Беспрецедентно долгий визит премьера Михаила Мишустина на Дальний Восток призван решить застарелую проблему оторванности региона от «большой земли», удержать его в орбите Москвы. Ведь события в Хабаровске могут подогреть потенциальный сепаратизм. Низкий уровень жизни, депопуляция – благоприятная почва для таких настроений. Центр не хочет получить вторую Чечню. Правда, объехав половину субъектов ДВФО, раздавая «подарки», премьер обошёл своим вниманием другую половину. Столичный Владивосток ещё перетерпит, а вот Хабаровск и Сахалин без московского пригляда могут и заскучать. Якутия тоже хочет внимания центра.
Завершается шестидневная поездка Михаила Мишустина по Дальнему Востоку. Начав с Чукотки, премьер-министр посетил Камчатку, а затем прибыл в Магаданскую область. Последней в графике значится Амурская область, 18 августа в Благовещенске состоялось совещание с членами правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. В клокочущий Хабаровск глава правительства, похоже, не приедет.
По возвращении в Москву Мишустина с докладом ждёт президент. Премьер расскажет Владимиру Путину об инициативах, которые представили ему жители региона.
«Мы встретились с врачами, учителями, бизнесменами, энтузиастами. Все они любят свой край, хотят сделать его лучше, чтобы жить здесь было комфортно, чтобы сюда приезжала молодёжь, оставалась, училась, делала бизнес, занималась развитием Дальнего Востока», – цитирует ТАСС главу кабмина.
Действительно, о притоке людей на Дальний Восток пока приходится лишь мечтать. Проблемно даже удержать тех, кто уже живёт в регионе. Один из рецептов, по мнению премьера, заключается в возрождении романтики советского времени, как «у наших дедушек, бабушек, отцов, которые, собственно, и построили этот замечательный край». Её, заявил во время пребывания на Камчатке Мишустин, следует «вернуть в сердца наших детей, сердца молодёжи».
Спорить с восторженными впечатлениями премьера о красоте и уникальности Камчатки, безусловно, сложно. Но как сделать эту красоту более доступной и привлекательной для людей и жизни? Именно такие вопросы предстоит решать Правительству.Фото: Елена Верещака/ТАСС
Некоторые наблюдатели восприняли это как благие намерения. «Вот они заявляют о необходимости вернуть советскую романтику, а кроме НДС возвращать ничего не умеют, да и не будут», – иронизируют в телеграм-каналах. Премьер, однако, настроен по-деловому. Он понимает, что в первую очередь требуется поднять уровень жизни в регионе. Достаточно высокие средние доходы дальневосточников нивелируются высокими ценами, на что обращал внимание ещё президент. А значит, необходимы комплексные решения.
Видимо, по этой причине Мишустин и взял с собой в поездку почти половину кабмина. В состав делегации вошли вице-премьеры, министры, их замы, руководители крупнейших компаний, таких как «Газпром» и РЖД. Итогом столь массированного десанта должна стать новая редакция национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года, создание которой курирует полпред президента Юрий Трутнев. Путин дал на корректировку планов, вызванную пандемией, три месяца.
Жёсткий стиль полпреда Трутнева
Изначально планировалось, что Трутнев будет сопровождать Мишустина в поездке. Но он внезапно подхватил коронавирус (об этом стало известно в день приезда премьера) и вынужден был участвовать в мероприятиях дистанционно. Это дало пищу для конспирологических догадок, выяснилось, что в регионе жёсткий стиль управления полпреда воспринимается не очень-то дружелюбно.
Как пояснил «Октагону» профессор Тихоокеанского государственного университета, политолог Илдус Ярулин, семь лет полпредства Трутнева показали его стремление «подмять всё под себя», поставить губернаторами своих людей. Тактику Трутнева он называет агрессивной, а правление – авторитарным. Возможно, в этом было и проявление борьбы кремлёвских башен – кто-то пытался усилить аппаратное влияние Трутнева.
