Обычно от маленького камешка, брошенного в воду, идут небольшие круги. Совсем другая картина наблюдается в случае с обсуждением урегулирования украинского конфликта. Любое слово от сильных мира сего – «маленький камешек» в информационном пространстве – вызывает просто цунами громких публикаций. Если отсеять шум, то можно увидеть, что на деле сделан один шаг из трёх основных. А вот ещё два – весьма трудны в реализации. И «пасхальное перемирие» тому свидетельство.
Вариации на тему «кто кому чего предложит и что уступит» весьма разнятся. Последний «хит» – публикация The Wall Street Journal, утверждающая, что США готовы официально признать Крым российским в рамках «большой сделки» по Украине. В целом, кстати, по территориальному вопросу есть, можно сказать, некий консенсус – все новые российские регионы остаются за Россией. Другой разговор, что юридически их российскими вряд ли признают (так что идея с Крымом выглядит даже не уступкой, а подачкой). Запад готов к такому раскладу. К нему готов даже Зеленский, неоднократно признававший, что «вернуть земли» военным путём не получится и Киев, мол, будет это делать позже путём дипломатии.
Однако территории не были заявлены как цели СВО.
Заявлены были внеблоковый статус, демилитаризация и денацификация. Собственно, вопрос внеблокового статуса Украины, похоже, принципиально решён. Разговоры о том, что Украина будет в НАТО (ещё недавно эти обещания звучали повсеместно) фактически прекратились. Наоборот, теперь и со стороны самого альянса и со стороны администрации США звучит утверждение, что Украина не войдёт в НАТО.
Пресс-секретарь президента России заявил в понедельник следующее:
«Безусловно, [позиция Трампа] вызывает наше удовлетворение и совпадает с нашей позицией о том, что Украина не должна быть членом НАТО и не должна иметь перспективы интеграции с Североатлантическим альянсом. Это представляло бы угрозу для национальных интересов Российской Федерации. И, собственно, это одна из первопричин этого конфликта, о которых неоднократно говорил президент Путин».
То есть один шаг де-факто сделан (закрепление его де-юре – уже другой вопрос). Но есть ещё две «первопричины конфликта» – наличие у Украины мощных вооружённых сил и абсолютно антироссийский (а теперь ещё и реваншистский) киевский режим.
Причём эти два вопроса «проросли» друг в друга, и решать эту проблему можно только в комплексе. Что прекрасно показало «пасхальное перемирие», инициатором которого выступил президент России Владимир Путин.
ВСУ, наверное точнее будет сказать ВФУ – вооружённые формирования Украины, перемирие нарушали. То есть демонстрировали неподконтрольность целого ряда наиболее идеологически мотивированных, неонацистских, подразделений высшему военному командованию. Кстати, там, где стояли «обычные» части ВСУ, было в целом тихо, а в сети даже появилось совершенно невероятное видео: встреча во время перемирия нашей и украинской эвакуационных групп. Солдаты, судя по записи с дрона, вполне спокойно обсудили эвакуацию своих погибших и раненых. Но в других местах были и обстрелы из «Хаймарс» и тяжёлой артиллерии (по Горловке, например, били из 155-мм орудий).
Риторический вопрос: подчинятся ли такие подразделения «денацифицированному» руководству Украины, если они не готовы выполнять приказы даже нынешнего режима? Станут ли они добровольно разоружаться, особенно учитывая, что попадут под денацификацию? Ведь денацификация – это вовсе не просто смена Зеленского на относительно пророссийского президента Украины.
В идеальном варианте – это выявление и наказание военных преступников, чиновников, проводивших репрессии в отношении русскоязычных граждан.
Кроме того, Евросоюз крайне озабочен вопросом наличия на Украине сильной армии – буфера между собой и Россией. Обсуждается, например, уже не прямая военная помощь Киеву, поскольку это слишком дорого, а создание на Украине мощной оборонной промышленности.
Трамп опять, извините, ляпнул:
«Надеюсь, Россия и Украина заключат соглашение на следующей неделе. После этого обе страны начнут вести большой бизнес с США, которые процветают, и обе заработают много денег!».
И опять началось информационное цунами. Шум есть, а вот идей по решению двух важнейших вопросов, ещё двух «первопричин конфликта», в нём не слышно.