Путин и Си меняют расстановку сил в мире

Путин и Си меняют расстановку сил в мире

Политика 13 мая 2025 Вера Зелендинова

Си Цзиньпин с георгиевской ленточкой рядом с Владимиром Путиным на Параде Победы в Москве, успешные переговоры двух лидеров в Кремле и их твёрдая позиция в отношении США, а также итоги американо-китайских переговоров по торговым тарифам в Женеве меняют акценты в мировой игре. Сегодня расстановка сил в большой тройке (Москва – Пекин – Вашингтон) выглядит как треугольник, две вершины которого, российская и китайская, стабильны, а соединяющая их сторона играет роль фундамента всей конструкции. Третья, американская, вершина постоянно движется, перемещает то вправо, то в лево, то вниз, то вверх, меняя форму треугольника. Но его основание остаётся стабильным и неизменным.

Спокойная последовательность Евразии

Только что завершившийся визит китайского лидера в Москву расширил базисную основу всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия России и Китая. Главное – он зафиксировал общий историко-политический код и разрешил недоумения, возникшие год назад в связи с позицией Китая по урегулированию кризиса на Украине (проект «Друзья мира»).

В совместном заявлении по итогам переговоров подчёркивается ключевая роль Советского Союза и Китая в борьбе с германским фашизмом и японскими милитаризмом. Это накладывает на Москву и Пекин определённые обязательства – в современном мире они выполняют «общую миссию – несут ответственность за сохранение достоверной исторической памяти о Второй мировой войне».

Ещё более важным является утверждение об «общности национальных интересов в долгосрочной исторической перспективе». Отсюда следует ряд важных для обоих сторон пунктов.

В документе несколько раз упомянут сформулированный Россией принцип урегулирования международных конфликтов: «Устранять не только их последствия, но и первопричины».

При этом отмечается, что этот подход должен применяться в ходе переговоров о достижении долгосрочного и устойчивого мира на Украине.

Стороны также осудили «гегемонистское стремление отдельных стран Запада», а также принимаемые ими односторонние принудительные меры экономического и иного характера в отношении стран, отстаивающих свой суверенитет, и обязались «противодействовать курсу Вашингтона на ”двойное сдерживание” России и Китая».

Ещё один важный момент касается укрепления военного и военно-технического сотрудничества и связей между вооружёнными силами РФ и КНР. В заявлении сказано, что взаимодействие в этих сферах «способствует повышению возможностей сторон отстаивать свой суверенитет и национальные интересы».

Батальон почётного караула Народно-освободительной армии Китая на параде, посвящённом 80-летию Победы в Великой отечественной войне.Батальон почётного караула Народно-освободительной армии Китая на параде, посвящённом 80-летию Победы в Великой отечественной войне.Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА «Новости»/официальный сайт президента РФ

Экономическое сотрудничество двух стран развивается постепенно и планомерно. Ожидавшего прорыва по проекту «Сила Сибири – 2» не случилось. Но по итогу переговоров было подписано почти три десятка соглашений в таких сферах, как логистика, энергетика, промышленность, высокие технологии и сельское хозяйство.

Москва и Пекин, не создавая военных и иных союзов, не делая громких заявлений и не устраивая спешки, строят базовую основу не только двустороннего взаимодействия, но и нового миропорядка, свободного от переписывания истории, силового и экономического давления на другие страны, леволиберальной повестки и американского гегемонизма.

Вашингтон не смог навязать свою волю Москве

Америка остаётся серьёзным центром силы, с интересами которого приходится считаться. Однако навязывать свою волю всему миру с прежней лёгкость она уже не может. Отчасти это объясняется игрой, которую в союзе с американскими демократами ведёт против вашингтонской администрации Европа, отчасти развивающимся экономическим кризисом и тупиком, в котором оказалась базирующаяся на эмиссии финансовая модель США, отчасти особенностями нового хозяина Белого дома.

При Трампе внешняя политика Вашингтона превратилась в череду судорожных движений, что подтачивает его авторитет. Дело дошло до того, что против уставшего гегемона начинают использовать его же тактику наездов и откатов. На днях глава Нацбанка Украины Андрей Пышный предупредил, что Киев может перейти с расчётов в долларах на евро, а премьер-министра Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о возможном отказе от американской помощи в сфере безопасности.

