Экспортная вендетта: бизнес расплачивается за рост цен на продукты

Экспортная вендетта: бизнес расплачивается за рост цен на продукты

Экономика 22 января 2021 Константин Епифанов

В России с февраля введут пошлину на вывоз сои за границу для предотвращения роста цен на ряд продукции пищепрома. Многие годы она была нулевой, теперь резкий рост ставки может усугубить и без того шаткое положение отрасли, говорят производители, а также повлиять на экономику целых регионов, для которых выращивание культуры – одна из важных статей доходов. Однако решение властей может быть попыткой сократить масштабы сева самой низкозатратной в плане выращивания культуры ради высоких прибылей от её экспорта.

Пошлина на экспорт сои из России за пределы ЕАЭС составит 30 процентов таможенной стоимости. Последние шесть лет госпошлина на масличные культуры была нулевой, однако после того, как Правительство взяло курс на контроль цен на внутреннем рынке, в фокус попали и цены на соевые бобы и соевый шрот.

«Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой в период с 1 февраля по 30 июня 2021 года проводить мониторинг оптово-отпускных цен на соевые бобы и соевый шрот на внутреннем рынке Российской Федерации в целях недопущения роста цен на указанные товары», – говорится в январском постановлении, которым введена пошлина.

Вместе с тем знакомые с агробизнесом эксперты говорят о другой задаче, на которую могут быть нацелены новшества. Выращивание сои не требует высоких затрат, а потому является едва ли не самым прибыльным направлением растениеводства. Под неприхотливую сою массово отдают поля, например, Краснодарского края, где можно было бы выращивать более сложные культуры для внутреннего рынка. Соя же уходит на экспорт, причём в виде сырья.

Положение дел

Теперь российские фермеры, которые продавали сою, подсолнечник и рапс иностранцам, опасаются, что большая часть хозяйств может обанкротиться, а остальные не смогут развивать свой бизнес.

«Экспортная пошлина, которую сейчас собираются ввести, очень сильно ударит по карману. Кредиты постоянно берём годовые, осенью банк отказал нам в займе, не понравилась ему наша доходность – мало прибыли. Я крупных предприятий, которые работают без кредитов и лизингов, не знаю».

Андрей Сердюков | руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства в селе Среднебелом Амурской области Андрей Сердюков
руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства в селе Среднебелом Амурской области

В Амурской области соя – одна из главных сельхозкультур. При этом в регионе всего три предприятия, которые её перерабатывают. Мощностей для заготовки всей выращиваемой сои не хватает, но развитие таких производств упирается в финансовые возможности владельцев.

Компания Сердюкова четвёртый год подряд становится лучшим хозяйством в Ивановском районе. В прошлом году руководитель планировал начать расширение, однако помешали погодные условия – на протяжении всего лета шли дожди. Впрочем, финансовые проблемы оказались куда более серьёзными, чем погода, вспоминает в разговоре с «Октагоном» бизнесмен.

– Не могли зайти ни кран, ни миксер, экскаватор не мог копать. Ямы были заполнены водой, всё лето не могли работать. Сколько смогли – столько построили. Планировали строить ангары, но из-за повышений госпошлины пока тяжело – не хватает денег. Работников у нас 11 человек официально, сеем сои три – три с половиной тысячи гектаров, один гектар зерновых вместе с кукурузой. Землю берём, пытаемся расширяться, но тяжело очень. Технику надо покупать, техника дорогая, – говорит собеседник.

Трудности не останавливают Андрея, закрывать предприятие он не планирует, но теперь работать будут не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы выжить. Планы развиваться есть, но их придётся отложить до лучших времён. ©octagon.media, 2021

Несмотря на трудности с выплатой кредитов, отказаться от них предприниматель не может – существует постоянная необходимость в новой технике, помещениях. Кроме того, помимо экспортной пошлины, положение усугубляет рост закупочных цен, считает он.

– Если бы цена была на уровне осени прошлого года, может быть, через несколько лет и мы бы работали без кредитов, но пока не получается. Мы вкладываем в сою всё, то есть не жалеем ни на гербициды, ни на удобрения, ни на подкормки, также это и техники касается. У нас получается 10 центнеров – это самый минимум, это себестоимость сои. То есть 10 центнеров мы вырастили и ничего не заработали, – объясняет собеседник.

Андрей Сердюков напомнил, что местные власти также ввели программу субсидирования предпринимателей сферы. Впрочем, правила участия в ней на фоне нестабильного финансового положения кажутся бизнесмену невыполнимыми.

– В 2020 году была хорошая субсидия. Но чтобы её получить, первоначально нужно было хорошо вложиться. Надо иметь все семена кондиционные, все районированные по Дальневосточному региону, нужно не менее 28 килограммов удобрений на гектар (а в этом году будет 39) в действующем веществе. Чтобы в этом году всё посеять и выйти на эту субсидию, мне нужно минимум на 10 млн рублей купить только удобрений, – продолжает предприниматель.

По оценке собеседника издания, лишь 20 процентов сельхозпроизводителей смогли получить государственную поддержку.

При этом важно отметить, что наибольшую часть выручки предприятий составляет экспорт, поэтому субсидирование компаний не решит все проблемы. Из-за своего расположения Амурская область успешно торговала соей с соседним Китаем. Однако заказчики из Поднебесной в связи с повышением пошлины решили искать более выгодные предложения.

