Выделенные Фондом развития моногородов (ФРМ) полмиллиарда рублей должны были спасти Краснотурьинск от безработицы. Но большая часть плана создания здесь индустриального парка осталась на бумаге. И это уже череда подобных провалов в программе развития моногородов по всей стране. Свердловская область чудом пока не пополнила список регионов, которым ФРМ выставил санкции за неисполнение крупных контрактов.
К началу 2019 года ФРМ заключил 35 соглашений с регионами о софинансировании расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры промпарков на сумму 12,6 млрд рублей. Неэффективность этих программ поддержки моногородов не раз отмечала Счётная палата РФ.
«Из 55 объектов инфраструктуры, в отношении которых получено разрешение на ввод в эксплуатацию (подписан акт приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией), на начало 2019 года по различным причинам не эксплуатировалось 24 объекта в 8 моногородах», – говорится в бюллетене аудитора.
По заключению Счётной палаты созданные объекты инфраструктуры «не оказывают значительного влияния на динамику развития моногородов».
Счётная палата сомневается в пользе существования ФРМ. По её мнению, распределение бюджетных средств регионам негосударственной некоммерческой организацией «не позволяет обеспечить принципы эффективности их использования, адресности и целевого характера».
В то же время аудиторы обнаружили, что затраты Фонда на зарплату сотрудникам сопоставимы с бюджетом моногорода. Например, в 2018 году ФРМ заплатил персоналу 258,5 млн рублей – больше доходной части бюджета города Пикалёво в Ленинградской области, которая составляла 191,8 млн рублей в 2018 году.
По мнению аудиторов, существующая схема «не исключает коррупционные риски на всех этапах использования средств, направленных на развитие моногородов».
Уже несколько лет Счётная палата предлагает отдать возможность перечислять данные субсидии Минэкономразвития.
В Минэкономразвития РФ также обеспокоены результативностью программ поддержки территорий опережающего развития. Как рассказали «Октагону» в министерстве, ведомство внесло в Правительство РФ проект федерального закона, который предусматривает разработку методики оценки эффективности функционирования ТОР в моногородах.
Ряд регионов уже столкнулся с расторжением договоров и применением финансовых санкций. ФРМ расторгнул соглашение с правительством Республики Карелия, которой выделял 255,1 млн рублей на строительство индустриального парка в Надвоицах, – он остался невостребованным у инвесторов. Схожая ситуация сложилась в Лузе Кировской области – региону выставили на возврат около 100 млн рублей из-за того, что объект не использовался ни населением, ни предпринимателями. Также соглашения были расторгнуты с Республикой Бурятия, Ивановской и Томской областями.
©octagon.media, 2020
Под угрозой неустойки находится и Свердловская область, где на грани провала проект индустриального парка «Богословский». В Фонде развития моногородов «Октагону» сообщили, что «в случае невыполнения ЦПЭ выделенные средства будут поставлены на возврат».
В Минпромторге РФ добавили, что правительство Свердловской области обязано будет вернуть часть средств – 494 млн рублей.
Власти региона обещали ФРМ, что к 2017 году резиденты инвестируют в парк 1,17 млрд рублей и создадут 50 новых рабочих мест, к 2020 году – 11,8 млрд рублей и 2149 рабочих мест соответственно.
В реальности к маю 2020 года общий объём привлечённых инвестиций в «Богословский» составил 2,465 млрд рублей. Было создано 394 рабочих места. То есть за три года после ввода инфраструктуры в эксплуатацию удалось достичь лишь 20–25 процентов от целевых показателей. Схема подсчёта непрозрачна – возникают сомнения, все ли «созданные» рабочие места сохраняются до сих пор.
В Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) отказались комментировать последствия неисполнения «Богословским» KPI за оставшиеся четыре года. Первый вице-губернатор Алексей Орлов посоветовал обратиться в департамент информполитики губернатора. Там «Октагону» подтвердили, что сумма к возврату составит 494 млн рублей, и уточнили, что допсоглашение о переносе сроков ФРМ подписал с правительством региона в 2019 году.
План спасения Краснотурьинска
Идея развития индустриального парка в Краснотурьинске возникла после закрытия цехов градообразующего предприятия – Богословского алюминиевого завода. Больше 1000 человек потеряли работу, а планы олигарха Олега Дерипаски полностью остановить производство привели к социальному взрыву. Работники выходили на ежедневные митинги и проводили голодовки. Федеральные и местные власти поняли, что успокоить город сможет только создание новых рабочих мест.
В 2015 году правительство Свердловской области и Фонд развития моногородов (учреждён корпорацией «ВЭБ.РФ» в 2014 году) подписали соглашение о транше в размере 633,1 млн рублей. Средства предназначались для софинансирования расходов по созданию инфраструктуры индустриального парка «Богословский». Гарантией индустриального парка стали бизнес-планы 11 резидентов.