100 дней Трампа переполошили, но не изменили мир

Трамп сделал мощные заявки на изменения в стране и мире, но, подводя итоги первых ста дней его второго президентского срока, приходится использовать глаголы несовершенного вида – говорить о том, что он делал, а не о том, что сделал.

Перейти к материалу

Заметную роль в ослаблении влияния США сыграл фактический провал Вашингтона на украинском направлении. Тема мирных переговоров висит в повестке четвёртый месяц. За это время американская сторона успела признать себя стороной конфликта, принять на себя роль посредника и дать понять, что готова вообще выйти из переговорного процесса.

Причина этой нервозной непоследовательности Вашингтона в том, что Америка Трампа не смогла навязать свою волю ни настроенному на продолжение войны киевскому режиму, ни поддерживающей его алармизм Европе, ни России, которая заинтересована в нормализации отношений с США, но не готова платить за это серьёзными уступками по Украине.

Москва не делала резких движений. Она объявила два перемирия (на Пасху и День Победы) и регулярно подтверждала готовность остановить боевые действия при соблюдении озвученных ею условий.

В минувшие выходные Россия пошла ещё дальше. Закрыв глаза на отказ контактировать с нелегитимной киевской властью, Путин предложил начать 15 мая двусторонние переговоры с Киевом «без предварительных условий».

Этот демонстративный шаг по перехватыванию инициативы является ответом на очередной ультиматум Европы и подарком Трампу, который теперь может, не теряя лица, соскочить с украинской темы.

Тарифная атака на Китай захлебнулась

Аналогичным образом развивается противостояние США с Китаем. Трамп поднял пошлины на китайские товары до рекордных 145 процентов. Пекин ответил симметрично, увеличив налог на ввоз американских товаров до 125 процентов. Проблемы возникли у обоих стран.

В течение последних двух недель Вашингтон предлагал китайцам договориться и рассказывал публике, что диалог уже идёт, а Пекин регулярно опровергал эти заявления, давая понять, что никаких переговоров о восстановлении торговли в прежнем формате не будет, пока США не отменят санкции и не откажутся от политики давления на Китай.

Искусство экономической войны

Американский таможенный блиц выходит на новый уровень. Сейчас проверку на прочность проходят Пекин, с каждым днём повышающий ставки в экономической битве с Вашингтоном, и хрупкий европейский рынок, уже откликнувшийся на призыв к переговорам.

Перейти к материалу

В конце концов Вашингтону удалось заинтересовать Пекин своими предложениями, и в минувшие выходные вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн встретился в Женеве с министром финансов США Скоттом Бессентом. По итогам переговоров достигнута договорённость о создании механизма торгово-экономических консультаций и 90-дневном перемирии, во время которого ставки на китайский импорт в США будут снижены до 30 процентов, а на американский в КНР – до 10 процентов. Де-факто, каждая из сторон снизила свои пошлины на 115 процентов.

Это симметричное снижение тарифов можно считать поражением Вашингтона.

Его попытка оказать экономическое давление на экспортёров ударило по американскому рынку облигаций, торговой системе и потребительскому сегменту США. В итоге заявлявший в начале своего президентского срока о политике «жёсткого противостояния с Китаем» Трамп был вынужден сдать назад.

Пекин же использовал острую фазу тарифной войны для создания системы параллельного импорта в США, локализации цепочек поставок, расширения расчётов в юанях и увеличения экспорта в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Попытка Трампа остановить стратегическое усиление Китая дала противоположный эффект – жёсткая реакция Пекина на повышение тарифов, сыграла на повышение его авторитета на всём Глобальном Юге.

В сухом остатке промежуточные результаты переговоров по Украине и тарифной войне фиксируют существенные изменения в картине мира. Америка впервые за многие десятилетия вынуждена отступать по все фронтам, подписывая тем самым приговор однополярному миру, в котором Вашингтон задавал правила игры и диктовал условия.