Сегодня Хабаровск вновь митинговал из-за ареста Сергея Фургала – всё ещё губернатора края. Обозреватель «Октагона» пообщался с хабаровчанами, вышедшими на многотысячное шествие.
– Молодой человек, вы не знаете, сегодня митинг будет? А то мы пришли, а никого нет, – спрашивает меня женщина лет сорока, похожая на тётушку из какого-нибудь МУПа или ФГУПа.
Мы стоим на площади Ленина в Хабаровске. Сюда сегодня в очередной раз выйдут сторонники арестованного по подозрению в организации убийств губернатора Сергея Фургала. Они ходят сюда уже неделю, чтобы постоять у здания краевой администрации, где он раньше работал. За это время сформулировали чёткие требования: «возвращайте губернатора, которого мы выбрали, и судите его судом присяжных тут».
На прошлых выходных на улицу с этими требованиями вышли десятки тысяч человек. Если верить чатам и пабликам, где общаются протестующие, сегодняшний митинг будет не менее массовым.
Площадь перед зданием администрации, где работал Сергей Фургал, сегодня, в субботу, вновь превратилась в людское волнующееся море.Фото: Иван Зуев/Octagon.Media
– Должен быть, сейчас, думаю соберутся, – отвечаю я.
– Как вы думаете, нас в Москве услышат? А то даже по федеральным каналам же не показывают.
– Вас уже услышали. Такой переполох устроили!
– Правда? Я сама единоросска и голосовала не за Фургала. Но хожу сюда на митинги постоянно, потому что как можно было так взять и забрать у народа его губернатора, за которого проголосовали, – говорит она и показывает мне свой смартфон. Там на картинке цитата из сегодняшнего Пескова: «Путин пока не принял решение об отставке Фургала». – Видите, нас слышат.
На площадь понемногу начинает собираться народ. Протестующие принесли гигантский трехцветный флаг Хабаровского края. В толпе развивается несколько флагов десантных войск, по сравнению с выходными прибавилось красных полотнищ с серпом и молотом – видимо, «Коммунисты России».
Протестующие принесли гигантский трёхцветный флаг Хабаровского края.Фото: Иван Зуев/Octagon.Media
Местное отделение КПРФ упорно отказывается принимать участие в митингах именно за Фургала. В 2012 году коммунисты с Дальнего Востока через своих депутатов на трибуне в Госдуме озвучили на всю России всё то, о чём теперь допрашивают Фургала в СК РФ. В пятницу КПРФ провела свой отдельный митинг в Хабаровске, где потребовала улучшения социального положения для жителей края.
Загудели автомобили – это знак того, что протестная акция начинается. Всю неделю каждый вечер, кроме пятницы, по Хабаровску проходил автопробег. В городе привыкли, что акции обязательно сопровождаются звуком клаксонов.
После недолгого митинга толпа двинулась по центральной улице Муравьева-Амурского. По пути она прирастает – это несмотря на жару в 30 градусов, порождающую в городе, который всего в десятке часов хода от Тихого океана, дурящую влажность.
– Хабаровск – это три горы, две дыры, – объясняет мне прохожий, увидев мой журналистский бейдж. Так хабаровчане шутят про свои сопки, на которых раскинулся город. Из-за крутых спусков и подъёмов маршрут шествия «фургальцев» местами напоминает тропу для хайкинга.
Набрав людей на Муравьева-Амурского, колонна сворачивает на улицу Тургенева. Начинается крутой обрыв – потом сразу вниз. После крутого подъёма толпа начинает редеть. Жара и усталость берут своё. Обратно к краевой администрации возвращаются не все.
Тем временем митинг-передышка перед новым маршем (хабаровчане проделают четыре подхода).
– У нас никто в Хабаровском крае не отличается чистоплотностью, – громко кричит мужчина, у которого вместо ноги протез. Его тут же облепляют журналисты.
«У нас никто в Хабаровском крае не отличается чистоплотностью».Фото: Иван Зуев/Octagon.Media
– Я неделю забор красил, не мог приехать сюда, а сегодня вышел и то, что накипело говорю. Дело не в том, докажут или не докажут виновность Фургала. Народ считает, если он здесь нарушил, вы здесь его и судите. У нас есть закон: там, где ты проживаешь, есть суд присяжных, а в Москве он не может им воспользоваться. Ещё есть сроки давности – у него срок давности прошёл, почему срок давности для него не имеет значения? Тут тоже вопрос! По какой причине сегодня ушли в отставку два верховных судьи? Кто-то просто честный и не хочет быть балаганом и уходит, чтобы не запятнать свое честное имя, – говорит он.
