Мирный процесс затягивается

Мирный процесс затягивается

Политика 01 апреля 2025 Вера Зелендинова

События последних дней убавили оптимизм, связанный с продолжающимися уже несколько недель российско-американскими консультациями. Киев сорвал договорённость о прекращении ударов по объектам энергетики, уничтожив стратегически важную газотранспортную станцию (ГТС) «Суджа». Отсутствие реакции на этот демарш Вашингтона, публичные высказывания Владимира Путина и Дональда Трампа изменили контекст, но не суть происходящего.

США продолжают подносить патроны

Удары по ГТС «Суджа» показали единство Запада в военной поддержке ВСУ. Обстрел велся из РСЗО HIMARS, поставленными США, наведение и целеуказание осуществлялось через спутниковые системы Франции, а вводом координат и пусками занимались военные специалисты из Великобритании.

Трамп может сколько угодно говорить о своём стремлении добиться мира на Украине и громить «развязавшего эту войну» Джозефа Байдена, но де-факто Америка и сегодня продолжает оставаться соучастником киевского режима, открыто играющего против мирного процесса.

Списать эту двусмысленность на неуправляемость Владимира Зеленского не получится, потому что американская администрация не использует все свои возможности, чтобы призвать его к порядку. После эксцесса в Овальном кабинете Трамп прекратил военную помощь Украине, а когда ВСУ сорвали частичное прекращение огня, президент США сделал вид, что ничего не произошло.

Россия повышает ставки

Реакцию Москвы на обстрел ГТС «Суджа» озвучил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

«РФ оставляет за собой право не исполнять постоянно нарушаемый Киевом мораторий на обстрелы объектов энергетики».

Накануне, находясь в Мурманске на борту атомного подводного крейсера «Архангельск», Владимир Путин чётко обозначил российскую позицию по ключевым вопросам текущей повестки: ходу спецоперации и ситуаций, складывающей вокруг уже начавшегося мирного процесса.

Первый тезис: «По всей линии боевого соприкосновения наши войска владеют стратегической инициативой. <...> Я ещё совсем недавно говорил “мы их дожмём”, есть основания полагать, что мы их добьём».

Владимир Путин с командиром «Архангельска» Александром Гладковым во время посещения атомного подводного крейсера.Владимир Путин с командиром «Архангельска» Александром Гладковым во время посещения атомного подводного крейсера.Фото: официальный сайт президента РФ

Это высказывание президента можно понимать, как предупреждение делающим ставку на продолжение войны Владимиру Зеленскому и европейским глобалистам, проводящим милитаристские сборища в Париже.

Второй тезис касается Украины. Сегодня там нет законный власти, с которой можно разговаривать. Поскольку выборы не проводились, Зеленский и все назначаемые им (в соответствии с украинской Конституцией) органы власти утратили легитимность. Фактическая власть находится в руках неонацистских формирований.

Отсюда следует третий тезис-предложение: обсудить под эгидой ООН с США, европейскими странами, а также с партнёрами и друзьями России «возможность введения на Украине временного управления», чтобы провести демократические выборы, привести к власти дееспособное и пользующееся доверием народа правительство, с которым можно вести переговоры о мире и «подписывать легитимные документы, которые будут признаны во всём мире и будут надёжными и стабильными».

Всё логично. Без полной перезагрузки всего политического поля Украины добиться её нейтрального статуса, демилитаризации и денацификации невозможно. Путин верит, что Трамп «искренне хочет завершения этого конфликта», но на своих условиях, а взять под контроль киевский режим и его просроченного лидера Вашингтона не может или не хочет.

В этом контексте предложение привлечь к решению проблемы Украины других игроков можно трактовать как давление на Трампа: действуй решительней или мы позовём Китай, Индию и европейцев.

Россия открыта к диалогу со всеми, но она, подчеркнул российский президент, «больше не будет допускать ошибок, основанных на излишнем доверии к так называемым партнёрам»

Трамп «очень зол», но отходчив

Американский президент проигнорировал обстрел ГТС «Сужда», а на высказывания Путина отреагировал только на третий день. Пауза была заполнена игрой в гольф с президентом Финляндии Александром Стуббом и обещаниями захватить Гренландию, куда в это время отправился вице-президент Джей Ди Вэнс.

В минувшее воскресенье, незадолго до отлёта в Вашингтон Трамп сделал серию громких заявлений в телефонном интервью каналу NBC. Он сообщил, что его «взбесили» требования Путина ввести на Украине внешнее управление под эгидой ООН и что он был «очень зол», когда узнал, что Путин поставил под сомнение легитимность президента Зеленского.

Такая реакция вполне понятна: американский президент планировал сам (без участия ООН) контролировать Украину, а Зеленский нужен ему для заключения ресурсной сделки.

Сомнения в его легитимности делают ничтожным любой подписанный им документ, а новый всенародно избранный лидер может отказаться от подписания этого кабального договора.

Затем в ход пошли угрозы. Трамп пообещал ввести вторичные пошлины (от 25 до 50 процентов) на российскую нефть и запрет на бизнес в США для всех покупающих её стран, если окажется, что мирный процесс тормозится по вине России. После этого он сдал назад, сообщив, что у него очень хорошие отношения с Путиным, а следующий телефонный разговор двух лидеров должен состояться в течение ближайшей недели.

Президент США Дональд Трамп.Президент США Дональд Трамп.Фото: The White House/Public Domain

Через несколько часов, общаясь с журналистами на борту президентского самолёта, Трамп ещё больше смягчил свою позицию в отношении России и набросился на Зеленского, который продолжает стремиться в НАТО и пытается отказаться от ресурсной сделки:

«Если он это сделает, у него возникнут проблемы, очень большие проблемы».

Консультации могут длиться долго

Наблюдая за этим заочным диалогом, можно подумать, что мирный процесс поставлен на паузу. Ожидавшие быстрых результатов разочарованы, но на самом деле диалог продолжается.

На днях спецпредставитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству Кирилл Дмитриев рассказал, что Россия и США «начали дискуссии о проектах по редкоземельным металлам». Владимир Путин, выступая на Арктическом форуме, сделал США ряд весьма привлекательных предложений по совместному освоению северных широт. ТАСС сообщил, что второй раунд российско-американских консультаций по Украине должен состояться в Эр-Рияде в середине апреля.

Ключевое слово в последней новости – «консультации». То, что происходит в последние недели между Россией и США, называется именно так. Переговоры должны приводить к каким-то конкретным результатам – подписанию договоров или иных документов, а консультации нацелены на поиск компромиссов, без которых невозможны никакие соглашения.

Позиции России и США расходятся уже в этой исходной точке.

Трамп хотел быстро заключить договор об остановке боевых действий. Путин настаивает на решении всего комплекса проблем, касающихся безопасности России, а это требует времени. Но американский президент спешит. Ему нужно предъявить избирателям успехи своей политики, неважно где – на Украине, Ближнем Востоке, в Иране, Гренландии или Панаме. Их отсутствие Трамп компенсирует чрезмерной активностью в медийной сфере.

Путин чувствует себя уверенно и никуда не спешит. Он пытается навязать американской стороне российскую повестку, включающую не только разрешение украинского кризиса, но и выстраивание нормальных отношений и даже сотрудничества с США, обеспечение безопасности в Европе и многое другое. Такая работа может длиться месяцами и даже годами.