Москва переняла метод Трампа в переговорах с западным бизнесом

Москва переняла метод Трампа в переговорах с западным бизнесом

Экономика 23 апреля 2025 Константин Джултаев

Для получения разрешения на обратный выкуп оставленного в России имущества западные компании должны будут компенсировать все потери, которые понесло государство в результате их ухода. Такая норма может появиться в проекте закона, который разрабатывают Госдума и правительство. Главная интрига – сам механизм расчёта потерь. Он может оказаться жёстким, но будет и ряд исключений.

Поручение о разработке законопроекта об условиях возвращения западных компаний дал на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей президент РФ Владимир Путин. Он попросил правительство разработать и утвердить перечень юрлиц недружественных государств. прекративших деятельность в России после 24 февраля 2022 года, а также порядок согласования сделок по приобретению ими недвижимого имущества, акций и долей российских предприятий.

Глава государства потребовал, чтобы в разрабатываемой схеме учитывались «особенности» компаний и обстоятельства «прекращения (сокращения) и (или) продолжения» ими работы в России. Принимаемые в отношении них решения не должны противоречить интересам российских бизнесменов, которые приобрели акции или доли ушедших компаний и продолжили деятельность в соответствующих сферах.

Правительство РФ должно выполнить поручение президента до 15 мая. Столь короткий срок говорит об актуальности вопроса. Пока он решается в ручном порядке.

Например, месяц назад президент Владимир Путин исключил своим указом российскую «дочку» Ariston из списка компаний, временно переданных в управление «Газпром бытовые системы». На следующий день компания объявила о возвращении в Россию.

Западные компании возвращаются в Россию

Компании Ariston вернули российское подразделение. Указом от 26 марта 2025 года Владимир Путин восстановил итальянского производителя в правах собственности и управления «Аристон Термо Русь». Руководство Ariston, в свою очередь, заявило о намерении возобновить деятельность на территории РФ.

Перейти к материалу

В ближайшее время из желающих возобновить бизнес в России может образоваться длинная очередь. Одна из причин – резкое потепление во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном. На низком старте – McDonald’s, IKEA, Zara, Bershka, южнокорейские автопроизводители и ряд других компаний. Самая простая ситуация – у McDonald’s, подписавшего с новым собственником оставленных активов соглашение о праве обратного выкупа в течение пятнадцати лет. Остальным необходим установленный законом единый порядок.

Для Госдумы дедлайн по его принятию не установлен, но парламентарии не намерены затягивать процесс.

– Мы активно работаем с правительством, решаем все вопросы. Идут постоянные консультации, объединяем свои пожелания с пожеланиями правительства, – сообщил «Октагону» член думского Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Максим Иванов.

По мнению парламентария, сделки по обратному выкупу активов должны заключаться только с зарегистрированными в российской юрисдикции предприятиями. На территории России должны располагаться и производственные мощности западных компаний. Данное условие обезопасит их от дальнейшего политического давления со стороны западных политиков.

Судя по многочисленным соцопросам, больше всего россияне ожидают возвращения в Россию IKEA.Судя по многочисленным соцопросам, больше всего россияне ожидают возвращения в Россию IKEA.Фото: К.Артём.1/Wikimedia/CC BY-SA 4.0

Наибольшего креатива потребует реализация пункта президентского поручения о наложении на возвращающиеся западные компании финансовых обязательств и предоставлению ими гарантий «добросовестного и ответственного осуществления предпринимательской деятельности».

Эти формулировки могут быть интерпретированы по-разному. Максим Иванов видит смысл президентского посыла в том, что ходатайствующие об обратном выкупе компании должны компенсировать затраты и потери, которые понесла страна в связи с их уходом.

– Игры в поддавки не будет точно, – подчеркнул он.

Одну из наиболее объёмных оценок нанесённого уходом западного бизнеса отечественной экономике ущерба представила в прошлом году группа экспертов РЭУ им. Плеханова. Согласно проведённому ею исследованию, реально ушли из России (ликвидировали юрлицо или сменили его собственников на российских) только 666 компаний. Их вклад в ВВП страны в 2023 году мог составить 3,4 процента (3,7 трлн рублей).

С учётом последующих лет общий объём выпавших из российского ВВП средств можно оценить почти в 10 трлн рублей.

– Понятно, что счёт в таком объёме возвращающимся брендам в реальности выставляться не будет. Во-первых, не все захотят и смогут вернуться. Во-вторых, условие для выплаты столь большой суммы можно использовать в качестве идеальной переговорной позиции. Это схема, которую активно применяет Дональд Трамп, – заявить нереалистичное требование, подтолкнуть контрагента к обсуждению пакета других условий, при выполнении которых затребованная сумма или уменьшается, или обнуляется. Почему бы этот опыт не перенять? – отметил на условиях анонимности в разговоре с журналистом «Октагона» заместитель одного из комитетов Государственной думы.

Собеседники издания напоминают, что некоторые западные компании покинули Россию только «на бумаге», то есть фактически продолжают все эти годы присутствовать на российском рынке за счёт параллельного импорта. В том числе, речь идёт об итальянских и южнокорейских автопроизводителях. Им будут предложены наиболее мягкие условия. С теми, кто ушёл из России не фиктивно, прекратив даже дистанционное обслуживание клиентов, будет особый строгий разговор.