. Место сбора участников анонимные организаторы скрывали в телеграм-каналах до последнего часа.

Жители Хабаровска уже несколько дней протестуют против ареста Сергея Фургала ©octagon.media

К 18 часам протестующие – не больше 600-700 человек (на первые митинги вышло несколько десятков тысяч жителей) – собрались перед краевой администрацией и нестройно двинулись по тротуару центральной улицы Муравьёва-Амурского. Полиция следила, но никак не участвовала.

В это же время где-то на окраине города собирались участники автопробега. Возникло чувство, что протестное движение на самом деле стихийное: слишком неорганизованно и хаотично выглядело происходящее.

К 20 часам пешая колонна вернулась к краевой администрации – на площадь Ленина. По пути она заметно пополнилась активистами, школьниками и детьми на самокатах и велосипедах. Прозвучал одинокий автомобильный гудок. Пятилетняя девочка, которая позировала маме для фото, вдруг закричала: «Я за Фургала! Я за Фургала!» С ударением на первый слог.

– Ты хоть знаешь, кто это такой? – строго спросила старшая сестра. Родитель засмеялся.

Ощущение Первомая, а не политической акции.

Первыми на митинге у здания администрации выступили полицейские: «Всё происходящее незаконно, лица участников будут фиксировать камеры!» Только полицейский мегафон выключился, к толпе, как по сигналу, ринулись два молодчика. Один из них, размахивая руками как на футбольном матче, попытался прочитать собравшимся текст, похожий по смыслу на обращение пресс-секретаря Надежды Томченко.

– Давайте, – кричал он, – не будем нарушать закон и проводить несанкционированные акции и слушать провокаторов! Если власти просят разойтись, давайте разойдёмся!

– Они постоянно этого просят, что ж теперь! – прокричали в ответ.

Из толпы вышли двое мужчин, вобравших все стереотипы о дальневосточном криминале, и закричали: «Мы здесь власть!» Толпа подхватила лозунг и, пока все отвлеклись на скандирование, они начали объяснять молодым неудачливым ораторам, кто здесь провокатор, а кто нет.

Уже на следующий день активисты изучали фотографии и вычисляли тех самых засланных провокаторов. «Владимир из Вязьмы, живёт в Москве. Кто его увидит – снимайте, берите в хоровод!» – писали об одном из словоохочих мужчин, задававшем вопросы о классовом сознании.

А вот и провокатор!А вот и провокатор!Фото: Иван Зуев/Octagon.Media

Накричавшись, протестующие вступились за «дальневосточников». После короткой и сумбурной перепалки провокаторами единогласно признали тех, кто призывал не слушать провокаторов, и толпа осталась стоять у стен администрации. Так прошёл час. «Дальневосточники» периодически заводили толпу кричалками: «Свободу Фургалу!», «Фургал – наш выбор!», «Честный суд!».

Внешне организации по-прежнему не было никакой. Только когда кто-то в толпе пытался разнообразить набор лозунгов и покричать что-то про президента, «дальневосточники» под одобрительный гул резко пресекали эти попытки. В какой-то момент стало казаться, что таков и есть план: стоять и кричать на здание, в котором либо никого не было, либо его обитатели хотели, чтобы так все думали.

Временами участники митинга начинали вызывать на разговор полпреда Юрия Трутнева. Однако он в этот момент в другом конце города увещевал хабаровчан через местную прессу.

«Такие были времена»

Вдруг весь город загудел. К его центру с окраин приближался автопробег «фургальцев». Автоколонна в несколько десятков машин (а может, и сотен) медленно шла, давя на клаксоны и парализуя движение на центральной улице.

За 10 минут она превратилась в пешеходную без всякого участия полиции. От здания администрации протестующие пешеходы потянулись к своим гудящим в клаксоны сторонникам и заполнили собой целую полосу проезжей части. Без гигантской пробки, организованной автопробегом, никакие прогулки по дорогам были бы невозможны. Очевидно, что толпа у здания краевого правительства просто ждала эту автоколонну, развлекая себя кричалками и поиском провокаторов.

