Трамп додавил ЕС и принялся угрожать России

Трамп додавил ЕС и принялся угрожать России

Политика 29 июля 2025 Вера Зелендинова

Добровольное следование Евросоюза в фарватере Вашингтона в обмен на гарантии безопасности сменяется жестким диктатом и ещё большей зависимостью в военной сфере – теперь Европа будет воевать с Россией как американское прокси, оплачивающее за свой счет оружейные поставки из метрополии.

У Евросоюза ещё есть гипотетически возможный выбор. Он может либо принять происходящее как неизбежное, либо взбунтоваться, снести власть брюссельских компрадоров, которые предали европейцев и фактически лишили их будущего. Но никаких признаков готовности дать бой разрушителям «европейского цветущего сада» (образ бывшего главы европейской дипломатии Жозепа Барреля) в Европе нет. Колыбель западной цивилизации смирилась со своим вытеснением на задворки истории.

Семь степеней зависимости от метрополии

Урсула фон дер Ляйен пытается продать капитуляцию Евросоюза как успешный выход из крайне сложной ситуации: «Нам пришлось нелегко. Но теперь мы справились». Однако детали сделки свидетельствуют о колоссальном стратегическом проигрыше: фактическом отказе от внутренних инвестиций и утрате торгового, промышленного, энергетического, военного и, как следствие, политического суверенитета.

15-процентные тарифы на европейский экспорт в США и 50-процентные пошлины на европейские сталь и алюминий при открытии рынка ЕС для американских товаров ударят по и без того ослабленным европейским предприятиям.

А обязательство потратить на покупку американских энергоносителей 750 млрд долларов может окончательно добить европейскую промышленность.

Исполнение обещаний инвестировать 600 млрд долларов в экономику США и нарастить импорт американского оружия обескровят финансовую систему Европы, закрепят её зависимость от военно-промышленного комплекса метрополии и похоронят планы направить средства на развитие европейского ВПК. Отказы Франции, Италии, Чехии и Венгрии от закупок американского оружия для Украины ничего не изменят, во-первых, из-за того, что главным покупателем должна стать согласная на это Германия, и, во-вторых, потому, что всем остальным всё равно придется пополнять свои истощенные арсеналы.

Если же ЕС по каким-то причинам не сможет выполнить свои обязательства, США предоставлено право ещё больше повысить тарифы на европейский импорт. Этот последний пункт с циничной откровенностью фиксирует смысл заключенной сделки: она наделяет американскую сторону правами, а европейцев – обязанностями, лишая Европу остатков политической субъектности.

Слабые голоса европейского недовольства

Если сделка заработает, американская сторона сможет забыть о дефиците в торговле с Евросоюзом, который по итогам 2024 года был равен 236 млрд долларов. Новые соглашения принесут Америке гораздо больший доход, а главными пострадавшими от выросших пошлин станут европейских государства с экспортно-ориентированной экономикой: Германия, Ирландия и Италия.

Европейский бизнес вполне осознаёт масштаб катастрофы, связанной с превращением их стран в доноров американской экономики, вынужденных финансировать реиндустриализацию США за счёт разрушения своей производственной базы. Но пока никакой консолидированной атаки на «катастрофическую» сделку в Европе не наблюдается – в критических замечаниях доминируют смирение и обречённость.

Германский промышленный союз назвал сделку «фатальным сигналом» для взаимосвязанных экономик по обе стороны Атлантики и тут же признал её позитивное влияние на состояние торговых отношений – она позволила избежать дальнейшего обострения. В том же духе высказался немецкий Spiegel, написавший, что «соглашение, конечно, лучше, чем торговая война, однако для европейцев это капитуляция», демонстрирующая их беспомощность.

Последствия сделки с США угрожают инфраструктуре и промышленности Европы.Последствия сделки с США угрожают инфраструктуре и промышленности Европы.Фото: U.S. Army Corps of Engineers Europe District/Public domain

Премьер-министр Франции Франсуа Байру мрачно констатировал, что Евросоюз «смиряется с поражением». Лидер парламентской фракции французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен назвала случившееся «полной капитуляцией» французской промышленности, крахом энергетического и военного суверенитета и ударом по французским фермерам, которые не выдержат открытия рынка для американской сельскохозяйственной продукции.

Некоторые медиа пытаются смикшировать катастрофические ожидания рассказами о том, что ЕС уже признал, что не обладает полномочиями инвестировать 600 миллиардов долларов в экономику США, а американский энергетический комплекс не в состоянии осуществить поставки на рекордные 750 млрд долларов. Но это не меняет общий тон европейских комментариев, оценивающих сделку, как катастрофу и поражение. Исключением является позиция канцлера ФРГ Фридриха Мерца, назвавшего снижение торговых пошлин с 27,5 до 15 процентов ее «ключевым достижением».

Вдохновленный успехом Трамп усилил давление на Россию

Фактический отказ Евросоюза от экономического, финансового и военно-технического суверенитета закрепит его превращение в инструментальный придаток США на украинском треке. В качестве американских прокси они будут закупать оружие в США и поставлять его на Украину, а потом и сами применят его против России или согласятся с заключением мира, если последует соответствующая отмашка из Вашингтона.

Сам же Трамп, успешно обкатав свою бизнес-тактику (серия наездов – откат – соглашение) на Европе, счел возможным усилить ту же игру в отношении России. На следующий день после заключения сделки с Урсулой фон дер Ляйен в ходе встречи с британским премьер министром Киром Стармером американский президент снова пустился во многословные рассуждения о том, что хочет заключить с Москвой и Пекином новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, что собирался торговать с Россией, которая «могла бы быть очень богатой, но тратит все деньги на войну», и что он «разочарован в Путине», разговоры с которым ему больше «неинтересны».

Содержательным итогом этих речей стало изменение срока ультиматума с угрозой ввести 100-процентные санкции против стран, покупающих российские энергоносители, если за отведенный срок Россия не договорится с Украиной о прекращении боевых действий:

«Новый дедлайн составит 10 или 12 дней, с сегодняшнего дня. Нет смысла ждать. Это были 50 дней, я хотел быть щедрым, но мы просто не видим никакого прогресса».

Тут же после долгого перерыва на авансцене в амплуа «доброго полицейского» снова появился представитель президента США Стив Уиткофф с предложением обсудить территориальные вопросы: отказ Киева от занятых Россией районов, обеспечение доступ Украины к Днепру и Черному морю, эксплуатацию Запорожской АЭС. По сути, синхронные заявления президента и его представителя-переговорщика – это наезд и откат, упакованные «в одном флаконе», что несколько запутывает картину.

Однако успех Трампа в давлении на Евросоюз повышает вероятность выполнения его угроз в отношении торговых партнеров России, что может привести к отказу от покупки российских энергоносителей, миллиардным убыткам и, как следствие, резкому сокращению поступлений в государственный бюджет. Россия в отличии от Европы вряд ли поддастся на столь откровенный шантаж. Но есть ли у неё план действенной контригры?