Цемент пошёл на спад

Цемент пошёл на спад

Экономика 19 августа 2025 Артём Кирьянов

Снижение производства цемента в России – это не просто статистический тренд, а тревожный индикатор системных проблем в строительном комплексе и экономике в целом, он напрямую связан с резким сокращением спроса со стороны ключевых потребителей, усугубляющим хронические болезни отечественной цементной промышленности. Данные за 2025 год рисуют однозначную картину: объёмы ввода жилья демонстрируют значительное снижение (по разным оценкам, до 15-20 процентов по сравнению с пиковыми периодами). Сворачиваются как госпрограммы, так и активность частных девелоперов на фоне экономической неопределённости и дорогой ипотеки.

Бюджетные ограничения привели к сокращению или растягиванию сроков реализации крупных инфраструктурных проектов (дороги, мосты, объекты энергетики), напрямую влияя на потребление цемента. Сокращение расходов здесь может достигать 10-15 процентов.

В этих условиях наблюдается заметное сокращение в 2025 году стартов новых проектов, как в жилищном, так и в коммерческом и промышленном строительстве, что связано с пересмотром инвестиционных планов бизнеса. Оценки сокращения – до 20 процентов.

Столь существенное снижение объёмов строительства повлекло резкое сокращение потребления цемента. При этом необходимо учитывать, что российская цементная отрасль более десяти лет функционирует в режиме критически низкой загрузки мощностей (в среднем 55-65 процентов, при норме для рентабельности 75-80 процентов и выше). Это порождает ряд «фатальных» последствий. В числе таковых: рост условно-постоянных расходов, отсутствие «запаса прочности», отрасль подошла к нынешнему кризису уже ослабленной. У неё не было ресурсов, чтобы безболезненно пережить дополнительное падение спроса в 2025 году.

Деградация отрасли

Потому в сегодняшних условиях отрасль вынуждена принимать болезненные антикризисные меры в виде временной остановки производственных линий и целых заводов (например, Белгородского цементного завода); сокращения рабочего времени (переход на четырёхдневную рабочую неделю); прогнозируемого высвобождения персонала.

Также надо понимать, что в условиях убытков и борьбы за выживание проекты модернизации, внедрения новых технологий и повышения экологичности производства откладываются на неопределённый срок. Отрасль не просто стагнирует – она деградирует технологически. Удержать высококвалифицированных специалистов (технологов, инженеров, рабочих) в условиях неполной занятости, остановок и неясных перспектив становится крайне сложно. А потеря кадрового потенциала – это долгосрочная угроза.

В условиях резкого сжатия рынка защита внутреннего рынка стройматериалов становится вопросом выживания отечественных производителей.

Даже небольшой объём более дешёвого импорта в условиях падающего спроса создает колоссальное давление на цены и отнимает драгоценные объемы у российских заводов.

Нелегальная и/или некачественная продукция, выдаваемая за цемент, не только «съедает» долю рынка, но и дискредитирует отрасль в целом, подрывая доверие к строительным материалам и создавая риски для безопасности объектов.

Красный флажок

Какие меры востребованы в текущих условиях от государства? Очевидно, ситуация требует немедленных и комплексных действий.

В первую очередь, это, конечно, стимулирование спроса. Здесь и поддержка жилищного строительства с задействованием всего комплекса возможных мер – увеличение объемов «бюджетного» строительства - возведение жилья для «льготников», развитие строительства арендного жилья для целей социального найма, привлечение в данные проекты частных инвесторов из числа промышленных компаний, заинтересованных в привлечение и удержании квалифицированных кадров за счёт предоставления им жилья, развитие механизмов финансирования строительства альтернативных ипотеке и т.д.

Жилищные проекты становятся инструментом поддержки экономики и кадров.Жилищные проекты становятся инструментом поддержки экономики и кадров.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media

Также это увеличение количества проектов инфраструктурного и социально-культурного строительства. Помимо этого, текущая ситуация требует поддержки российских цементных предприятий в виде защиты рынка от продукции зарубежного производства. В настоящее время доля иностранного цемента на нашем рынке составляет 5,7 процента. В основном, это поставки из стран ЕАЭС – Беларуси и Казахстана, а также из Ирана, с которым у нас подписано соглашение о свободной торговле. С учётом взаимоотношений между нашими государствами данный товарооборот должен регулироваться договоренностями о сбалансированных поставках, чтобы не причинять вред национальным экономикам. В отношении других стран – реальных и потенциальных экспортёров – необходимы «защитные» меры – мониторинг цен импорта и оперативное применение защитных мер (антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины) при угрозе рынку.

Ну и, безусловно, необходимая мера – это бескомпромиссная борьба с фальсификатом за счёт ужесточения контроля на всех этапах (производство, ввоз, реализация), повышения ответственности, создания эффективной системы прослеживаемости и т.д.

Спад производства цемента – это красный флажок для всей экономики, сигнализирующий о глубоком кризисе в строительном секторе и усугубляющий хронические проблемы стратегически важной отрасли. Бездействие грозит цепной реакцией: массовые остановки заводов, потеря тысяч рабочих мест (особенно в моногородах), дальнейшая технологическая деградация, усиление зависимости от импорта. Требуются срочные, скоординированные и адресные меры государства по стимулированию спроса на цемент и защите внутреннего рынка. Промедление может привести к необратимым последствиям для отечественной цементной промышленности и строительного комплекса страны в целом.

Автор: заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике