Диалог Путин – Трамп: большая игра в стадии торга

Диалог Путин – Трамп: большая игра в стадии торга

Политика 20 мая 2025 Вера Зелендинова

Телефонный разговор Владимира Путина с Дональдом Трампом можно рассматривать как ещё один шаг в сторону разрешения украинского кризиса через устранение породивших его причин. Не перемирия, о котором твердят Владимир Зеленский и его европейские кураторы, но устойчивого мира, достижение которого требует освобождения от рудиментов старого, уходящего миропорядка.

Несмотря на доброжелательный и конструктивный настрой Москвы и Вашингтона, сближение позиций сторон происходит достаточно медленно, но процесс идёт. Судя по комментариям российского и американского президентов, в ходе их третьего телефонного разговора (первые два состоялись 12 февраля и 18 марта) были зафиксированы не радикальные, но знаковые изменения в повестке двухстороннего диалога.

Россия продавливает свой подход

Первое существенное изменение в позиционировании Трампа – он больше не сомневается в стремлении России к миру. Более того, президент США согласился с тем, что длительный устойчивый мир важнее перемирия на ограниченный срок. В своём комментарии после завершения беседы с Путиным он пишет:

«Россия и Украина немедленно начнут переговоры о прекращении огня и, что более важно, о прекращении войны».

Вторая качественная подвижка касается развития двусторонних отношений двух стран. Раньше об экономическом сотрудничестве России и США говорили по итогам встреч со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом представители российской стороны. Теперь американский президент сам поднимает эту тему, акцентируя внимание на мощи российского экономического потенциала:

«Россия хочет развернуть масштабную ТОРГОВЛЮ с Соединёнными Штатами после завершения этой катастрофической “кровавой бани”, и я поддерживаю эту идею. У России есть колоссальные возможности для создания рабочих мест и наращивания благосостояния. Её потенциал БЕЗГРАНИЧЕН».

Пока российской стороне не удалось навязать Вашингтону свой подход к распараллеливанию двусторонних отношений и украинской проблемы. Заинтересованный в быстром закрытии темы Украины Трамп упорно следует своей формуле: сначала прекращение огня, потом всё остальное. Но, если раньше он постоянно говорил о «немедленном перемирии», то теперь речь шла о «немедленном начале переговоров», а вопрос о временных рамках вообще не поднимался – об этом сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Его заменила другая договорённость.

Меморандум вместо перемирия

Комментируя разговор с американским президентом, Владимир Путин напомнил, что Россия выступает за мирное урегулирование украинского кризиса, но для этого необходимо «определить наиболее эффективные пути движения к миру». По согласованию с Трампом таким инструментом должен стать меморандум, фиксирующий ключевые позиции будущего мирного договора.

Россия обязалась предложить текст такого меморандума и работать с украинской стороной над согласованием его положений: принципов урегулирования, сроков заключения мирного соглашения, возможного прекращение огня на определённое время в случае достижения соответствующих договорённостей и иных пунктов.

Полный комментарий президента РФ Владимира Путина после разговора с президентом США Дональдом Трампом. Источник: телеграм-канал «ЗАРУБИН»

Если учесть незыблемость давно сформулированной позиции России и саботаж Зеленского, который после разговора Путина с Трампом в очередной раз заявил, что Украина не выведет войска с неподконтрольных России новых территорий и не будет обсуждать вопрос о нейтралитете и отказе от вступления в НАТО, работа над меморандумом может затянуться.

Недавний опыт организации переговоров России и Украины в Стамбуле показал, что только для того, чтобы усадить представителей Киева за стол переговоров, Трампу пришлось написать угрожающий пост с требованием «НЕМЕДЛЕННО» согласиться на встречу и активировать давление на Зеленского. Если верить украинским медиа, глава киевского режима был изолирован от процесса, а состав делегации от Украины утверждали американцы, они же проводили инструктаж.

Лёд тронулся

В пятницу впервые за последние три года состоялись прямые переговоры между Россией и Украиной. Договорённости об обмене пленными в формате 1000 на 1000, запрос на личную встречу двух президентов, обмен подробными условиями прекращения огня… Но главный итог состоявшейся встречи – начало диалога, который остановить кому-либо будет уже не так просто.

Перейти к материалу

При таком настрое Киева для нормальной работы над меморандумом за креслом каждого украинского переговорщика должен стоять американский надсмотрщик. Понимающий это Трамп уже включил режим кнута без пряника. Он пообещал следить, делает ли Украина достаточно для урегулирования конфликта, и, если в течении двух–четырёх недель существенного прогресса в мирном процесс не будет, уступить роль куратора Европе. То есть бросить Украину на произвол судьбы.

Вязкий контекст

Мощным стимулом для сближения России и Америки Трампа стало наличие общего врага – союза европейских глобалистов и американских либералов. Некоторые российские аналитики считают, что эти старые элиты обречены на уход с мировой сцены, но пока продолжают сопротивление. Борьба идёт за право определять правила игры, в центре которой оказалась такая сомнительная фигура, как Зеленский.

Трампу, чтобы получить свободу рук и поднять свой рейтинг, нужно закрыть тему Украины, а для этого необходимо подчинить себе Киев и укротить Европу, которая поддерживает высокий градус ненависти к России и подпитывает авантюризм саботирующего мирный процесс Зеленского. Не решаясь атаковать хозяина Белого дома в лоб, как это делают их американские союзники, европейцы пытаются перетянуть американского президента в свой русофобский лагерь.

Добиться этого не получается. В результате европейские лидеры всё больше путаются в показаниях. Их кидает из стороны в сторону: от ультиматумов России к признанию невозможности отправить на Украину даже ограниченный военный контингент для «демонстрации солидарности».

Одновременно растёт понимание, что без поддержки США у Европы нет ресурсов для собственной игры, а в союзе с Вашингтоном – нет права на её ведение.

Москва демонстрирует готовность подыграть Трампу, но не ценой уступок по важным для неё вопросам. Американскому президенту нужен мир на Украине любой ценой, российского лидера такой подход категорически не устраивает, и он инициирует другие сценарии: переговоры без предварительных условий в Стамбуле, подготовку российско-украинского меморандума.

Вашингтон как бы предлагает России сделку по формуле «полноценное сотрудничество в обмен на мир на Украине», а Москва маневрирует, пытаясь развернуть диалог с Трампом в сторону двустороннего российско-американского трека с выходом на корректировку международной архитектуры и сделать вопрос о мире на Украине частью этих глобальных изменений. Каждая из сторон действует в своих интересах, но между ними есть принципиальная разница.

Москва четвёртый год ведёт войну за сохранение своего суверенитета – она играет ва-банк, а Трамп мыслит сделками. Он не хочет тратить деньги на помощь Украине, предпочитая выгоду деловых отношений с Россией, но не решается дать бой мешающей этому партнёрству Европе.

Как следствие, Вашингтон не может заставить Зеленского принять требования России, которая не готова мириться с существованием вооружённого нацистского режима на своих юго-западных границах. Чтобы выскочить из этого тактического тупика, Трампу придётся переходить к более решительным действиям. В противном случае переговорный процесс рискует превратиться в бег по кругу.