Внимания к заседанию Госсовета «нового созыва» больше, чем бывает обычно. СМИ освещали не только его ход, но и подготовку – первые сюжеты вышли ещё накануне. Причин несколько. Во-первых, Госсовет получил не только новое персональное наполнение, но и, незадолго до этого, – смысловое. И после принятия соответствующего закона органу прочили большую самостоятельность. Во-вторых, заседание совместили с Советом по стратегическому развитию и нацпроектам, на площадке которого «делили» антикризисные триллионы. И хотя для публики формат работы нового Госсовета мало чем отличался от старого (мы снова увидели череду отчётов перед президентом), ряд прозвучавших в его рамках заявлений говорит о том, что он будет играть всё большую роль в принятии стратегических решений.
Стоит обратить внимание на несколько важных организационных моментов. Подготовкой Госсовета, по сути, занимался Центр национальных проектов, работу которого курирует вице-премьер и глава аппарата Правительства Дмитрий Григоренко. Председатель Правительства России Михаил Мишустин обратил внимание на то, что работа по подготовке плана достижения национальных целей – именно его обсуждали все участники – велась на площадке центра, где были сформированы 25 рабочих групп. В них вошли сотни человек почти из всех министерств и ведомств.
Национальные цели описывают куда более широкий круг задач, нежели национальные проекты, об этом говорят и объёмы финансирования – более 13 трлн рублей ежегодно против 2 трлн рублей. И в соответствии со скоростью, с которой каждая из задач будет решаться, план достижения целей будет корректироваться. В этой связи интересно, что статус Центра нацпроектов, штат которого формально прикреплён к Аналитическому центру при Правительстве РФ, тоже может повыситься.
По данным «Октагона», есть даже рабочее название этого органа – Оперативный штаб Правительства РФ (по реализации национальных проектов).
По словам источников, первым предложением штаба стала реформа институтов развития, в результате которой ряд институтов перешёл под управление ВЭБ.РФ. К слову, в сентябре 2020 года новый состав наблюдательного совета госкорпорации возглавил Дмитрий Григоренко.
План по достижению национальных целей стал инструментом выхода из кризиса, в связи с чем Госсовет и Совет по нацпроектам стали фактически распорядителями бюджета антикризисного плана.
Кризис показывает слабые места, в том числе в системе управления. Последнее время кабмин занимался вычленением слабых звеньев и их оптимизацией – отражением этого процесса является реформа институтов развития. А ключевыми направлениями вложения госсредств теперь становятся не абстрактные инновации, а социальные программы и развитие экономики – сферы, в которых эффективность измеряется улучшением качества жизни россиян. Качественной жизни как идеологии было посвящено всё заседание. В это понятие входит многое: от демографии и программ борьбы с загрязнением воздуха до закрытия «позорных страниц», таких как сохранение фонда ветхого аварийного жилья.
«Должен быть реальный прогресс в изменении жизни людей, а не достижение национальных целей на бумаге», – заявил Владимир Путин.
Корректировки в планы внёс и ковид. По словам социального вице-премьера Татьяны Голиковой, развитие получат проекты, обеспечивающие запас прочности в будущем.
«В результате опыта, приобретённого в [период пандемии] COVID-19, принято решение по дальнейшей модернизации инфекционной службы, и на эти цели в 2021 году будет направлено 17 млрд рублей. Будут также реализованы мероприятия по обеспечению безопасности и защиты населения от внешних и внутренних угроз, санитарно-эпидемиологическому благополучию. Подготовлен план мероприятий по развитию и укреплению санитарно-эпидемиологической службы, рассчитанный до 2028 года».
Татьяна Голикова
заместитель председателя Правительства РФ
Ранее о необходимости улучшения работы санэпидслужбы в ходе итоговой пресс-конференции заявил Владимир Путин.
Выступление мэра Москвы Сергея Собянина отличалось от технократичных и содержательных докладов членов Правительства. «Мы должны работать как единая команда», «главное – отношение населения к работе властей», – бодро вещал он. А затем перешёл к рекомендациям по корректировке целевых показателей. И если до него профильные вице-премьеры говорили о темпах ввода жилья и индексации выплат пенсионерам, то Собянин предложил, например, увеличить число волонтёров. Также он предложил изменить систему оценки качества работы органов исполнительной власти, дополнив её порой весьма абстрактными формулировками. На деле задачи перед Правительством он ставил куда менее масштабные и понятные, чем кабмин сам перед собой.
