Благодаря встречным усилиям Владимира Путина и Дональда Трампа удалось наладить постоянные контакты между Москвой и Вашингтоном, а командам двух лидеров – выработать первые компромиссные решения. Против этих инициатив активно играют американские демократы и европейские либералы. Есть свои противники нормализации отношений между двумя странами и внутри России.
Украинская торпеда
Договорённости, достигнутые на последней встрече в Эр-Рияде, касались судоходства в Чёрном море и прекращения обстрелов энергетической инфраструктуры России и Украины.
Но главное – они включали такие важные для Москвы пункты, как восстановление доступа к мировым рынкам для российских и белорусских производителей удобрений и сельскохозяйственной продукции, ослабление санкций в отношении работающих в аграрной сфере банков и подключение их к системе международных платежей SWIFT. Кроме того, российская сторона должна получить право на досмотр украинских и иностранных судов, чтобы блокировать морские поставки оружия для ВСУ.
Однако содержащее все эти положения совместное коммюнике так и не было опубликовано. Причиной стал демарш украинской делегации, отказавшейся завизировать документ, согласованный представителями Москвы и Вашингтона.
В результате каждая из сторон обнародовала своё заявление по итогам консультаций, а разночтения между ними позволяют судить о характере украинских возражений.
В итоге имеем парадоксальную ситуацию. Просроченный президент слабой во всех отношениях Украины раз за разом торпедирует переговорный процесс и наносит удары по имиджу Трампа, предъявляя всему миру его фактической бессилие – неспособность заставить главу киевского режима делать то, что нужно американской администрации.
Чтобы изменить этот расклад, США должны отказаться от роли посредника, признать себя стороной конфликта, а Украину своим прокси и включить более действенные формы давления на Киев: прекратить поставки оружия и предоставление разведывательных данных, отключить Starlink. Трамп пока не готов применять такие меры. Он продолжает терпеть выходки Зеленского, что наносит ощутимый ущерб репутации американского президента.
Главный враг «партии войны»
Отчаявшись поколебать власть и авторитет Путина, спонсоры Украины почти полностью переключились на Трампа. Если сразу после выборов идейные противники Трампа обсуждали, как «переждать» четыре года его правления, то сегодня дня не проходит без попытки оспорить решения американского президента в суде, устроить провокацию, вроде публикации в The Atlantic утечек из якобы секретной переписки про операцию против хуситов в мессенджере Signal, или каким-то иным образом скомпрометировать президента и членов его команды.
Точкой сборки этой коллективной ненависти стали попытки Трампа найти общий язык с Москвой и остановить войну на Украине. На этом поле американского президента регулярно атакует Владимир Зеленский – ударное оружие «партии войны», возглавляемой Лондоном и Брюсселем. Либеральные СМИ по обе стороны Атлантики именуют Трампа «предателем», а его мирные инициативы – «игрой в интересах России».
На стороне Зеленского играет либеральная Брюссельская верхушка. На фото: глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (справа), президент Украины Владимир Зеленский (в центре) и председатель Европейского совета Антониу Кошта (слева).Фото: CHRISTOPHE PETIT TESSON/EPA/TASS
Ничего неожиданного в этом нет. Месяц назад, выступая на расширенной коллегии ФСБ, президент Путин отметил, что далеко не всех устраивает возобновление российско-американских контактов:
«Часть западных элит по-прежнему настроена на сохранение нестабильности в мире, и эти силы будут пытаться сорвать или скомпрометировать начавшийся диалог».
Российская фракция ждунов
Линию на дискредитацию и срыв переговорного процесса поддерживает и часть российских элит. Эта группа воздерживается от лобовых атак, да и мотивы её существенно отличаются от целеполагания западной «партии войны».
Европейские и американские противники диалога между Москвой и Вашингтоном делают ставку на поражение России, а российские – заинтересованы в бесконечной войне как образе жизни.
Эта группа частично отпочковалась от возникшей в первый год «партии войны до победного конца», которой противостояла «партия мира любой ценой». Если одна фракция хотела возвращения в мир до 24 февраля 2022 года, а ещё лучше – до 2014, то новая и воинственная ждёт обрушения проекта Трампа, возвращения в американскую власть либералов, возобновления конфронтации с США и превращения России в крепость, осаждённую коллективным Западом.
Входящий во фракцию новых ждунов бизнес не нуждается в отмене душащих целые отрасли санкций, потому что он уже вписался в экономику военного времени, ориентированную на партнёрство с неплохо зарабатывающими на российском экспорте государствами Глобального Юга. Аналогичным образом предпринимателям, поделившим активы ушедших из России компаний, не нужно их возвращение.
Противники вектора на сближение с Трампом любят поговорить о планах дойти до Киева, Львова и Одессы, забыв о том, что ВСУ всё ещё удерживают часть ЛДНР и Курской области и снова лезут в Белгородскую.
Трамп с его установкой на диалог с Москвой воспринимается этой группой как помеха, и они разоблачают его коварные планы.
В разгар переговорного процесса в эфире государственного телевидения сравнивают американского президента с Гитлером, косплея европейских русофобов и российскую либеральную оппозицию, которая 20 лет назад митинговала с плакатами «Путин – это Гитлер».
Настроенные на ту же волну социологи внушают публике, что переговорный процесс раскалывает страну. По данным полстерской службы Russian Field, предложение о 30-дневном прекращении огня поддерживают 40 процентов россиян и не поддерживают 44 процента. При этом 56 процентов респондентов считают США враждебным или недружественным государством, а 26 – дружественным. Количество тех, кто видит в Америке союзника, равно трём процентам.
С тем, что Трамп действует в интересах своей страны, никто спорить не станет. Однако политика – это искусство возможного, и было бы неразумно не воспользоваться миротворческим настроем американского президента и не попытаться дать передышку и бойцам, и испытывающей перенапряжение экономике, тем более, что каждый день военных действий приносит разрушения и уносит жизни людей.