Пандемия коронавирусной инфекции обернулась резкой миграцией кадров из регионов в столицу – тренд зафиксировали социологи, риелторы и рекрутинговые агентства. Происходящая утечка мозгов всегда была для провинции серьёзной проблемой, а для федерального центра – верным знаком того, что принятая ранее стратегия пространственного развития страны до 2025 года проваливается.
Обрушившаяся на страну пандемия явилась катализатором пресловутой утечки мозгов: если и до эпидемии жители регионов связывали со столицей возможные карьерные успехи, то сегодня этот тренд заметно усилился. По данным ЦИАН (один из крупнейших сервисов по поиску недвижимости по всей России), почти 12 процентов спроса на аренду жилья в российской столице сегодня приходится на иногородних граждан. По информации агентства, в 2020 году в условиях карантина на 70 процентов выросла частота обращений за услугами по переезду в столицу из таких городов, как Красноярск, Саратов, Ижевск, Ульяновск. Кроме того, эксперты обнаружили запросы на переезд из Ивановской области, а также регионов Северного Кавказа.
Данные риелторов о массовом запросе жителей регионов на аренду жилья в столицах подтверждают и в Институте региональной экспертизы (ИРЭ).
«Согласно нашим замерам, внутренняя миграция действительно усилилась. Это связано с тем, что в регионах продолжается падение экономики. Подавляющее большинство региональных бюджетов – дефицитные. В таких условиях специалисты и представители рабочих профессий активно переезжают в Москву, Петербург, а также северные регионы».
Дмитрий Михайличенко
руководитель Института региональной экспертизы
По словам Михайличенко, тренд сохранится и в ближайшее время, поскольку пока стабилизации ситуации не происходит.
Представители сразу нескольких кадровых агентств в Поволжье заявили изданию, что соискатели вновь устремились в Москву, хотя работа есть и на рынке региона. Специалист в сфере подбора персонала Наталья Казакова сообщила, что вакансии в Нижнем Новгороде появляются, однако местным работодателям крайне сложно конкурировать с московскими по уровню зарплат:
– Например, в Нижнем трудно найти хороших рекламщиков или журналистов. Не потому, что их тут нет, просто специалисты предпочитают уезжать в Москву – до столицы от нас всего 400 километров. В Нижнем при хорошем раскладе можно рассчитывать на зарплату 45–50 тыс. рублей, а в Москве – в два-три раза больше. Вот люди и массово уезжают: пять дней работают в столице, на выходные возвращаются домой.
Для прогнозистов наметившаяся тенденция не стала неожиданностью. Ухудшение ситуации в российской экономике из-за пандемии коронавируса приведёт к ускорению внутрироссийской миграции в ближайшие два года, предсказывают аналитики Moody's Investors Service. Эксперты агентства отмечают, что россияне будут стремиться в крупные экономические центры, из-за чего менее развитые регионы столкнутся с долгосрочным падением доходов и замедлением экономического развития.
Согласно исследованиям, каждый третий житель российских регионов заявил о готовности переехать в другой город.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Аналитики Moody's утверждают: наиболее серьёзный по масштабу отток экономически активного населения произойдёт в Омской, Самарской и Нижегородской областях, Чувашии и Башкирии. В группе риска также оказались Ханты-Мансийский АО, Республика Коми и Красноярский край.
Согласно недавнему исследованию Высшей школы экономики, почти каждый третий житель российских регионов заявил о готовности переехать в другой город, в том числе в Москву, в случае потери работы в месте его проживания. За четыре года резко сократилось число россиян, которые довольны тем местом, где сейчас живут, и не хотели бы его менять. Если в 2016 году таких было 43 процента, то в 2020-м их насчитывается уже 21 процент.
Впрочем, карьерные надежды у россиян традиционно связаны именно со столицей и мегаполисами. По данным сервиса «Работа.ру», Москву назвали лучшим городом для карьерного развития 59 процентов респондентов, Санкт-Петербург – 32 процента. Также в первую пятёрку вошли Краснодар, который упомянули 27 процентов опрошенных, Сочи (24 процента) и Екатеринбург (23 процента).
Основатель агентства ProPersonnel Татьяна Долякова в разговоре с «Октагоном» указывает на то, что трудовая миграция как процесс существует всегда.
«Это объясняется неравномерным распределением финансов, возможностей карьерного роста и перспектив получения “хорошей” работы в любой стране. До пандемии на Москву и Санкт-Петербург приходилось около половины всех вакансий в России».
Татьяна Долякова
основатель агентства ProPersonnel
Что касается данных ежегодных опросов российских соискателей, то, по словам Доляковой, люди в качестве желаемых мест для релокации называют одни и те же города:
– Специалисты хотели бы работать в столичных городах и мегаполисах – здесь традиционно выше уровень доходов, имеются карьерные перспективы и варианты работы.
Собеседница издания признаёт: в начале пандемии наблюдался некоторый отток специалистов в регионы из столичных городов. Как правило, это были те, кто потерял работу и был вынужден оплачивать аренду или ипотеку при ухудшившемся материальном положении. Однако в наступившем году ситуация вновь начала меняться: из-за дефицита вакансий в регионах россияне вновь вспомнили о московском рынке труда. Найти работу в Москве и иных мегаполисах для большинства снова оказалось проще, чем на малой родине, констатирует рекрутер.
