Западные компании возвращаются в Россию

Западные компании возвращаются в Россию

Экономика 27 марта 2025 Анна Цыба

Компании Ariston вернули российское подразделение. Указом от 26 марта 2025 года Владимир Путин восстановил итальянского производителя в правах собственности и управления «Аристон Термо Русь». Руководство Ariston, в свою очередь, заявило о намерении возобновить свою деятельность на территории РФ. Жест российского президента можно истолковать как первый шаг на пути к восстановлению не только исторически добрососедских торговых отношений между Италией и Россией, но и сигналом к возвращению других иностранных брендов на российский рынок.

Президент России Владимир Путин намерен вернуть в Россию те иностранные компании, которые готовы возобновить работу на конкурентной основе и при условии «добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране». Поэтому особым президентским указом №176 Ariston Holding N.V. восстановлена в правах собственности и полном управлении акциями её российского дочернего предприятия.

Компания под руководством исполнительного директора Паоло Мерлони, сына основателя Ariston Аристиде Мерлони, работала в России с 1995 года. За это время она успела обзавестись сетью заводов и торговых точек. В 2023 году итальянский производитель приостановил свою деятельность в России. По указу президента РФ о временном управлении имуществом юрлиц из «недружественных стран» её российская «дочка» была передана во временное управление структуре «Газпрома» – АО «Газпром бытовые системы», изначально, как было заявлено, по ошибке. Компанию с головным офисом в Нидерландах логично сочли голландской, но тем не менее решение не было отменено из-за «опасных геополитических антироссийских авантюр» Италии. Об этом сообщил итальянскому МИД посол России в Италии Алексей Парамонов, вызванный «на ковёр» в связи с включением итальянского колосса Ariston в список национализированных Россией активов «недружественных стран».

Италия тогда выразила надежду на то, что в связи с сильными историческими связями Ariston с Россией и её добросовестным предпринимательским поведением, решение о национализации компании будет иметь временный характер. О просьбе итальянского министерства не забыли. Компании, честно проработавшей в России 30 лет и всегда мечтавшей вернуться, полностью вернули оперативное руководство и контроль над российским подразделением.

Воодушевлённые итальянцы немедленно постановили пересмотреть решение о выводе «Аристон Термо Русь» из консолидированной отчётности с признанием сопутствующих убытков.

«Мы намерены возобновить деятельность совместно с нашей российской командой, полностью соблюдая действующие санкции, и продолжить нашу историю в этой стране».

Паоло Мерлони | исполнительный директор Ariston Паоло Мерлони
исполнительный директор Ariston

На данный момент компания насчитывает 290 сотрудников, а её выручка за последний год составила 8,91 млрд рублей. Нынешним владельцам не терпится её увеличить в самое ближайшее время.

Не заставила себя ждать и реакция из МИД Италии:

«МИД положительно отзывается о решении Российской Федерации вернуть Ariston управление производственным заводом, расположенным в Ленинградской области. Решение является в том числе результатом долгой работы, проведённой Фарнезиной, посольством Италии в Москве и всей государственной системой Италии».

– Это хороший сигнал и результат большой, в том числе дипломатической, работы по налаживанию отношений, который, я надеюсь, может стать началом для переговоров и на других фронтах – для возврата мира, – отмечает в разговоре с журналистом «Октагон.Европа» депутат итальянской Палаты депутатов от «Лига за Сальвини премьера» и мэр города Вигарано-Майнарда в Эмилии-Романье Давиде Бергамини. – Это шанс для восстановления торговых отношений с нашей страной, которые бесспорно поспособствуют и развитию отношений между нашими странами в целом. Мы знаем, что россияне всегда хорошо относились к Италии и к нашей продукции – торговля всегда шла хорошо. Я надеюсь на скорейшее окончание конфликта, успешное завершение мирных переговоров и возврат к нормальным дипломатическим и торговым отношениям.

Лёд тронулся

Неделю назад Владимир Путин поручил правительству разработать процедуру согласования возвращения в Россию иностранных компаний, ранее покинувших страну. Однако в условиях, когда многие российские компании уже заняли освободившиеся после ухода западных конкурентов ниши, «защита интересов российского бизнеса является приоритетом в вопросе возвращения иностранных компаний», уточнил президент во время последнего съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Владимир Путин во время выступления на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.Владимир Путин во время выступления на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.Фото: официальный сайт президента РФ

Обязательным условием возврата, по словам премьер-министра Михаила Мишиустина, должны стать локализация производства и инвестиции в Россию.

«Прежде всего рассматриваем компании, которые не заявляли об уходе из России, продолжали деятельность через свои дочерние предприятия, ответственно отнеслись к трудовым коллективам. Те, кто ушли под давлением правительств, сохранив рабочие места, контакты, технологии, при этом понесли даже финансовые потери и оставили за собой возможность вернуться, – почему бы нет. Кто обладает также уникальными компетенциями в этом плане – это также важно», – заявил Мишустин, уточнив, что итоговое решение будет приниматься в индивидуальном порядке через специально созданную комиссию.

Одним из самых важных факторов станет неучастие компаний в финансировании ВСУ.

На фоне западных нарративов о том, что мало кто из пятисот иностранных компаний готов возобновить предпринимательскую деятельность в России, радость, с которой встречен указ Путина о возврате активов Ariston, свидетельствует о том, что диалог есть и он развивается в позитивном ключе. Очевидно, что огромный и перспективный российском рынке привлекает иностранный бизнес. Возможно, там где не могут договориться политики, бизнесмены быстрее найдут общий язык, не выказывая излишнего пафоса.