В России остро встала проблема контрафакта в строительной отрасли. Более половины квадратных метров жилья, которые вводятся сейчас в эксплуатацию, приходится на ИЖС – это то, что люди строят самостоятельно. Государство пытается выработать ответы на новые вызовы, которые касаются без преувеличения огромного числа россиян.
Сегодня существует два основных потока реализации производимого цемента. Первый – продажа цемента непосредственно крупным конечным потребителям в лице производителей ЖБИ и бетонной продукции, а также застройщиков. Реализованный таким образом материал используется в промышленном и инфраструктурном строительстве, для возведения социальных объектов, а также в жилищном строительстве. Здесь контроль достаточно жёсткий. Приобретаемый цемент подвергается исследованиям, в том числе лабораторными методами. Кроме того, деятельность застройщиков контролируется органами строительного надзора.
Второй – реализация цемента через оптовых продавцов. Здесь потребитель – частный сектор. Будучи стеснёнными в средствах, граждане используют любые возможности для снижения расходов на строительство. И если в части более сложных материалов и оборудования (трубы, сантехника, радиаторы отопления и т.д.) может действовать принцип оптимального соотношения цены и качества, то к цементу отношение у населения намного проще («цемент – он есть цемент»). Поэтому просто выбирают более дешёвый. Ни один рядовой гражданин не будет обращаться в лабораторию для проверки цемента и ждать результатов 28 суток (именно столько занимают испытания по ГОСТу). Вот тут и «вступают в дело» производители фальсификата.
Цемент с «душком»
Недобросовестные продавцы, приобретая цемент у официальных производителей, разбавляют его промышленными отходами (золами, шлаками), искусственно увеличивая объём. После чего смесь реализуют потребителю под видом цемента от официальных производителей или под собственной маркой. Получаемый таким образом материал не обладает необходимыми свойствами, вследствие чего возможны растрескивания и разрушения зданий и сооружений, возведённых или отремонтированных с его применением.
С 1 сентября 2024 года по 1 сентября 2026 года Росстандартом проводится эксперимент по осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и строительных смесей.
Чтобы защитить население от фальсификата, Минпромторгу России и Росстандарту необходимо проработать, принять и применять эффективные индикаторы риска для проведения госконтроля.
Доля индивидуального жилищного строительства в вводе жилья в России с начала года составляет почти 60 процентов – такие цифры привёл вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. По итогам года в России могут ввести около 55 млн квадратных метров частных домов. Как сообщал ранее Росреестр, за январь–сентябрь россияне построили и поставили на кадастровый учёт свыше 400 тыс. индивидуальных жилых домов.
Фактически это значит, что внушительная доля материалов в жилищном строительстве применяется россиянами, которые стремятся сэкономить и могут не проверить наличие сертификата, не имеют возможности убедиться в его подлинности и уж тем более не проводят лабораторных исследований качества приобретённой продукции. Это серьёзный риск – реальная угроза того, что дом, построенный из некачественного цемента, рухнет или сгорит из-за фальсифицированной кабельной продукции.
Автор – заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы РФ.