Да, внешне всё выглядело довольно стихийно, но такой координации по месту, времени и скорости движения позавидовал бы любой наполеоновский генерал.

Всё это не вяжется с бардаком, который творился в городских чатах, где сидят «самоорганизованные» активисты. В конце концов, место сбора автоколонны назначили за пару часов до старта, а ей предстояло ещё пройти почти десять километров по загруженному городу.

Участники автопробега в Хабаровске в поддержку Фургала.Участники автопробега в Хабаровске в поддержку Фургала.Фото: Дмитрий Моргулис/ТАСС

Вслед за сводной колонной автомобилей и людей потянулись полицейские, они шли по тротуарам. Всё происходящее сразу напомнило какой-то молчаливо разрешённый праздник вроде победы хоккейной сборной на Олимпийских играх.

– Откуда вы знаете, что Фургал убивал кого-то? – спросил меня участник шествия Владислав, который представился IT-специалистом, работающим по контрактам с государством.

– Не знаю. Но говорят, в квартире одного из убитых предсмертное письмо нашли, где он просил винить в его гибели руководство компании, которая принадлежала Мистрюкову и Фургалу, – говорю ему.

– Можно ещё на заборе написать: «Вините во всём Фургала», – хмыкнул проходящий мимо пролетарского вида мужчина, который шёл под руку с ухоженной дамой.

Разговаривать он не захотел, только бросил на нас подозрительный взгляд и задал самый опасный вопрос на этом митинге: «А вы из Хабаровска хоть?».

За откровенное враньё в ответ на него в местных чатах уже объявили травлю одному заезжему.

А вот с айтишником разговор завязался.

– ОПС «Общак» – во всём крае известная история. Я помню ещё по школе – местное хулиганьё под этим названием гоп-стопом занималось, – рассказал он.

– А Фургал, говорят, там состоял.

– Такие были времена: все, кто поднялся, где-то да состояли. Дело же не в том, что было 15 лет назад…

– А в чём?

– Вопрос, откуда у них появились показания на Фургала?

– Мистрюков (бывший партнёр Сергея Фургала, арестован в ноябре 2019 года – τ.) дал?

– Да, скорее всего. Тогда другой вопрос: почему вдруг взяли Мистрюкова через 15 лет и как раз после выборов? Это совпадения такие?

Эти слова айтишника – расхожее хабаровское «но». Почему молчали 15 лет?

Задали журналисты этот вопрос и Юрию Трутневу. Ответ, прямо скажем, не самый понятный:

«Было намного логичнее прямо в ходе выборов предъявлять обвинения, правда? Только вот в чём проблема. Первое: когда человек идёт на выборы губернатора, никаких проверок не существует», – объяснил Трутнев.

Возникновение уголовного дела полпред связал с тем, что ко всем губернаторам после их избрания внимание силовиков повышается:

«Но когда его избрали, возникает ряд проверок, возникает интерес со стороны правоохранительных структур. И даже не это самое главное. Самое главное, что за Сергея Ивановича проголосовало достаточное количество человек, но совсем не все. Те, кто не голосовали, вполне могли это сделать ровно потому, что знали какие-то факты из биографии. Когда человек становится губернатором, о нём говорят все и всё, поэтому информации, конечно, пошло намного больше».

Интересно, чтобы было, заяви он такое с крылечка краевого правительства, куда его вызывала толпа.

– А вы не думаете, что это просто кампания такая: арест всех разбойников 90-х в политике? Вот в Красноярском крае Быкова взяли.

Мой собеседник сморщил лоб, будто пытаясь что-то припомнить. Имя одиозного сибирского политика и бизнесмена тут явно не на слуху.

– Ну мало ли что там у красноярцев. Мы этого не знаем.

Я спросил его, чем хорош Фургал как губернатор, и мы погрузились в обсуждение роликов, которые были популярны по всей стране из-за манеры общения главы региона.

В Хабаровском крае уже привыкли к тому, что стандартные протокольные поездки по объектам Фургал превращал в политическое шоу с моральным унижением чиновников и незадачливых подрядчиков.

– Вот по детскому питанию. Знаменитый же ролик был в интернете, миллионы просмотров.