По замыслу, индустриальный парк «Богословский» должен был спасти Краснотурьинск от вымирания после закрытия Богословского алюминиевого завода.Фото: alshevskix.livejournal.com
В сентябре 2016 года сумму уменьшили до 587,7 млн рублей. Еще 340 млн рублей должны были выделить власти Свердловской области.
В то же время «Краснотурьинск» стал территорией опережающего развития (ТОСЭР «Краснотурьинск»). По задумке, это должно было увеличить привлекательность для резидентов: они получали не только инфраструктуру, но и налоговые преференции – 5 вместо 20 процентов на прибыль, 0 процентов на имущество и землю. Но развитие индустриального парка не задалось с самого начала.
Стройка стартовала с банкротства подрядчика
Контракт на организацию внеплощадочной инфраструктуры в 2015 году выиграло ООО «Строительное управление “Стройинвест”». Компания стала единственным участником закупки, а через три месяца обанкротилась. Права на оплату работы она уступила ООО «Универсалтрансстрой», основным заказчиком которого была ОЭЗ «Титановая долина».
Свердловское казначейство усмотрело в этих действиях нарушение бюджетного законодательства, но доказать вину в суде не смогло. Через несколько месяцев уже ООО «Универсалтрансстрой» подало заявление о банкротстве. Подряд забрало ООО «СК Интег» – тёмная лошадка уральского строительного рынка: компания стабильно выигрывает госзаказы в регионе (48 штук за 8 лет на сумму 8,5 млрд рублей).
В августе 2016 года в Краснотурьинск прилетел бывший российский вице-премьер Игорь Шувалов. Региональную власть на встрече представлял губернатор Евгений Куйвашев, муниципальную – мэр Краснотурьинска Александр Устинов. Их сопровождали руководители управляющей компании технопарка и компаний-резидентов.
Встреча Игоря Шувалова, Евгения Куйвашева и Александра Устинова в Краснотурьинске. 2016 год.Фото: департамент информационной политики губернатора СО
Как сообщил «Октагону» один из участников совещания, до визита делегации работы на площадке практически не велись. Накануне посещения к «Богословскому» пригнали четыре КамАЗа, два бульдозера, один экскаватор. На обоих въездах в технопарк были установлены по два плаката со схемой территории с границами размежёванных участков.
Мэр Краснотурьинска Александр Устинов устроил для гостей экскурсию по городу. Если на официальной части совещания Шувалов всех поблагодарил и высказал удовлетворение увиденным, то на неофициальной потребовал объяснить, на что была израсходована сумма в 130 млн рублей, отчётов по которой никто не предоставил. Понёс ли кто-то наказание, осталось неизвестным. В ВЭБ «Октагону» отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что проект парка не относится к непосредственной деятельности организации.
– Как только Шувалов уехал, все работы были свёрнуты, и снова установилась тишина, – вспоминает собеседник издания.
Позже власти Свердловской области сами официально признали, что работа на площадке в тот период не велась.
В марте 2018 года занимавший на момент проверки пост министра строительства Сергей Бидонько заявил в интервью газете «Вечерний Краснотурьинск», что необходимая для работы индустриального парка инфраструктура появилась только в 2017 году.
Как ранее писал «Октагон», сотрудники силовых ведомств ведут проверки, связанные с созданием индустриального парка «Богословский». По информации «Октагона», силовики не исключают возбуждения уголовного дела, которое может коснуться вице-губернатора Сергея Бидонько.
Почему разбежались резиденты
Согласно результатам проверки Счётной палаты РФ, в соглашениях с резидентами индустриального парка «Богословский» «не была установлена ответственность за неосуществление капитальных вложений в объёме и в сроки, предусмотренные бизнес-планом», а также «отсутствовала информация о намерениях инвесторов».
Пока свердловские власти закрывали глаза на явные пробелы в реализации проекта, опасения Счётной палаты начали сбываться. В 2017 году резиденты, на основании планов которых составлялись правительственные отчёты для Фонда развития городов, стали покидать проект. В первую очередь из-за того, что руководство «Богословского» не выполнило обещания по обеспечению участков необходимой инфраструктурой. При этом никто из инвесторов не подал в суд, чтобы вернуть вложенные в площадку инвестиции.
Резиденты «Богословского» один за другим стали покидать проект.Фото: alshevskix.livejournal.com
– Это было бесполезно. Договоры аренды земельных участков были составлены очень хитро. В них декларировалось, что к площадкам будут подведены водопровод, тепло- и электросети, но не указывался срок, в течение которого будут выполнены эти работы, – пояснил «Октагону» бывший участник проекта.
