- Шашки против шахмат
- Аляска в ожидании поворотного саммита
- Диалог Путин – Трамп: большая игра в стадии торга
Очередной раунд переговоров по Украине состоялся в минувший понедельник в Белом доме. Дональд Трамп провел встречу с Владимиром Зеленским, к которой затем присоединились главы ведущих европейских государств, председатель Еврокомиссии и генсек НАТО. По сути, это было сражение американского президента с настроенным на продолжение войны передовым отрядом европейских глобалистов.
Трамп вынудил Киев и его европейских союзников согласиться с выработанными в диалоге с Владимиром Путиным базовыми принципами будущей мирной сделки. Смириться с тем, что перемирие больше не является условием для начала переговоров, Украина не будет членом НАТО и лишится части своих территорий. Более того, европейцам и Зеленскому пришлось слушать рассуждения Трампа о стремящемся к миру «господине Путине» и терпеливо ждать, пока американский президент, прервав переговоры, поговорит по телефону со своим российским коллегой. Но сломить сопротивление Киева и европейцев Трампу не удалось.
Саботаж Европы
Европейцы во всем соглашались с Трампом и при этом пытались скорректировать продвигаемую им повестку мирного процесса. Канцлер Германии Фридрих Мерц более десяти раз повторил словосочетание «прекращение огня», настаивая, что оно должно быть следующим шагом мирного процесса. Глава правительства Италии Джорджа Мелони и британский премьер Кир Стармер заявили о необходимости обеспечить безопасность Украины по принципу 5-й статьи устава НАТО.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен тоже говорила о «гарантиях безопасности», повторяла тезис Трампа о «прекращении убийств» и требовала возвращения домой незаконно депортированных Россией украинских детей. Дальше всех в возражениях американскому президенту пошел президент Франции Эммануэль Макрон – он заявил, что у Украины должна быть сильная и большая армия, и поставил вопрос о четырехсторонней встрече с участием ЕС, утверждая, что именно она предаст легитимность будущим договоренностям.
Де-факто все эти уточнения и дополнения были нацелены на размывание консолидированной позиции Путина и Трампа, выработанной в ходе встречи на Аляске.
Логика европейцев понятна: они выстраивают оппозицию Трампу и базу для давления на Россию. Убедившись, что Москва готова смягчить свои первоначальные условия, глобалисты стали добиваться ещё больших уступок: отказа от демилитаризации Украины (требование сохранить сильную и большую армию) и согласия на присутствие на её территории военных контингентов западных стран (гарантии безопасности).
Провокации Зеленского
Воспоминания о февральском скандале в Овальном кабинете Белого дома удержали Зеленского от прямых возражений Трампу. Глава киевского режима больше не настаивал на перемирии и не отвергал возможность территориальных разменов. Он старался быть покладистым во всем, пока не заявил о необходимости говорить о территориальных обменах лично с Путиным в присутствии Трампа.
Поверить в готовность главы киевского режима договориться с российским президентом практически невозможно. Зато такая встреча может создать предпосылки для скандала, хлопанья дверьми и прекращения переговоров, что позволит Киеву продолжить военные действия и требовать от европейцев и американцев наращивания военной помощи.
Зеленский не возражал Трампу и демонстрировал готовность к уступкам.Фото: Daniel Torok/The White House/Flickr/Public domain
Неслучайно во время встречи в Белом доме Зеленский говорил, что его стране нужно финансирование для развития военного производства, и ставил вопрос об участии европейских партнеров в обеспечении безопасности Украины. При этом он постоянно льстил Трампу и в ответ на его слова о готовности продавать, но не поставлять оружие на Украину, пообещал в ближайшее время потратить на покупку американских вооружений 100 млрд долларов, взятых в кредит в Евросоюзе.
Уязвимость Трампа
Несмотря на зависимость Европы и Украины от США Трампу, за спиной которого после встречи в Анкоридже незримо присутствует Путин, так и не удалось добиться от европейских партнеров признания его безусловного лидерства. В результате сложилась парадоксальная ситуация. Американский президент пытается управлять европейскими лидерами и Зеленским, а они выстраивают схемы манипулирования им и достигают в этом определенных успехов.
Трамп, похоже, и сам понимает, что на встрече в Белом доме что-то пошло не так, и, возможно, под влиянием слов Путина о необходимости тщательно готовить каждую встречу принял решение создать специальную группу по разрешению украинского кризиса во главе с вице-президентом Джей Ди Вэнсом. В неё также вошли госсекретарь Марко Рубио и специальный посланник Стив Уиткофф. Не исключено, что наличие этого коллективного разума позволит активировать имеющиеся у американской администрации рычаги влияния на Зеленского и европейских лидеров.
«Новые республиканцы» Трампа
Приход к власти Дональда Трампа сопряжён с рядом фундаментальных изменений в социокультурной модели развития Америки. И если в глазах всего мира источником перемен во внутренней и внешней политике страны считается неистовый Дональд, то для политических элит более пристальный интерес вызывает его ближний круг.
Перейти к материалуГлавная же проблема Трампа состоит в привычке к чрезмерному пиару. Это мешает достижению реальных результатов, и, судя по всему, американский президент начинает это осознавать. Подводя итоги встречи в Белом доме, он в свойственной ему манере заявил о достижении «огромного прогресса», а следом признал возможность срыва урегулирования украинского кризиса: «Перспективы будут понятны в течение одной-двух недель. Возможно, и не получится, а может, и удастся».
Линия Путина
Российскому президенту нелегко иметь дело с таким визави, как импульсивный Трамп, способный совершать развороты от содержательного диалога к заявлениям о «разочаровании в Путине» и угрозам ввести новые невиданные ранее санкции, а потом сдавать назад, но другого партнера на пути к миру у него нет. К тому же Москва ценит, что Трамп является единственным за долгие годы президентом США, услышавшим её позицию и признавшим наличие у России своих национальных интересов.
В ходе диалога Путину удалось скорректировать подход Трампа к разрешению украинского кризиса в главном: раньше он говорил о неприемлемом для России немедленном перемирии, а теперь – повторяет слова российского президента о достижении прочного и долгосрочного мира.
Линия Путина остаётся неизменной в диалоге с Вашингтоном.Фото: Daniel Torok/The White House/Flickr/Public domain
Согласившись на встречу в Анкоридже, Путин помог Трампу выбраться из ловушки, в которую тот загнал себя угрозой ввести 100-процентные пошлины для покупателей российской нефти, а в ходе переговоров пошел на некоторые уступки, понимая, что без взаимных компромиссов договорится не удастся.
В ответ на требование Зеленского о проведении трехсторонней встречи Путин предложил провести её в Москве, а глава российского МИД Сергей Лавров ещё раз напомнил, что переговоры лидеров государств необходимо тщательно готовить, заранее согласовывая принимаемые на них решения. Если Трамп проникнется этой идеей, процесс поиска компромиссов может ускориться. Одновременно Россия продолжает прокладывать дорогу к миру на поле боя, понимая, что взятие Покровска, уничтожение укрепрайонов под Краматорском и Славянском и, как следствие, развал украинского фронта способны изменить ситуацию гораздо более радикально, чем спонтанные заявления Трампа, капризы Зеленского и интриги европейцев.