Агрессивный стиль управления Юрия Трутнева воспринимается жителями Дальнего Востока, мягко говоря, не очень-то положительно.Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
– Минвостокразвития что при Александре Галушке, что сейчас, при Александре Козлове, – это рисование бумаг, прожектов, не имеющее отношения к реальной жизни, – говорит политолог. – Либо пусть будет министерство, либо полпредство. Пока нет ощущения, что у нас успешный вице-премьер по развитию Дальнего Востока. Люди хотят решения простых реальных проблем, а не мифических дальневосточных гектаров.
Согласно отчётам Счётной палаты, Дальний Восток в последние три года начал деградировать. Нет мощных инвестиций, малорезультативным оказался форум АТЭС, где подписывается множество протоколов о намерениях, которые потом не реализуются или же механизмы их реализации идут во вред стране, утверждает Ярулин.
В политической сфере это проявилось сначала в избрании мэром Якутска Сарданы Авксеньевой, потом был мощный стресс, провал на выборах в Приморье, когда представитель КПРФ Ищенко чуть не обошёл Тарасенко. Пришлось отменить результаты выборов, назначить новое голосование, привлечь огромные ресурсы, чтобы избрать Кожемяко. И тут случился хабаровский казус, в результате чего возникла непонятная ситуация с протестами.
Ярулин уверен, что пришло время провести аудит дел на Дальнем Востоке, и для этого приехал премьер. Козлов доложит премьеру о программе по развитию региона (скорее всего, многие её ключевые положения будут изменены, так как к 30 августа программа должна лежать на столе президента), за 10 дней до этого Дегтярёв отчитается ему о хозяйстве, которое он принял. То есть это будет тотальная ревизия положения дел в регионе, меняющая подходы к управлению.
Вероятно, после такой встряски влияние центра на ДВФО усилится.
О том, насколько слабым оно было в последнее время, можно судить по знаменитой истории с «китовой тюрьмой». Указание Путина освободить пленённых касаток местные деятели игнорировали чуть ли не полгода в надежде не упустить своей выгоды. Ни формальные, ни неформальные методы не помогали. А если завтра так же станут игнорировать политические решения?
Калачи и пряники
Среди мер, уже принятых Мишустиным во время поездки, выделяются системные и частные. К системным можно отнести решение продлить до 2028 года действие пониженных энерготарифов для малого и среднего бизнеса и потребителей, которые работают в ТОР, свободном порту Владивосток и некоторых других территориях.
«Никаких резких скачков в платёжках за электричество быть не должно», – строго-настрого наказал премьер.
Также будут актуализированы программы газификации регионов Дальнего Востока.
Вмешательство премьера в частные вопросы выглядит более понятным для рядового гражданина. На Чукотке Мишустин поддержал местный тепличный комбинат. Завоз овощей на край света делает их «золотыми», а современные технологии позволяют выращивать их даже в Анадыре. На Камчатке пресечено «разгильдяйство» при строительстве краевой больницы. Десятилетний долгострой теперь под контролем у премьера. А рыбный терминал Магаданского морского порта решено передать из федерального подчинения в местное.
Поддержка Мишустиным отдельных проектов, наверное, полезна, однако каждый завод не спасёшь. Главная задача премьер-министра состоит всё-таки в организации системного развития региона. Согласно пока не скорректированной программе, до 2025 года на это должно быть потрачено 2 трлн рублей. В том числе на создание 51 тысячи рабочих мест. Много это или мало? Достаточно ли? Не очень понятно. Видимо, на эти вопросы и должен сам себе ответить глава Правительства по результатам поездки.
Во время своей рабочей поездки по Дальнему Востоку Михаил Мишустин посетил несколько больниц и провёл встречи с медработниками.Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС
– Не так давно в Госдуме отчитывался глава Счётной палаты Алексей Кудрин, – рассказал «Октагону» депутат ГД от регионов Дальнего Востока Алексей Корниенко. – Он утверждал, что эффект от реализации проекта свободного порта Владивосток и ТОР совсем небольшой. А на прошлой неделе ещё и Силуанов заявил, что программа финансирования социально-экономического развития ДВФО будет урезана. И о каком опережающем развитии Дальнего Востока в таком случае можно говорить?
Деталей сокращения финансирования ждали на совещании премьера в Благовещенске, но Мишустин лишь анонсировал скорое принятие программы. Впрочем, после едких шуток премьера на Камчатке в адрес Силуанова по поводу инвестиций можно ожидать, что Минфин всё-таки заставят раскошелиться.