Первый якорный резидент, ООО «Эпсилон» (входит в ГК «Энергия»), договором с которым гордилось правительство региона, пошёл под суд. Компания должна была открыть производство по токарно-фрезерной обработке деталей. Запланированный изначально объём инвестиций составлял около 5 млрд рублей. «Эпсилон» даже получил заём от Фонда развития промышленности (ФРП) на 500 млн рублей, отчитывался за израсходованные средства, но производство так и не запустил.
– За два года пользования займом компания так и не начала строительные работы и не исполнила взятые на себя обязательства по софинансированию, неоднократно нарушала обязательства по уплате процентов, – прокомментировали Октагону в пресс-службе ФРП.
В результате суд признал «Эпсилон» банкротом, а ФРП потребовал привлечь руководство компании – Сергея Гуськова и Александра Севастьянова – к субсидиарной ответственности за спорным образом израсходованные бюджетные средства.
На стадии предварительных переговоров отказывались от участия в проекте другие потенциальные резиденты. Причиной этого, помимо проблем с инфраструктурой, стали требования КРСУ закладывать в бизнес-планы завышенные KPI.
В 2018 году у руководителей свердловского правительства наконец появилось опасение, что добиться обозначенных в договоре с ФРМ показателей не удастся. В связи с этим первый замгубернатора Алексей Орлов направил руководству фонда письмо, в котором попросил снизить KPI.
Однако ФРМ в удовлетворении просьбы отказал. При этом, как сообщили в фонде «Октагону», достижение целевых показателей эффективности в полном объёме перенесли с 2020 на 2024 год.
Последняя надежда свердловских властей – мусор
Как рассказал «Октагону» гендиректор КРСУ Максим Прачик, сейчас резидентами парка являются 11 компаний. В их числе две новых (ООО «Ротор» и ООО «Химколор»), которые «приступили к строительству производственных площадей». Однако перечислить всех поимённо в корпорации не смогли даже после нескольких настойчивых просьб со стороны издания.
По данным собеседника «Октагона», в «Богословском» сейчас ведут работу две организации: фирма по ремонту оборудования «КапРемМоторс» и Богословский кабельный завод.
Компания занимает бизнес-инкубатор, который полностью подключён к инфраструктуре парка. Завод же находится не на территории «Богословского», а на границе с ним, и только частично подключён к инфраструктуре, рассказал «Октагону» глава Краснотурьинска Александр Устинов. Он подтвердил, что ещё два производства – «Ротор» и «Химколор», – как и второй бизнес-инкубатор, строятся. Остальные резиденты находятся на этапе формирования проектной документации.
Церемония открытия бизнес-инкубатора на территории «Богословского». 2018 год.Фото: Карпинск.Инфо
В Фонде развития моногородов «Октагону» сообщили, что также с 2017 года в качестве резидента «Богословского» работает компания «ЛесКом Развитие». Но не уточнили, что она располагается за территорией парка – на месте бывшего опытно-механического завода БАЗ.
В список из 11 резидентов индустриального парка «Богословский» власти региона включают и компанию уральских олигархов Артёма Бикова и Алексея Боброва «Рифей». В мае этого года КРСУ заключила с организацией соглашение о строительстве мусоросортировочного комплекса.
– Сегодня это самый крупный инвестор индустриального парка, который обеспечит существенную нагрузку инфраструктуры. Проект позволит завершить цикл по обращению с отходами, превратить их в сырьё и существенно снизить нагрузку на окружающую среду Свердловской области, – заявил «Октагону» Максим Прачик.
В отчётах и пресс-релизах КРСУ рапортует, что сумма инвестиций по проекту предварительно составит 3,2 млрд рублей, будет создано 299 новых рабочих мест. Однако в компании «Рифей» «Октагону» ответили, что все целевые показатели (число рабочих мест, сроки начала строительства и площадь участка, которую займёт комплекс) «будут определены проектом после окончательного согласования».
Кроме того, мусоросортировочный комплекс планируется разместить не на территории и даже не на границе парка «Богословский», а в нескольких километрах от него. «Резидентом» же «Рифей» назвали из-за соглашения о подключении производства к электросетям парка.
Де-юре включение в число резидентов компаний, которые не размещают производство на территории промпарка, – прямое нарушение постановления Правительства РФ № 794 об индустриальных парках.
В нём говорится, что резидент – это тот, кто заключает договор аренды или купли-продажи «объектов промышленной инфраструктуры, земельного участка в границах территории индустриального парка в целях ведения промышленного производства».
Де-факто инфраструктура индустриального парка «Богословский», на которую в сумме ушёл почти миллиард рублей, до сих пор не востребована – по большей части используются коммуникации. Компании, которые становятся «удалёнными резидентами», получают бесплатное подключение к сетям и налоговые преференции ТОСЭР, но не создают непрерывной технологической цепочки с другими предприятиями (как предполагает одна из целей индустриальных парков). Власти же получают возможность завышать отчётные показатели перед федералами, хотя это и не помогает.
Екатеринбург