Единый день голосования – 2020 завершился. Многие ждали от него повторения скандальных сценариев 2018 года, но этого не случилось. Состоявшиеся выборы были признаны «Единой Россией» успешными, а журналистами и политическими телеграм-каналами спокойными и скучными.
С 11 по 13 сентября в России выбирали 18 глав субъектов Федерации (двух губернаторов – Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов – избрали на голосовании региональных парламентов), определились составы 22 региональных парламентов и муниципальных собраний. Вопреки прогнозам о жёсткой конкуренции все 18 врио губернаторов и глав победили в первом туре, а «Единая Россия» потеряла большинство только в трёх заксобраниях и горсоветах из 22.
Губернаторские кампании
Среди болевых точек на карте единого дня голосования (ЕДГ) назывались Архангельская, Иркутская, Пензенская, Ростовская области, Камчатский край и Пермский. Однако кремлёвские кандидаты во всех этих регионах одержали победу, набрав от 60 (Игорь Кобзев в Иркутской области) до 80 процентов голосов (врио Камчатки Владимир Солодов). При этом самые низкие результаты (ниже 60 процентов) по полученным голосам за кандидатов от власти показал врио губернатора Смоленской области Алексей Островский – единственный губернатор, представлявший оппозиционную партию. Именно на Смоленщине такая ситуация до оглашения результатов ЦИКом экспертами не прогнозировалась.
Федеральной власти удалось завершить электоральный цикл 2020 года без потерь в губернаторском корпусе.
При этом напряжённость в ряде регионов накануне выборов не была иллюзорной. Там действительно сложилась кризисная ситуация и росла протестная активность, напоминает политолог Илья Гращенков. По его словам, один из рецептов, который был использован на прошедших выборах, – единый стандарт избирательных кампаний для губернаторов.
– Чувствовался флёр общей федеральной кампании, которую разработали в каком-то едином центре креативных решений. Все [врио губернаторов] бегали по утрам, демонстрировали свои спортивные достижения, играли в так называемую новую искренность – такой объединяюще-раздражающий стиль. Раздражающий, потому что львиная доля избирателей не подписана на их инстаграмы, зато на них были подписаны и следили за ними в Москве, и, я думаю, иронизировали над этим всем. Там же кандидаты в губернаторы пытались показать, что они хорошие бегунки за федеральными средствами, – поясняет Гращенков «Октагону».
Тему федеральных денег, лоббирования в столице проектов развития региона и решения критических проблем территорий при обязательной поддержке Москвы так или иначе эксплуатировали все шедшие на выборы губернаторы.
Особенно это было заметно в потенциально проблемных регионах. Президент России Владимир Путин лично провёл несколько селекторных совещаний с врио Иркутской области Игорем Кобзевым. Решения приняли по ряду болезненных вопросов, которые если и не оставались без внимания, то не разрешались годами. Например, проблема ликвидации отходов химического производства в Усолье-Сибирском.
В Крыму, где кампания была предсказуемой, президент появился под занавес кампании врио главы Севастополя Михаила Развожаева, открыв трассу «Таврида». Позже по селектору он обсудил с ним проблему нехватки воды на полуострове и запустил процесс создания рабочей карты по выходу из этой ситуации.
Премьер-министр Михаил Мишустин совершил масштабное турне по Дальнему Востоку, посетив Камчатку, где должен был избираться врио главы края Владимир Солодов. Московский десант высокопоставленных чиновников высадился и в Еврейской автономной области, где прогнозировали рост протестных настроений из-за выступлений в соседнем Хабаровске.
– Каждая кампания была сделана как под копирку, с той лишь разницей, что кампании врио отличались от кампаний действующих губернаторов. Даже «Новые люди» рассказывали о своей причастности к «партии Путина» и возможности выбивания денег для регионального бюджета. «Проголосуй за меня, и я покажу, как я смогу привлечь деньги от Мишустина, Медведева и всех, кого я знаю лично», – на этом строились все кампании. Действующие губернаторы, которым было тяжело опираться только на рейтинг Путина, демонстрировали устранение недочётов и недоработок. Увольняли кого-то из команды и достраивали больницы. Вот два типа кампании, которые мы наблюдали, – рассказывает Гращенков.
Итогом стало то, что власть смогла купировать, где-то нейтрализовать и даже предупредить протестную активность, а губернаторы показали на выборах результаты, которые в прошлых электоральных циклах казались мало достижимыми. Однако, по словам наблюдателей, у такой тактики есть ряд изъянов.
– Насколько это правильно? Ведь теперь люди в регионах ждут, что федеральные деньги им будут давать постоянно. А будут ли их давать – это вопрос. В чём успешность этих кампаний? Если предположить, что результат был достигнут не силой убеждения, а в результате ловкости в мобилизации, то зачем было лишний раз «драконить» людей, спускать на них манну небесную на выборах. А если она вдруг иссякнет, не станут ли эти северокорейские проценты, которые получили наши губернаторы, тяжким грузом? – подытоживает политолог.
Региональные парламенты и новые партии
«Единая Россия» одержала «убедительную победу» на прошедших выборах, заявил секретарь генсовета партии Андрей Турчак. При этом прошедшие кампании в региональные парламенты и муниципальные собрания он назвал «генеральной репетицией» перед выборами в Госдуму в 2021 году, где «Единая Россия» планирует получить конституционное большинство.
«Для “Единой России” единый день голосования 2020 года – это генеральная репетиция выборов в Госдуму. И в части результатов мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы начинаем подготовку к выборам в Госдуму. И задачи по получению квалифицированного [конституционного] большинства мы перед собой ставим и будем стремиться их достичь», – цитирует его ТАСС.
По предварительным данным ЦИК, в 22 избирательных кампаниях «Единая Россия» потеряла большинство только в трёх муниципальных собраниях: в Томске, Новосибирске и Тамбове.
