- «Это жёсткий протест». Хабаровский край не отпускает Фургала
- Надежда Томченко: «Я боюсь судебного преследования»
- Хабаровск кричит, гудит и ищет губернатора
Протесты в Хабаровске продолжаются больше недели. В минувшую субботу на улицы вышли, по разным подсчётам, от 10 до 50 тысяч человек. Пока полиция и другие силовые органы им не препятствуют. О том, что будет, если одна из сторон бросится в крайность, думать не хочется, но и доводить до этого не стоит. Само не рассосётся. Протест ведь не только в формате митинга или шествия. Москве пора реагировать. Вопрос как?
Больше всего людей на шествие вышли в Хабаровске. Менее многочисленные митинги прошли в других городах края и соседних регионов: Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Ванино, Николаевске-на-Амуре. Люди требуют возвращения арестованного губернатора Сергея Фургала. Не освобождения, не оправдания под чистую, а открытого суда с участием присяжных в столице региона, а не в Москве. Это абсолютно мирные выступления, лишённые каких-либо антивластных коннотаций. Толпа скандирует: «Верните Фургала!», «Мы не уйдём!».
Митинги и протесты захватили уже весь Дальний Восток.Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Но провокаторы всех мастей уже пытаются оседлать протест и развернуть его в нужную им сторону. Пока им дают жёсткий отпор: «Мы вышли за Фургала. Это мирный протест. Кто призывает что-то там крушить – пошли вон!», «Не надо вмешивать сюда Путина. Мы пришли за Фургала. Всё должно быть законно… Короче, идите на фиг!».
На улицу вышло «путинское большинство»
Некоторые комментаторы сравнивают протесты в Хабаровске с Болотной. Нет: генезис, цели и стилистика сегодня совсем другие. В 2011–2012 годах в Москве митинговала несистемная оппозиция и примкнувшие к ней «люди с хорошими лицами». В Хабаровске в защиту «народного губернатора» вышли избравшие его граждане.
На Болотной не скрывали, что играют против Путина. Они собирались штурмовать то ЦИК, то Кремль и были страшно далеки от народа. Далеки – потому что были близки к той части элиты, которой не нравится положение дел.
В Хабаровске в защиту губернатора митингует не элита, а тот самый народ, «путинское большинство», люди, поддерживающие своего «народного губернатора».
Когда на Болотной кричали «Мы здесь власть!», это было смешно. Когда в Хабаровске отказываются повторять подобные кричалки и скандируют своё – «Верните Фургала!», «Мы не уйдём!» – это серьёзно. Как было серьёзно в Шиесе, где протесты с совершенно конкретным неполитизированным требованием продолжались полтора года.
Митингующие просто возмущены неуважением федерального центра к их выбору, а также требуют открытого суда на своей территории.Фото: Евгений Переверзев/Коммерсантъ
Сегодня в Хабаровске и соседних регионах митингуют вполне лояльные стране, власти и Путину люди. Они просто возмущены несправедливостью и неуважением федерального центра к их выбору.
Игра в пятнашки в трёх регионах
На резонные вопросы, кто и зачем провоцирует людей, ясных ответов нет. Зато есть хорошо известная последовательность событий.
Сентябрь 2018 года – проигрыш навязанного Хабаровскому краю Вячеслава Шпорта и избрание Сергея Фургала, безобразный скандал вокруг фальсификаций на губернаторских выборах в Приморье, в результате которого они признаны недействительными, реальный победитель, коммунист Андрей Ищенко выбит из обоймы. На следующих выборах, тоже на фоне обвинений в фальсификациях, побеждает Олег Кожемяко, срочно перевезённый во Владивосток губернатор Сахалина, где перемещение запускает «чехарду преемников».
Декабрь 2018 года – за неделю до избрания Кожемяко Президент подписывает указ о переносе столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток. Март 2019 – арест бывшего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, который успешно руководил регионом в трудные 90-е и потом трижды переизбирался с разгромным счётом в 2000, 2004 и 2008 годах. Июль 2020 – задержание спецназом ФСБ и этапирование в Москву губернатора Сергея Фургала.
В марте 2019 был арестован бывший губернатор края Виктор Ишаев, руководивший регионом в 90-е и трижды переизбиравшийся народом.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Какие силы могли устроить «игру в пятнашки» постами губернаторов трёх регионов, добиться переноса столицы ДФО, дать отмашку на заведение уголовных дел против двух самых популярных политиков Хабаровского края. На каком уровне принимаются подобные решения?
Попытки объяснить происходящее столкновением бизнес-интересов в борьбе за контроль над заводом «АмурСталь», связать этот сюжет со строительством сахалинского моста или перевести стрелки на полпреда в ДФО Юрия Трутнева выглядят крайне неубедительно. Просто потому, что ни бизнес, даже самый приближенный к власти, ни полпред не обладают ресурсом, необходимым для разыгрывания таких комбинаций.
