- В Кремле отменили плановые операции?
- Предвыборный спектакль. Как проходит губернаторская кампания в Севастополе
- Иркутский регион стоит перед выборами
- Белозерцев «краснеет» перед выборами
В преддверии единого дня голосования (ЕДГ) близкие к Администрации президента (АП) технологи заявили, что едва ли не в трети регионов, где намечены губернаторские выборы, будет второй тур. Внезапно обострившаяся политическая конкуренция надумана, и надумана именно в Администрации президента: источники «Октагона» в регионах утверждают, что ставленники Кремля победят без особых проблем – в основном за счёт административного ресурса. В Кремле знают это и настолько уверены в успешности осенней кампании, что аппарат развернулся в сторону подготовки к выборам депутатов Госдумы. Её интенсивность говорит о том, что голосование может состояться раньше 2021 года.
В единый день голосования, 13 сентября, в 18 регионах России должны пройти прямые выборы губернаторов. В преддверии ЕДГ разные эксперты заявили об «опасности вторых туров» почти в каждом третьем субъекте.
По прогнозу холдинга «Минченко консалтинг», вторые туры могут пройти в Архангельской, Иркутской, Костромской и Пензенской областях, а также в Краснодарском крае. Фонд развития гражданского общества прогнозирует вторые туры в семи регионах.
По мнению главы Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, средняя вероятность второго тура на губернаторских выборах существует в Приангарье, вероятность ниже средней – в Республике Коми, Архангельской области и на Камчатке. Минимальная вероятность, по его мнению, – в Пермском крае, Брянской и Пензенской областях и на Кубани.
Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что сценарий второго тура на протестной волне возможен в трети регионов, где пройдут выборы.
«Победа в первом или втором туре абсолютно не умаляет победу на выборах», – говорил ранее пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Он указал, что в Кремле не расстроятся, если провластные кандидаты на посты губернаторов в некоторых регионах одержат победу не в первом, а во втором туре.
Почти на грани
Общая тональность прогнозов такова: «В регионах складывается сложнейшая политическая ситуация, врио предстоит тяжёлая борьба, и далеко не факт, что победа достанется в первом туре».
Подобная постановка вопроса автоматически открывает путь к конкурентным окнам возможностей для новых партий. Ожидается, что в ряде регионов в местные парламенты пустят представителей таковых. «Разбавить» заксобрания планируют, в частности, в Рязанской, Белгородской, Калужской областях.
– Мы видим некую спецоперацию: на губернаторских выборах в конечном итоге победят кандидаты от власти, в то же время борьба приведёт к вхождению представителей новых партий в региональные парламенты. Фактически это такая красивая постановка, ничего более. Ведь все всё прекрасно понимают, – поясняет «Октагону» политолог Алексей Климовский.
По словам одного из информированных собеседников «Октагона», для того чтобы избежать форс-мажора, решено проводить выборы по наиболее реалистичной модели – почти на грани. В том числе где-то грань можно провести и во втором туре.
То есть никакой драмы нет: кураторы выборов решили, что ни хабаровский, ни белорусский сценарии не должны повториться, а конкурентам врио, назначенных президентом, поставят мат, но в два тура, а не в один.
Такой расклад, объясняет информированный политтехнолог, должен лишить оппонентов провластных кандидатов возможности говорить о вероятной нелегитимности выборов и массированном использовании административного ресурса – никаких разгромных результатов 13 сентября ждать не приходится.
Собеседник в правительстве Пензенской области рассказал «Октагону», что «наверху призвали готовиться к победе, возможно, со второй попытки»:
– По сути, у нас прямо говорят, что врио, конечно, победит, но ни 70, ни 80 процентов лучше не набирать. То есть позиции никто не сдаёт, но прогулка лёгкой быть не должна – придётся всерьёз воевать. Ключевой оппонент у нашего шефа – коммунист (Олег Шаляпин. – τ.). Но на его стороне даже не личные симпатии, а в целом накопленные протестные настроения.
О том, что вторые туры носят скорее постановочный характер, говорят не только установки на победу врио, спущенные в регионы. По словам источника «Октагона», близкого к кремлёвским политтехнологам, сейчас умы стратегов заняты другой кампанией: аппарат развернулся в сторону подготовки к выборам в Госдуму, которые должны пройти только в 2021 году.
– На депутатские выборы переключились все, при этом сроки проведения не озвучивают. Судя по спешке и интенсивности подготовки, эти выборы могут быть внеочередными, – отмечает собеседник издания.
Выборы губернаторов в два тура совершенно напрасно изображают как «опасную аномалию», признак кризиса в регионе и слабости власти, утверждает в беседе с «Октагоном» политолог Сергей Станкевич. По его мнению, в АП просто решили «поменять концепцию».