– Это же путинская программа из его февральского послания.

– Да, но вопрос-то поднял Фургал. А так я думаю, все тут понимают, что губернатор мало что может изменить, тем более за два года. Людей просто раздражает, что власти так обошлись с их выбором. При этом все уверены, что там просто завидовали его рейтингу.

– А может хабаровчанам просто хочется устроить праздник непослушания? Нашёлся предлог…

– Праздник непослушания? Это вы хорошо сказали. Все тут устали от того, как Москва всё забирает. Мы высказали своё «фи» на выборах, всё сделали по правилам. В 2018-м на выборах такое воодушевление было! Люди увидели результат своих действий, а теперь Фургала забирают, но не по правилам. Какие-то убийства нашли, о которых столько лет молчали. Понятно же, что всё это для отставки делается!

Город ЛДПР

Мимо нас проехали автомобили с российскими флагами. У кого-то и российский флаг, и флаг краевой.

– Хорошо, а вот если докажут, что Фургал убивал тех людей. Зачем вам губернатор-убийца?

– (Смеётся.) Я думаю, даже если докажут, но каким-то чудом отпустят, его теперь уже точно переизберут. А если серьёзно, то пускай хотя бы здесь его судят. Почему обязательно везти в Москву? Это уже была бы уступка.

– Это юридически невозможно.

– Я не юрист. Да и вообще, моя бы воля, я бы ему выписал наказание – быть губернатором. Пусть искупает перед нами вину работой.

Работе Фургала в этот же день «неуд» поставил Трутнев: «Я считаю, что работа руководства Хабаровского края организована плохо, и у меня есть на это все основания – есть с кем сравнивать. Когда мы начинали работу, Хабаровский край был на 18-м месте по инвестиционному климату, а сейчас на 63-м. Инвесторы не идут. Причём это не просто статистика: до меня доходит много обращений инвесторов, которые связаны с отношением к ним чиновников, с неоплатой по контрактам. Я с ними разбираюсь. Для меня это каждый раз сигнал бедствия, потому что я считаю, что так администрации работать не могут. В Хабаровском крае, к сожалению, это довольно часто».

Главный лозунг хабаровчан: «Фургал – наш выбор!».Главный лозунг хабаровчан: «Фургал – наш выбор!».Фото: Дмитрий Моргулис/ТАСС

Шествие-автопробег длилось часа два. Процессия, скандируя «Фургал – наш выбор!», шла по кругу через весь центр Хабаровска (маршруты распространяли в чатах), чтобы снова выйти к зданию краевой администрации. Город превратился в одну гигантскую пробку. Но нельзя сказать, что ехавшие навстречу толпе водители были чем-то недовольны: большинство сигналили в ответ, а в какой-то момент толпа встретила машину горводоканала, из кабины бодро размахивали трёхцветным хабаровским флагом.

Вернувшись на площадь уже часов в одиннадцать вечера по местному времени, протестующие ещё полчаса покричали лозунги в окна правительства, а потом стали расходиться.

Кто-то принёс гитары и попытался устроить концерт, но полицейские на словах объяснили, что это уже точно перебор, и музыканты тоже разошлись.

Под конец на пустой площади появилась машина с флагом России. Держась за авто, парень на роликах мчался с флагом ЛДПР. Это был первый флаг ЛДПР за весь вечер – партийное участие в митингах если и есть, то никак не афишируется. Между тем в толпе об ЛДПР говорили не раз. Например о том, что «Жириновский всё равно Хабаровский край не отдаст» и поставит нового Фургала. И лидер либерал-демократов не обманул ожиданий: на следующий день озвучил требования и список кандидатов.

Через полчаса опустился и этот последний флаг. Площадь Ленина стала практически пустой… и идеально чистой. Только кто-то забыл использованную маску на скамейке.

Прогулки до сих пор продолжаются: обещание сделать акции ежедневными оставшиеся в тени организаторы – а сомнения в том, что они есть, не осталось – держат.

Хабаровск

Фотогалерея
0

Корреспондент «Октагона» Иван Зуев побывал в эпицентре хабаровских волнений.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.

Иван Зуев/Octagon.Media

.