Похоже, банковская отрасль – единственная, которая смогла выдержать всероссийский локдаун и карантин. Апрель-май стали тяжёлыми месяцами для российского банковского сектора, но, несмотря на это, за первые пять месяцев текущего года банки заработали более полутриллиона рублей.
Банк России опубликовал окончательные результаты деятельности банков РФ за май. Согласно им, чистая прибыль всего сектора в мае оказалась символической – 0,5 млрд рублей против 32 млрд месяцем ранее. В апреле положительный финансовый результат показали 246 банков – 63 процентов от общего количества банков (на них приходилось 77 процентов от активов сектора). Данные о числе прибыльных и убыточных банков в мае в ЦБ ещё не раскрыли.
Отчётность отдельных банков также пока не опубликована. Единственный игрок, раскрывший отчётность за май, – Сбербанк, на который приходится около половины всего банковского сектора. Его чистая прибыль за месяц составила 45,1 млрд рублей против 11,4 млрд рублей в апреле (тогда банк обеспечил треть месячной прибыли сектора).
В мае убыточных банков будет заметно больше, чем в апреле, считают эксперты.
«В первую очередь пандемия сказалась на прибыли банковского сектора, за апрель она упала в шесть раз по отношению к марту. Сейчас складывается ситуация, когда банки вынуждены распаковывать средства и доначислять резервы».
Алексей Антонов
главный аналитик ГК «Алор»
Здесь показательно поведение Сбербанка, который только за май направил в резервы 25,8 млрд рублей, отмечает Антонов. Ещё 24,2 млрд рублей было перечислено в апреле.
– Другие крупные банки тоже не исключение, на фоне снижения прибыли резервы росли, что является сигналом готовности банков к повышенным кредитным рискам, при этом риски будут характерны как для корпоративного, так и розничного кредитования, – рассказал Алексей Антонов.
Прибыльный кризис
По итогам пяти месяцев банки заработали чистую прибыль в размере 561 млрд рублей. «Конечно, большая часть была получена в первые три месяца, когда влияние эпидемии ещё было ограниченно. Но затем мы стали фиксировать падение прибыли: в мае она была рекордно низкой», – отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В то же время она обратила внимание на то, что банковская система справляется с нагрузкой, а кредитование начинает оживать по мере выхода экономики из карантинных мер.
©octagon.media, 2020
– Рост кредитования в начале июне возобновляется, положительная тенденция может объясняться тем, что режим ограничительных мер был ослаблен, – считает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин. – Восстанавливается экономическая активность населения, поддерживая спрос на кредиты.
По прогнозам Fitch Ratings, рост розничного кредитования по 2020 году может составить до 10 процентов. Одновременно с этим, если будет вторая волна COVID-19 и введение ограничений, аналогичных тем, что действовали последние два месяца, рост может быть значительно ниже, предупреждает Лопатин.
– Позитивным моментом является стабильность розничного портфеля с признаками роста, следовательно, можно ожидать перезапуска спроса, что в последующем может и должно восстановить экономический рост, – считает партнёр ФБК Алексей Терехов. – Но этот же рост портфелей может сыграть злую шутку, так как точных последствий самоизоляции оценить сейчас никто не в состоянии, и поэтому спрятанные желанием восстановить обороты кредитные риски проявят себя к концу лета – осенью.
Льготы – банкирам
С корпоративными кредитами ситуация пока даже не начала восстанавливаться. За май их объём практически не изменился. В апреле же корпоративные кредиты выросли на 1,4 процента, а до этого в марте – на рекордные 2,6 процента. По предварительным данным, с 1 по 9 июня требования банков к компаниям и вовсе снизились на 0,1 процента (как в валюте, так и в рублях).
– В сегменте корпоративного кредитования выжидательную позицию заняли как сами банки, так и многие заёмщики, поскольку неопределённость очень высока, темпы экономического восстановления неясны, потребительский спрос явно проходит дно спада, – отмечает старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.
По словам младшего директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслава Путиловского, пока наблюдается некоторая заминка в росте показателей банковской системы.
– Она вызвана в первую очередь осторожностью банков, сокративших кредитование пострадавших (по их мнению) отраслей и граждан, в них занятых, – говорит господин Путиловский. – Рост розницы обеспечивается в том числе субсидированными государством ипотечными программами. Если в перспективе четырёх-шести месяцев не будет наблюдаться активизации распространения коронавируса («второй волны») и новых мер по ограничению деятельности предприятий, то темпы роста в основном вернутся к общим к концу года.
Давление на фондирование банков будет оказывать снижение доходов физлиц и выручки субъектов МСБ, вызванное пандемией, эти отложенные эффекты пока оценить затруднительно, отмечает Вячеслав Путиловский.
Эксперты отмечают, что сокращение вкладов населения в мае характерно для этого месяца, – больше трат из-за праздников, а доходы ниже из-за меньшего количества рабочих дней.Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
С 1 по 9 июня в фондировании был заметный рост. Объём депозитов организаций увеличился на 2 процента, в основном в рублях. Средства населения на счетах также прибавили 0,5 процента, причём росли остатки как в рублях, так и в валюте.
– Статистически подтверждённым результатом завершения периода самоограничения является отсутствие оттока денежных средств населения и предприятий из банковской системы. Это хороший результат, особенно на фоне отсутствия повышения ставок по депозитам, – указывает Алексей Терехов. – Во многом это является следствием влияния ряда факторов: стабильности системы, принимаемыми государственными мерами поддержки.
Под присмотром ЦБ
По оценкам главы люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никиты Рябинина, результаты апреля-мая и начала июня в целом показывают, что банковский сектор на сегодняшний день не так сильно пострадал от кризисных условий, – это хороший знак для финансовой системы в целом. Если говорить о прогнозах, то вряд ли стоит ожидать достижения прошлогодних показателей по итогам 2020 года.
– У российских банков есть большой запас прочности благодаря усиленной работе в предыдущие годы и решению Центробанка о смягчении денежно-кредитной политики, – отмечает главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин. – Также сыграла роль цифровизация банковских систем. По многим критериям банки уже начали восстановление к докризисным показателям, в течение нескольких месяцев после снятия ограничений в регионах финансовые организации начнут восстанавливать объёмы.
Данные за май о достаточности капитала российских банков пока недоступны.
За апрель балансовый капитал всех банков увеличился примерно на 170 млрд рублей до 10,2 трлн рублей.
Рост произошёл в основном за счёт доходов от переоценки ценных бумаг, отражаемых напрямую в капитале, в размере 123 млрд рублей, а также за счёт прибыли в объёме 32 млрд рублей.
«Мы оцениваем общий потенциал абсорбции потерь на уровне не менее 5 трлн рублей (около 9 процентов от размера совокупного кредитного портфеля за вычетом резервов), при котором сохраняется соблюдение нормативов, но не надбавок, – отмечается в материалах ЦБ. – Однако надо иметь в виду, что запас капитала распределён среди банков неравномерно».
По мнению Алексея Антонова, беспокойство вызывает качество активов у банков, которое на фоне возможных массовых банкротств может ухудшиться.
Это потребует дополнительных стимулов у отрасли и в целом создаст напряжённую обстановку во второй половине года.
– Ситуация в банковском секторе развивается по не самому худшему сценарию, однако реальный масштаб скрытых регуляторными послаблениями потерь ещё предстоит увидеть осенью после отмены этих послаблений, – заключает Александр Проклов. – В результате по итогам года мы можем увидеть убыток в целом по банковской системе.
Видимо, потому, что основная опора банков – финансовое благополучие населения и бизнеса, а не эксклюзивная поддержка со стороны государства.