Мост на Сахалин
Проблемы с финансированием дальневосточных проектов напрямую касаются, пожалуй, самого амбициозного из них – мостового перехода, который свяжет материк и Сахалин. После завершения строительства Крымского моста этот проект казался делом решённым. Но затем пришла пандемия, экономический кризис. Возможно, по этой причине Мишустин решил объехать остров стороной.
– Если бы мост появился, это было бы хорошо, – заявил «Октагону» председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников. – На данный момент мы соединены с материком только воздушным и морским транспортом. Несмотря на серьёзные достижения современной морской и авиационной техники, бывает сложно доставить груз из-за метеоусловий. Или возможность приехать и уехать на остров зависит от погоды. Мост эти проблемы решил бы.
«Мостовой переход с материка на остров Сахалин упростил бы задачи при построении маршрутов транспортным и логистическим компаниям, туристам и путешественникам. Думаю, для экономики региона это будет полезно».
Владимир Иконников
председатель Общественной палаты Сахалинской области
Однако технически это сложный проект. Попытки реализовать его – построить тоннель под проливом Невельского – были в сталинские времена, но потом проект законсервировали.
– Лично я веры не теряю, – продолжает эксперт. – Мы видим, что построили мост в Крым, у наших соседей – Японии, Южной Кореи и Китая, где и мосты с тоннелями есть [между островами], и паромные переправы. Наш президент о проекте всегда говорил очень тактично, что к такому важному и сложному делу надо подойти со всей ответственностью. Должны быть проведены предпроектные и проектные работы. Необходимо серьёзное финансирование.
Та же проблема – строительство моста – существует в самом крупном регионе ДВФО – Республике Саха (Якутия). Сейчас дебатируется вопрос о переносе срока сдачи объекта с 2025-го на 2024 год. Но и на берега реки Лены премьер тоже не приехал.
– Мост нужен, чтобы соединить Восточную и Западную Якутию, чтобы люди могли спокойно в любое время года пересекать Лену, – говорит жительница Якутска Юлия Орлова, – а не стоять часами в очередях на переправе в летний период и не ехать зимой по зимнику. Но мост нужен совмещённый, железнодорожно-автомобильный, чтобы железная дорога пошла на Западную Якутию. Только тогда в нём есть какой-то смысл. Хочется надеяться, что руководство Якутии в конце концов примет решение и если уж не построит автомобильный мост, то хотя бы предусмотрит опоры для железнодорожного.
По словам Орловой, последний раз глава Правительства был в республике в 2007 году. Именно тогда были приняты судьбоносные решения по строительству совмещённого железнодорожно-автомобильного моста. Поэтому визиты чиновников такого ранга важны, они позволяют ускорить процессы. «Увы, по каким-то причинам делегация кабмина решила на этот раз проигнорировать республику», – печалятся в Якутске.
Хабаровск ждёт премьера
Между тем самая политически горячая точка на карте Дальнего Востока, безусловно, Хабаровск. Протесты, вызванные арестом Сергея Фургала, по-прежнему не утихают. Горожане проводят митинги и шествия, и хотя численность активных участников снизилась, всё чаще звучат политические требования, рассказал «Октагону» первый секретарь крайкома КПРФ Пётр Перевезенцев. По его словам, местным коммунистам удалось мобилизовать инициативные группы граждан, в то время как анонсированный врио губернатора Дегтярёвым народный совет так и не собрался.
Неожиданное развитие протестное движение Хабаровска получило в связи с событиями в Белоруссии. Представитель местного отделения ФБК* Навального призвал горожан проводить забастовки на предприятиях края. Правда, он был немедленно задержан полицией и приговорён к 10 суткам ареста. К тому же в регионе почти не осталось крупных заводов, напомнили коммунисты. Бастовать негде и некому. Политически этот факт, может, и отрадный для властей, но выдаёт громадные экономические проблемы региона.
– Дегтярёв в проблематику края погружается, – констатировал депутат Законодательной думы Хабаровского края Сергей Ильин. – Думаю, ему уже доложили о болевых точках региона. Ему надо кардинально менять экономическую ситуацию. Люди бегут из региона, потому что здесь негде работать, они не видят своего будущего.