Вопрос о том, нужен ли краю губернатор с криминальным прошлым, встаёт ребром на каждом митинге.
– Когда год мне не платили зарплату, я украл на работе банку краски и продал её на рынке, – он показывает рукой в сторону рынка. – Я как-то должен был кушать. Это был 1992 год. Давайте посадите меня, – аргументирует мужчина.
Затем он задаёт, наверное, второй по популярности среди собравшихся вопрос.
– Почему до сих пор молчит Путин? Ладно ты не приехал сюда, но ты бы сказал, – обращается он к президенту.
«Молодой человек, не подскажете, как написать письмо Путину?»Фото: Иван Зуев/Octagon.Media
В толпе меня отвлекает старушка:
– Молодой человек, не подскажете как написать письмо Путину, я реабилитированная после репрессий, мне пенсию недоплачивают.
После того как она рассказывают свою беду, спрашиваю ее, почему она тут.
Нам нужно хозяина. Как только выборы начали, я сразу сказала, давайте голосовать за Фургала. Взяла журналы и разносила по всем подъездам. Вот выбрали его. Нам нужно хозяина, а этих всех грамотных нам не надо.
Активисты кричат лозунги у крыльца краевого правительства. За спиной митингующих уже на самой площади за ними наблюдают те, кто не очень хочет присоединяться к толпе. Я подхожу к мужчине на велосипеде. Он внимательно наблюдает за митингом, пока его сын, по виду ученик младших классов, купается в центральном фонтане.
– Смысла нет в этом митинге. Даже если его (Фургала. – τ.) и вернут, то его вернут как человека с пустыми карманами. Спрячется где-нибудь и будет жить тихо.
– С вами многие тут не согласны, считают, что в Москву митинги смутили и вот там уже не знают кого вам назначить вместо Фургала.
Ничего они не боятся, никаких митингов, они одного боятся того, что у нас на Дальнем Востоке свои войска.
У нас дальневосточники служат на Дальнем Востоке. Не дай Бог народ поднимется, поддержат дети, отцы – что будет тогда? У нас есть всё оружие. Мы лояльные здравые люди, живём своей жизнью, только дайте нам жить. Эти паскуды воруют, каждый ворует и каждый валит людей, того же мента возьми любого – первый вор в законе будет.
Еще дальше на скамейке сидит семейная пара. Внешне – местный средний класс.
– Вы тоже митингуете?
– Конечно.
– А почему?
– Хотим, чтобы Москва не думала, что Хабаровск прогнётся под неё. У людей своё мнение в этой ситуации. Невозможно выкачивать с края все деньги и не давать ему ничего. Народ, я считаю, правильно сделал, выражает своё мнение. Нет забастовок, разрушений, все нормально и мирно проходит, в рамках закона. А то, что масочный режим – у нас самоизоляция, а не ЧС, каждый может надевать или не надевать маску.
Хабаровские митинги в защиту Фургала – попытка жителей края быть услышанными.Фото: Иван Зуев/Octagon.Media
– Как к самому обвинению относитесь?
– Отрицательно. Как его выбрали губернатором?
Спрашиваю, в чём основной смысл митингов, зачем они приходят сюда.
– Попытка быть услышанными однозначно! – говорит жена
– Нет, это жёсткий протест. Все заводы закрылись, «Амурметал» в Комсомольске-на-Амуре под вопросом – если придёт новая власть, неизвестно, что с ним будет. Я не уверен, что будут строиться дороги в Комсомольске-на-Амуре, Солнечном, Ванино, Амурске… В советской гавани строится ТЭЦ лет 7-8, её не могут достроить, – спорит с ней муж.
– Это первый ваш митинг?
– В жизни – да.
Хабаровчане сделали в этот день ещё три круга по городу, затем митинг практически сразу закончился. Но уже через несколько часов к зданию правительства вернулись около 50 человек, а вместе с ними – и полиция.
В чатах и пабликах обещания выйти на площадь завтра. Начали продумывать и план действий и на понедельник.
На площади Ленина начался детский праздник. Задержавшийся протестующий проходя мимо меня, приняв видимо за местного, со смехом крикнул: «Включили нам детские песенки, да? Как в камере у Фургала видимо. Ох, дурачки».
Хабаровск