– Вошедшие в плохую привычку «триумфальные» победы в первом туре кандидатов, которых в регионе мало кто знал в качестве успешных управленцев, – это аномальный признак бюрократической стерилизации выборов, что может закончиться хабаровским или белорусским синдромом. Именно поэтому пора возвращать выборам конкурентность и многопартийность, начиная с регионального уровня, – говорит Станкевич.
По его словам, выборы в два тура должны стать нормой, а в один тур – исключением, у которого есть понятные причины.
Победа коммуниста Сергея Левченко в 2015 году стала настоящей сенсацией.Фото: Александр Новиков/ТАСС
Однако у «игры во второй тур» уже есть нехороший бэкграунд. Достаточно вспомнить выборы в Приморье в 2018 году, результаты которых были аннулированы. Это случилось после того, как стало понятно, что единоросс Андрей Тарасенко (Сейчас – глава правительства Якутии. – τ.) проигрывает второй тур с большим разрывом представителю КПРФ Андрею Ищенко. В первом туре выборов единоросс набрал 46,6 процента голосов, коммунист – 24,6 процента. Перед вторым туром Тарасенко провёл встречу с Владимиром Путиным, на которой президент предположил, что на губернаторских выборах у него «всё будет в порядке».
Ранее, в 2015 году, в Иркутской области коммунист Сергей Левченко выиграл выборы во втором туре у представителя «Единой России» Сергея Ерощенко – тогда это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Коммунист Валентин Коновалов выиграл губернаторские выборы в Хакасии – тоже во втором туре.
Сергей Левченко: «Нас с Чемезовым столкнули лбами, чтобы мутить воду»
Бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко в мае рассказал журналисту «Октагона» о намерении участвовать в сентябрьской кампании. Решение не стало сюрпризом, этого заявления от него ждали практически с момента досрочной отставки. Сегодня Левченко действительно участвует в выборах губернатора, но как партийный функционер.
Перейти к материалуОдин из политологов, работавших в том числе на этих скандальных кампаниях, рассказал, что «сейчас в эту игру больше играть не будут».
– Да, формально вроде бы заявлено – делаем всё честно и очень конкурентно. Новых кейсов, аналогичных приморскому, никто не допустит – это будет слишком сокрушительный удар по вертикали, – отмечает собеседник «Октагона».
Пример Путина
Тем не менее экспертное сообщество видит в технологии вторых туров не риски, а плюсы. Долгое время вторые туры на президентских или губернаторских выборах были нормальным явлением, указывает в разговоре с «Октагоном» политолог Сергей Смирнов. Это не считалось проявлением политической или электоральной слабости победителя.
Традиция победы в первом туре была заложена ещё в 2000 году, когда Владимир Путин победил на досрочных президентских выборах.Фото: Владимир Родионов/РИА Новости
– Но в 2000 году Владимир Путин впервые победил на досрочных президентских выборах, хоть и с минимальным перевесом – 51,95 процента, тем самым заложив новую «традицию» – побеждать в первом туре. И она настолько укоренились в российской политической практике, что те из губернаторов или врио губернаторов, кто не побеждал в первом туре, оказывались неготовыми ко второму и проигрывали выборы, – отмечает Смирнов.
Он полагает, что «игра во второй тур» может оказаться достаточно опасной.
«Для гарантированной победы во втором туре мало иметь дополнительные финансовые ресурсы или всё ещё работоспособные предвыборные штабы и полевые структуры. Надо ещё вывести во второй тур наименее опасного соперника, вокруг которого едва ли консолидируются остальные проигравшие кандидаты и их электораты».
Сергей Смирнов
политолог
Впрочем, один их технологов, работающих на выборах в «проблемном» регионе, пояснил, что если из 18 регионов в одном вдруг победит несанкционированный кандидат, большой беды не случится:
– Сегодня АП гораздо важнее решить две задачи: во-первых, в принципе вернуть доверие к институту выборов, во-вторых, продемонстрировать собственные возможности побеждать в кардинально изменившихся внутриполитических условиях.
Жизнь расставит
Справедливости ради следует отметить, что угроза вторых туров не совсем искусственно выдуманная страшилка.
– В Архангельской области у кандидата от «Справедливой России» и в Иркутской области у кандидата от КПРФ есть шансы попасть во второй тур в силу слабости позиций действующих врио, – даёт свою оценку руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. – В остальных регионах я бы чуда не ждал: в Пермском крае убили интригу, не пустив на выборы кандидата от «Справедливой России», а в протестной Еврейской АО – не разрешив зарегистрироваться коммунисту.
Представители региональных администраций в беседе с «Октагоном» заявляют, что АП запускает довольно опасную игру.
Это очень напоминает рисковый бизнес, потому как в реальности губернаторы могут отклониться от линии партии и не послушаться – зачем им тратить серьёзные ресурсы и при этом выглядеть слабыми?
Кроме того, совершенно очевидно, что вторые туры губернаторских выборов всерьёз затягивают процесс трансфера власти, а сторонников куда более стремительного транзита в российском политическом истеблишменте сегодня хватает.