Андрей Турчак: «Для «Единой России» единый день голосования 2020 года – это генеральная репетиция выборов в Госдуму».Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
На выборах в Томске ЕР смогла набрать чуть больше 24,5 процента голосов и потеряла большинство в местной гордуме. Второе место получила КПРФ с 17,5 процента, а третья партия «Новые люди» набрала 15 процентов. В новосибирском горсовете у «Единой России» также не будет большинства – она набрала 44 процента голосов. В Тамбове единороссы и вовсе уступили первое место партии «Родина», набрав всего 20,6 процента голосов.
Тем не менее остальные 18 кампаний завершились для «Единой России» достаточно успешно.
– Я следил за региональными кампаниями, но не ждал сенсаций. Самое интересное происходило на выборах в муниципальные собрания. В городах жёстче проявляется конфликт элит, и выборы там могут быть конкурентными. Посмотрите, например, на результат выборов в Тамбове. Успех партии «Родина» в Тамбове не менее интересен, чем успех новых партий, – комментирует «Октагону» политолог Константин Калачёв.
Новые партии, созданные весной 2020 года, этой осенью впервые пошли на выборы. Из почти десятка вновь созданных партийных объединений успеха ожидали от партии «За правду» Захара Прилепина, партии «Зелёная альтернатива», которая привлекла к своей экологической повестке художника Васю Ложкина, партии одного из создателей игры World of Tanks «Партия прямой демократии» и партии «Новые люди» от учредителя компании Faberlic Алексея Нечаева.
Каждая из новых партий выбрала на карте выборов ключевые точки для максимального приложения сил. Цель их заключалась в том, чтобы провести хотя бы одного депутата в региональный парламент.
Это давало бы возможность не собирать подписи для участия в выборах в Госдуму в 2021 году, а попасть в бюллетень автоматически.
Партия «За правду» сконцентрировала внимание на Рязани и сумела преодолеть необходимый 5-процентный барьер для проведения кандидата в областную думу. «Новые люди» закрепили за собой Новосибирск, где неожиданно стали спойлером для кандидатов «Умного голосования» Алексея Навального. Активисты партии использовали схожие с местной оппозиционной коалицией цвета и символику. Несмотря на это, «Новым людям» удалось преодолеть планку на выборах в Заксобрание Новосибирской области. Свои пять процентов взяла и «Зелёная альтернатива», которая выбрала для участия республику Коми: регион накануне выборов жил повесткой экологического протеста в соседнем архангельском Шиесе. Так называемая партия «танчиков» попыталась выступить на выборах в Воронеже, но набрала чуть больше двух процентов голосов. Таким образом отчасти разрешилась интрига с новыми партиями. Три из них на следующий год точно смогут полноценно участвовать в выборах в Госдуму.
Итоги и последствия
Выборы 2020 года показали, что местные элиты поняли сигнал федеральной власти, арестовавшей красноярского бизнесмена Анатолия Быкова и губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, и больше не готовы пытаться лоббировать свои интересы через участие в выборах, считает Илья Гращенков.
«В 2018 году эксцессы на выборах, рубки за случайных кандидатов случались, потому что в них включились местные элиты. Все ждали, сыграют ли они в этом году, но их явно припугнули».
Илья Гращенков
директор Центра развития региональной политики
– В этом году были аресты Анатолия Быкова, Сергея Фургала. Местные элиты поняли, что в лучшем случае всё, чего они добьются, – вариант Сипягина (Губернатор Владимирской области, член ЛДПР Владимир Сипягин, выигравший в 2018 году выборы у действующего губернатора-единоросса. – τ.). А что такое Сипягин? Номинальный губернатор, который находится под управлением Москвы. Надо ли на это тратить деньги? Наверное, не надо, – говорит Гращенков, объясняя, почему выборы 2020 года прошли спокойнее, чем в 2018 году.
При этом, по мнению политолога Константина Калачёва, с задачей продемонстрировать, что политическая система готова к выборам 2021 года, власть справилась:
– Продемонстрированный высокий процент доверия у губернаторов – это индульгенция. Каждые прошедшие выборы запускают подготовку к следующим. Впереди выборы в Госдуму. Для глав регионов важно показать, что ситуация в регионе управляема и любые задачи на любых выборах они готовы выполнить, потому что любая помощь федерального центра в этом чревата, за неё придётся расплачиваться. Кроме того, взят своеобразный реванш и за Приморье в 2018 году, и за Хабаровск.
Выступление на выборах новых партий просигнализировало старым парламентским элитам в КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», что партийная система в России не есть что-то незыблемое и вполне может меняться.
Особенно болезненным этот сигнал может стать для КПРФ, которая не сумела мобилизоваться на выборах в Иркутской области и разобраться в работе сразу двух штабов – технологического и партийного. Кроме этого, в ряде регионов партия уступила второе место ЛДПР.
Новые партии, вероятно, только будут наращивать конкуренцию со старыми за место в системе. А вот вопрос их веса решится на выборах в Госдуму, которые с большой вероятностью пройдут раньше срока. Об этом на «Ночи выборов» сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, а ранее идею переноса дня выборов с осени на весну поддержала Элла Памфилова. Как писал «Октагон», близкие к Кремлю политтехнологи, не завершив губернаторскую кампанию, развернулись в сторону госдумской, что при ранее обозначенных сроках её проведения было бы преждевременным.
Самым неожиданным следствием единого дня голосования может стать объединение Еврейской автономной области с Амурской областью или Хабаровским краем. По словам информированных источников «Октагона» в регионе, идея объединения регионов сейчас активно обсуждается в правительстве РФ. Поводом для этого стала работа предвыборного десанта из Москвы в ЕАО.