Вопреки ожиданиям Михаил Мишустин не посетил сегодняшнюю самую горячую точку ДВФО – Хабаровск. А ведь его поддержка молодому врио Сергею Дертярёву (на фото) так необходима.Фото: пресс-служба Хабаровского края/ТАСС
Премьер своим визитом в город мог бы помочь молодому врио решить часть вопросов.
– Странно, когда в одном из центров дальневосточного региона – Хабаровске – люди выходят тысячами на улицы, а представители высшей власти, премьер, посещая Дальний Восток, эту территорию обходят стороной. Им нечего сказать людям, они растеряны, не знают, как разговаривать с народом? Проблемы жителей должны быть услышаны, поняты. Власти должны найти для себя ответ на вопрос, что движет этими людьми. Да и сами жители ждут, что власть в Москве услышит их боль, проблемы и начнёт их как-то решать, – надеется депутат.
Хотя Михаил Дегтярёв не принял Михаила Мишустина у себя, он стал участником совещания с премьером в Благовещенске, встреча была посвящена программам «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека». Также состоялась личная встреча главы кабмина и врио. Михаил Мишустин поддержал инфраструктурные проекты региона: одобрил выделение дополнительных средств на завершение второго и третьего этапов инженерной защиты Комсомольска-на-Амуре, дал поручение начать в 2021 году реконструкцию дороги Ванино – Советская Гавань.
Будем жить
В свою очередь вице-губернатор Магаданской области Андрей Колядин в беседе с «Октагоном» назвал визит Мишустина уникальным, таким, которого на Дальнем Востоке очень ждали и который надежды оправдал. Удаётся решать местные насущные проблемы, включая более рациональное использование бюджетных ресурсов.
– Это серьёзный инновационный вклад в экономику. В результате Дальний Восток начнёт преображаться более быстрыми темпами, – уверен чиновник.
– Что касается сепаратизма, то, например, на Колыме достаточно природных богатств. Люди умеют здесь добывать и золото, и серебро, и редкоземельные элементы. И, наверное, в случае чего смогли бы себя прокормить. Но эти территории никогда не мыслили себя как отдельное государство, – отметил Колядин. – Были, конечно, внутренние претензии к тому, что Москва не понимает, насколько здесь тяжело жить. Здесь совсем не случайны северные надбавки – люди теряют здоровье.
Кавказский синдром отделения территорий от России не свойственен Дальнему Востоку. Да, этот регион с неким скептицизмом относится к инновациям центра, но не видит себя в стороне от остальной страны, резюмирует вице-губернатор.
Так или иначе, федеральный центр взял быка за рога. Очевидно, появилось понимание, что мириться с бедностью и депопуляцией Дальнего Востока больше нельзя. Опасно. Специалисты об этом говорили давно. По мнению председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, проблема Дальнего Востока находится не на Дальнем Востоке, а в Москве.
Он напомнил, что благодаря Путину было принято решение Совбеза РФ от 20 декабря 2006 года, после чего появился форум АТЭС и Минвостокразвития. Но предыдущие правительства превратили это всё в оголтелый пиар с дальневосточным гектаром (А сейчас ещё появилась крайне спорная идея с арктическим гектаром. – τ.) и проведением самого форума. Но это не планирование и строительство нового поколения инфраструктуры в регионе в интересах дальневосточников.
Надо наконец, как указывал Путин, «сделать жизнь на Дальнем Востоке более привлекательной, чем в Центральной России».
А этого не делается. Пора отделить пиарный элемент от реального решения проблем, призвал эксперт. Он надеется, что Мишустин в поездке получил дополнительные импульсы для глубокого понимания проблемы и организует её обсуждение с квалифицированными специалистами.
До сих пор в ДВФО ежегодно проходил Восточный экономический форум, и он как бы выравнивал оторванность этих территорий, напомнил «Октагону» политолог Сергей Шахов:
– Приезжало первое лицо (Президент РФ. – τ.), министры. Было внимание, помощь. А в этом году из-за пандемии всё отменилось. Есть только события в Хабаровске. Сам факт приезда большого начальника, президент или премьера, показывает, что дальневосточников не забыли.
* Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.