Михаил Мишустин и Вячеслав Володин (слева направо) вошли в обновлённый состав Госсовета.Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС
Другим ярким моментом Госсовета стал спор между премьером Мишустиным и главой Челябинской области Алексеем Текслером. Последний предложил распределять доходы от налога на самозанятых между субъектами и муниципалитетами. Михаил Мишустин спросил, как губернатор намерен провести это расщепление. «Поскольку сегодня в мобильном приложении регистрация по региональному принципу, то далее щепить налог по муниципалитетам невозможно. Означает, что при совершении любой операции налогоплательщик должен указывать классификаторы адресов муниципалитетов, это будет невозможно», – заявил глава кабмина. Ответ Текслера о том, что вопрос носит технический характер, бывшего руководителя ФНС даже рассмешил. Премьер дал понять, что реализовать предложение нельзя, несмотря на благие побудительные мотивы в виде наполнения бюджетов регионов. Президент посоветовал челябинскому губернатору обсудить детали с Правительством.
От перемены мест
Новый состав Госсовета президент утвердил накануне заседания. Возглавил его сам глава государства, всего в Госсовет вошли 104 человека. Среди них премьер-министр Михаил Мишустин, глава Совфеда Валентина Матвиенко, лидеры всех партий Госдумы, главы регионов, полпреды президента в федеральных округах, а также руководители крупнейших общественных организаций.
Секретарём Госсовета стал помощник президента РФ Игорь Левитин, председателем комиссии по согласованию работы органов публичной власти – глава Администрации президента (АП) Антон Вайно, его заместителем – первый замглавы АП Сергей Кириенко, который также возглавил комиссию Госсовета по координации и оценке эффективности работы органов государственной власти. В Госсовет также вошли глава Евпатории, Олеся Харитоненко как руководитель Совета муниципальных образований (она попросила слово в конце заседания, рассказала об открытии новых школ в Крыму и поблагодарила президента за помощь в развитии региона) и глава Саткинского района Челябинской области Александр Глазков.
Антон Вайно стал главой комиссии по согласованию работы органов публичной власти.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
По словам Левитина, в новом формате Госсовет будет выстраивать взаимоотношения всех органов публичной власти. Он также сможет проводить анализ практики государственного и муниципального управления, разрабатывать предложения по её совершенствованию, участвовать в разработке и согласовании показателей эффективности работы высших должностных лиц. Кроме того, отметил Левитин, «Госсовет будет увязывать те задачи, которые стоят перед Правительством и главами субъектов, и вырабатывать показатели и критерии, как оценивать работу губернаторов».
В своей прежней версии, утверждённой Путиным ещё в 2000 году, Госсовет был скорее координационно-консультативным органом, куда входили представители всех ветвей власти и главы регионов. На его заседаниях обсуждались и принимались предложения, например, по развитию регионов, по реализации определённых госпрограмм и решения Правительства по отраслям. В новой версии совет получил статус конституционного органа, который рассматривает и принимает решения по вопросам стратегического характера, определяет основные направления внутренней и внешней политики России и приоритетные направления социально-экономического развития государства.
Назначение главы муниципального совета Евпатории Олеси Харитоненко членом Госсовета наделало немало шума в Крыму.Фото: Wikipedia (CC BY 4.0)
– Совершенно очевидно, что в новом составе и новом формате Госсовет – это не дискуссионный клуб, как его нередко называли прежде, до принятия соответствующих поправок к Конституции, – комментирует «Октагону» политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. – Сейчас это действительно орган власти со стратегической инициативой, такой супермодератор, хотя это не отменяет проведения на этой площадке различных дискуссий и круглых столов. Но новый Госсовет получает более высокий статус, что видно и по его составу. Поэтому круг вопросов, которые он будет решать, станет заметно шире и уровень решений – выше. Он будет решать вопросы целеполагания, вырабатывать критерии оценки деятельности системы публичной власти, вырабатывать стратегии, определять доминанты стратегий, выстраивать систему приоритетов.
Впрочем, несмотря на изменение статуса и повышение уровня его участников, полномочия Госсовета с точки зрения экспертов недостаточно конкретизированы.
«Госсовет наконец-то обрёл плоть, он стал не просто площадкой-форумом для игр с губернаторами, но полноценным органом власти. Но каковы его полномочия? Их пока немного, и все они носят скорее стратегический характер, чем реальную исполнительную (а у нас в стране только это и важно) нагрузку».
Илья Гращенков
генеральный директор Центра развития региональной политики
– Совет по стратегическому развитию и нацпроектам – это как раз целеуказатель, но реализовывать их будут Правительство Мишустина и губернаторы. Госсовет в данном случае выступает в качестве органа коллегиального принятия решений, как в своё время было в СССР с большим Верховным Советом, но решения-то принимались не им, а политбюро или ещё более узкой группой, – говорит «Октагону» Гращенков.
По словам политолога, функции Госсовета до конца не ясны, и он по-прежнему сохраняет свою коммуникационную роль, хоть и в ином статусе, нежели до принятия закона и поправок к Конституции:
– Тем более что нацпроекты – это не только трата бюджетных средств. Кто-то должен координировать их общественную эффективность, и этим займётся Госсовет.