Вместо мигрантов
В то время как из-за коронавирусного кризиса без работы остались 23 процента россиян, доля новых безработных среди гастарбайтеров составляет 40 процентов. Такие цифры содержатся в результатах опроса РАНХиГС. При учёте работников, которые ушли в вынужденный неоплачиваемый отпуск, доля потерявших свой доход сразу вырастает до 75 процентов. Среди россиян таковых 48 процентов. В исследовании отмечается, что 76 процентов мигрантов, работавших в Москве, потеряли работу, как и 43 процента местных жителей. Сыграло свою роль и закрытие границ на время пандемии: приток мигрантов остановился, в условиях нарастающей безработицы многие работодатели стали делать выбор в пользу граждан России, говорит представитель одного из агентств по трудоустройству.
Из-за пандемии приток мигрантов остановился, их место готовы занять «переселенцы» из регионов.Фото: Pavel Golovkin/AP/TASS
В первую очередь замещение иностранных мигрантов произошло за счёт жителей периферии. Столичные города России во время каждого кризиса традиционно «всасывают» в себя новые и новые кадры из регионов, подтвердил в разговоре с «Октагоном» руководитель центра «Региональные исследования», социолог Дмитрий Лобойко. Он объясняет: главное преимущество агломераций Москвы и Санкт-Петербурга – высокоурбанизированная городская среда. Она даёт возможности, которых нет в регионах с низкой плотностью населения и, как следствие, более низкой деловой активностью.
«Исследования, с которыми я знаком, показывают, что если во время кризисов 2008 и 2014 годов в столицу тянулись представители так называемого креативного класса, то сегодняшний миграционный поток в столицы в куда большей степени, чем раньше, состоит из кадров для производства и сферы услуг. Ведь пандемия, помимо прочего, ограничила миграционный прилив недорогой рабочей силы из стран СНГ».
Дмитрий Лобойко
руководитель центра «Региональные исследования»
Между тем Лобойко прогнозирует, что многим из «понаехавших» всё же предстоит возвращение домой, поскольку с отменой ограничений рынок труда довольно быстро вернётся к состоянию 2018–2019 годов, когда бывшие советские азиатские республики были основными поставщиками недорогой рабочей силы:
– Поэтому россиянам придётся возвращаться в родные регионы и вновь погружаться в свою привычную среднерусскую тоску и безработицу.
Стратегический просчёт
Сохранение трудовой миграции в пользу столичных городов говорит о том, что широко обсуждаемая Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года остаётся лишь на бумаге.
Целью принятого в 2019 году документа, в частности, называлось «сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития», а также «обеспечение национальной безопасности страны».
Из Стратегии следует, что для достижения её целей предстоит ликвидировать инфраструктурные ограничения федерального значения и повысить доступность и качество транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, увеличить устойчивость системы расселения «путём социально-экономического развития городов и сельских территорий».
Авторы документа ставили задачу по формированию и развитию минерально-сырьевых центров. А для каждого региона был разработан специальный перечень экономических специализаций.
Например, Удмуртии предписали развивать производство компьютеров и мебели, Чувашии отвели роль производителя одежды, напитков, а также резиновых и пластмассовых изделий. Прикамью рекомендовали делать упор на туризм и химическую промышленность, а Волгограду отвели роль производителя табака. Правда, реальность показывает, что пока Стратегия живёт своей жизнью: высококвалифицированные специалисты, а также обладатели рабочих профессий продолжают сбегать из перечисленных регионов в столицы за лучшей жизнью.
Окончательный диагноз
У нынешней тенденции стремительной кадровой утечки есть серьёзные последствия, которые ещё только предстоит оценить, отмечает в беседе с изданием рязанский политолог Александр Семёнов. По его мнению, отток граждан не только снижает экономическую активность в регионах и создаёт проблемы с собственными доходами региональных и местных бюджетов:
– Это, несомненно, формирует дефицит квалифицированных кадров, что неизбежно ведёт к снижению конкурентоспособности региональных предприятий и снижению качества их продукции. Также это приводит к застою в социальной и политической жизни на местах, неизбежно вызывает деградацию как самой территории, так и государственного и муниципального управления.
По мнению экспертов, у нынешней тенденции стремительной кадровой утечки есть серьёзные последствия.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
За примерами далеко ходить не надо. По словам Семёнова, эпидемия вызвала серьёзный отток медицинских работников и обслуживающего персонала сферы здравоохранения в столицу:
– Есть информация, что из Рязанской области в столичные ковид-госпитали трудоустроились более 250 врачей. Причина одна – высокая заработная плата. А про младший медперсонал и водителей скорой помощи и говорить не надо – они вообще массово мигрировали в Москву. Это просто окончательный диагноз!
Подобные истории – отнюдь не фантастика. Например, учащийся 11-го класса ульяновской школы Даниил Давыдов рассказал «Октагону», что 80–90 процентов его одноклассников после окончания учёбы планируют уехать из родного города:
– Все занимаются с репетиторами, планируют успешно сдать ЕГЭ, после чего перебраться в Москву и Петербург. К сожалению, многие считают, что у нас в городе ловить особо нечего.