- Война не из учебника
- Великолепная семёрка Севастополя
- Вызывая «дух Эльбы»
- Пришла в Берлин, чтобы убить войну
В эту субботу Великой Победе – три четверти века. Парад и привычные массовые памятные мероприятия не состоятся, но они, как пообещал президент, обязательно будут проведены позже, после того как страна одержит верх над новым врагом – пандемией коронавируса.
Великая Отечественная – единственная в истории война, победа в которой так громко, широко и долго отмечается в России. К исходу XIX века, когда прошло такое же количество десятилетий после Отечественной войны 1812 года, про баталии с Наполеоном, конечно, вспоминали и чтили память павших героев тех сражений, но ни юбилейные, ни обычные даты побед в той войне не выливались во всенародные праздники со слезами на глазах и массовыми народными акциями.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов потому стала особым отрезком истории России, что её события поставили ребром вопрос не только о власти, но и о модели существования страны.
Та победа далась такой гигантской ценой, что на её фоне нынешнее падение цен на нефть, да и хотя бы полное её обнуление вместе со всеми разрушительными социально-экономическими последствиями пандемии выглядят несопоставимо.
Победа нужна как напоминание о том, что стране по плечу даже такие испытания, в которых противник уже почти одержал победу, оставив всё меньше надежд на перелом.
Когда-то давно для меня стала большим потрясением информация о том, что на случай оставления Москвы осенью 1941 года в лесах на Ярославщине готовились партизанские базы, которые должны были стать точками сборки сопротивления врагу при его продвижении дальше на восток. Сам факт того, что в чащобах на родине Александра Невского за топкими клюквенными болотами, исхоженными писателем Пришвиным, формировалась инфраструктура будущего партизанского движения, означал, что даже с потерей столицы накал этой войны не только не ослаб бы, но и принял бы ещё более ожесточённый характер. Россия всегда была особенно сильна своим запасным эшелоном и вторым дыханием, которое открывается тогда, когда ситуация выглядит обречённо.
Глядя на этих людей сегодня, общаясь с ними, понимаешь, что мы, то есть они, не могли не победить. По-другому просто не могло быть.Фото: Алексей Сухоруков/РИА Новости
Когда на днях главный пресс-секретарь РФ Дмитрий Песков заявил, что президент выступит с посланием к народу 9 мая, стоя у Вечного огня, сразу подумалось, что глава государства, переживающего не лучший период своего развития, попытается вселить в приунывших россиян дух Победы, призвать к мобилизации тот самый второй эшелон, который и решил бы исход нынешнего сражения за страну.
Конечно, сегодня не рвутся снаряды, не воют падающие с высоты авиабомбы, а московское ополчение не окапывается на Волоколамском направлении. Но ощущение тревоги и обстановки окружения с возрастающими день ото дня потерями порождает аналогии с уже пройденными узлами исторических драм. К тому же, как говорили предки, не та война страшна, где враг силён, а та, где строй разобщён.
Президент, хоть и отмечает, что обрушившиеся на страну вызовы в целом удалось встретить подготовленными и сработать на упреждение, но отступление, по статистическим данным, продолжается, плато и пик пока не достигнуты, а значит, перелом не наступил. Однако главная проблема, помимо наседающего коронавируса, – разрушающаяся экономика, которая корёжит выстроенную за двадцать лет конструкцию страны, создавая угрозы необратимых изменений и непредсказуемых последствий.
Чиновничий генералитет при этом не производит впечатления единой работоспособной машины, которой по силам, как восемь десятков лет назад, перестроиться на новый лад, принимать эффективные решения и обеспечивать их безукоризненное исполнение.
Президентский наказ о подготовке масштабного проекта выхода из кризиса, конечно, будет выполнен, но совсем не факт, что замаха хватит на отражение сыплющихся ударов и стабилизацию сложной обстановки.
Послушать академиков медицинского фронта – и выяснится, что нет единого мнения о резервах у наступающего врага. Пикируется и экономическое сообщество, разделившись в подходах к антикризисным стратегиям и тактикам. Медсёстры с медбратьями и врачами на передовой не перестают сигнализировать о неудовлетворительном снабжении техникой и защитными средствами, о баталиях с чиновниками, которые приходится вести одновременно со сражением против пандемии.
Сегодня на передовой – врачи и эшелоны карет скорой помощи.Фото: Алексей Сухоруков/РИА Новости
Если драматическая эпопея затянется, а сопутствующие негативные эффекты усилятся, основы могут и зашататься. В таком положении важно не только правильно выбранное действие, но и верно подобранное слово, которое в былые времена играло решающую историческую роль.
Президенту пришла пора так обратиться к стране, чтобы сказанное им подняло в строй все эшелоны и заставило поверить в то, что сложное время будет пережито властью и народом вместе и поровну. Тогда и Победа опять будет за нами, а иначе так и придётся пятиться до залесских пришвинских болот.