Но, поскольку, как говорил нарком путей сообщения Лазарь Каганович, у каждой аварии (в нашем случае – ошибки) есть фамилия, имя и отчество, отвечать за все эти проколы кому-то придётся.
Кремлёвские игровики заигрались
В том, что происходит сегодня в Хабаровске, чувствуется уверенная рука управленцев-технологов, руководящих работой Управления внутренней политики Администрации президента (АП).
Этот фирменный стиль определяется умозрительными выкладками, в которых субъекты реальной жизни – люди, социальные сообщества, города, регионы и прочее – представляются фишками, которые можно произвольным образом двигать по «шахматной доске» страны и безболезненно сбрасывать с неё.
Отсюда нарастающий каскад малых и больших провалов и конфликтов по всей стране – от Севастополя до Дальнего Востока.
В отличие от времен Владислава Суркова, который имел обыкновение прорабатывать детали, в сегодняшней АП считают, что достаточно придумать схему политической игры и определить выходные параметры.
После чего всё заработает само.
В сочетании с бухгалтерским подходом к экономике этот способ управления внутренней политикой даёт просто потрясающий эффект: за последние четыре года полностью размыт «крымский консенсус» и расколото сформировавшееся в трудное время начала нулевых «путинское большинство».
Создаётся впечатление, что в АП перестали мониторить ситуацию в регионах, что там больше не заказывают аналитическим службам еженедельные сводки по конфликтным ситуациям, потенциальным напряжениям и угрозам. И уж тем более не заморачиваются с разрешением конфликтов и нейтрализацией угроз. Зачем всё это, если «неправильную» фишку можно просто скинуть с игровой доски.
Апофеозом этого «прогрессивного» метода стала организация голосования по поправкам в Конституцию. Вместо кропотливой работы по разъяснению сути и смысла изменений гражданам предложили серию агитационных незамысловатых роликов, а губернаторам – разнарядку по «правильным» результатам.
Что теперь будут делать с теми, кто не справился? Например, с руководством Ненецкого автономного округа, выдавшего рекордное число проголосовавших против (55 процентов). Они же старались. Если бы не старались, было бы ещё больше. Или, может быть, в АП наконец сообразят, что это именно не вовремя затеянные политтехнологические игры вокруг объединения с Архангельской областью спровоцировали протестное голосование в НАО?
Что произошло дальше? Вместо того, чтобы закрепить, пускай полученный сомнительными способами, но положительный результат по Конституции, уже через неделю новая комбинация. На этот раз в Хабаровском крае. Цель понятна: из политики нужно убирать несистемных людей, а заодно послать соответствующий сигнал всем остальным.
Но почему не просчитаны возможные последствия и не продуманы следующие ходы?
Да потому что тех, кто живёт в Хабаровском крае, не рассматривают в качестве субъектов, а с объектами можно особо не церемониться. В полном соответствии с постмодернистской концепцией: это не люди, это цифры.
Или, может быть, раскалывание «путинского большинства» и возгонка протестных настроений как раз и являются целью столь высокотехнологичной политики? Верится, что нет.
Но если так, то авторов концепции можно поздравить с успехом. Количество недовольных растёт по всей стране. К хабаровскому протесту уже начали присоединяться Приморский край и Амурская область, а там, глядишь, подтянется заражённая национальным сепаратизмом Якутия и крайне неблагополучный, забытый федеральным центром Забайкальский край. А за ними и все остальные.
Страна ждёт решений Президента
В конечном счёте разбираться со всем придётся президенту. Ведь это его «путинское большинство» пустили под нож. Это собранную им с таким трудом страну толкают в деструктивное русло протестов.
Люди должны увидеть, что Москва, Кремль, Путин их слышат не только на хорошо организованных прямых линиях.Фото: AP Photo/Igor Volkov/TASS
Успокоить жителей Хабаровского края не так уж сложно. Их требование «Верните Фургала!» раскрыто в предъявленной на субботнем митинге декларации: «Перенос судебного заседания из Москвы в Хабаровск. Судебное заседание должно быть максимально публичным. Дело С.И. Фургала должно быть рассмотрено судом присяжных».
Здесь всё законно, но это решение с открытым финалом: прогнозировать решение хабаровского суда невозможно. Зато люди увидят, что Москва, Кремль, Путин их слышат не только на хорошо организованных прямых линиях. Это позволит остудить страсти и разобраться со всем остальным.
Для начала успокоить региональные элиты, травмированные хабаровским сюжетом и экономическими проблемами, а также разрывом между навязанной коронавирусной самостоятельностью и жёстким давление в период голосования по поправкам.
Но главное – пересмотреть подходы к внутренней политике.
Прекратить технологические игры, которые раздражают людей и не дают позитивного эффекта. Тем более что они совершенно неуместны сегодня, когда в разрастающейся глобальной турбулентности уже просматриваются признаки надвигающегося на мир хаоса.