– Знали бы, что эта пошлина будет, продали бы всю сою в прошлом году. Теперь будем продавать на 10 рублей дешевле. Экспорт диктует цену в регионе – хорошую предлагал Китай и МЭЗ «Амурский». Сейчас китайцы из-за этой пошлины перестали брать сою, и МЭЗ «Амурский» поставил свою цену. Наши сельхозпереработчики покупали сою по такой же цене, как китайцы, – они что, покупали себе в убыток? В 2020 году ни один завод не закрылся, все работали. Теперь предприятия однозначно закроются, – заключил Андрей Сердюков.

Нехватка мощностей и неизвестность

В Амурской области около 600 хозяйств, фермеры и крупные предприятия занимаются выращиванием сои. Из них исключительно на экспорт нацелены несколько десятков компаний. Китайская Народная Республика остаётся с давних пор постоянным партнёром, в то время как другие пути – Япония, Восточная Азия – сейчас только развиваются. В таком положении любые резкие движения всегда приводят к негативной реакции, считает исполнительный директор амурского отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Юсупов.

Резко введённая 30-процентная пошлина, по мнению специалистов, введёт все мелкие и крупные предприятия в стагнацию или вовсе убьёт их.Резко введённая 30-процентная пошлина, по мнению специалистов, введёт все мелкие и крупные предприятия в стагнацию или вовсе убьёт их.

– Сокращается экономическая активность у фермеров, сигналы об этом мы уже получаем. Конечно, массового закрытия сельхозпредприятий не произойдёт, люди будут работать, это их жизнь. Но идёт сокращение объёмов экономической активности, то есть они будут меньше сеять, меньше закупать удобрений, гербицидов и так далее. Это приведёт к уменьшению выпуска продукции, и если её на рынке становится меньше, то цена опять начнёт расти – этот круг мы не разомкнём. Если мы ставим цель уменьшить цены, то самый лучший способ – выпускать больше продукции, а здесь мы приходим к тому, что рынок начинает сжиматься вокруг производителя, – говорит собеседник «Октагона».

По словам Владимира Юсупова, на Дальнем Востоке не существует таких мощностей, которые бы перерабатывали производимую сою. Более того, речь идёт не только об Амурской области, но также и о Приморье, где переработка не ведётся вовсе.

«Основной спор между производителями и чиновниками – в оценке рентабельности. В текущем виде она, может быть, и высокая, но фермеру нужно построить комплекс, который стоит 40 млн, комбайны сейчас стоят 12–15 млн и выше – эту технику нужно менять, так как она изнашивается. Кроме того, из-за нестабильных природных условий землю нужно постоянно подпитывать, а это очень дорого стоит».

Владимир Юсупов | исполнительный директор амурского отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Юсупов
исполнительный директор амурского отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России

Юсупов даёт неблагоприятный прогноз на ближайшее время. По его мнению, сельскохозяйственный бизнес на Дальнем Востоке может стать неконкурентоспособным. В первую очередь это связано с тем, что в южной и центральной частях России также развита отрасль по переработке сои, а удалённость от основных азиатских заказчиков компенсируется благоприятным климатом.

Росток плюса в поле минусов

Собеседники «Октагона» утверждают, что повышение пошлины на вывоз масличных культур скажется негативно не на всех этапах работы с ними. Но перерабатывающие компании мерой довольны – они окажутся в более выигрышном положении, ведь больше сырья останется в стране из-за невыгодных условий экспорта.

– Это нам будет гарантировать возможность загрузить наше производство сырьём, самое главное – это защита предприятий на территории РФ. До этого соя бесконтрольно выезжала в страны Азии, в последние три года мощности были загружены на 60–70 процентов. Летом каждые два-три месяца у нас был простой, а низкая загруженность предприятия приводит к высокой себестоимости выпускаемой продукции, – говорит генеральный директор компании «Соя АНК» Степан Инюточкин.

Как он считает, определяющим фактором должна быть выгода для конечного потребителя, который покупает продукт в магазинах, а благодаря пошлине товары для россиян станут доступнее.

«Ожидаемая цена на сою уже снизилась за счёт пошлины, потому что идёт паритет с ценой экспортной. На эту пошлину цена снизилась, мы как завод-переработчик будем исходить из другой себестоимости. Мы прогнозируем, что будет снижение цены готовой продукции для наших потребителей».

Степан Инюточкин | генеральный директор компании «Соя АНК» Степан Инюточкин
генеральный директор компании «Соя АНК»

В разговоре с изданием доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод подтверждает слова Инюточкина. По его мнению, повышение экспортной пошлины было неизбежным и ожидаемым – несмотря на недовольство производителей, непопулярная мера стала единственным способом избежать потери контроля над экономикой.

– Как в любой экономической политике, однозначно в выигрыше не все. Если повышается экспортная пошлина, те, кто хотел вывозить товар, дестимулируются, потому что будут меньше получать. Зато в этой ситуации на внутреннем рынке остаётся больше товара, и он начинает продаваться дешевле, – говорит Холод.

Производители же, напротив, считают, что вводимая пошлина полезна: это позволит им загрузить свои производства, несущие убытки из-за нехватки сырья.Производители же, напротив, считают, что вводимая пошлина полезна: это позволит им загрузить свои производства, несущие убытки из-за нехватки сырья.

Производители пострадают, констатирует эксперт, усугубит ситуацию ещё и резкий рост курса валют по отношению к рублю. Но не принять такое решение было нельзя – стоит вспомнить недавний скачок цен на растительное масло, которым заинтересовались Правительство, Генеральная прокуратура и президент.

– Мы понимаем, в связи с чем это делается, в последнее время быстрыми темпами росли цены на растительное масло. И если пострадают тысячи производителей, то пострадавших покупателей будет много миллионов. Поэтому мы увеличиваем поступление товара на внутренний рынок и ограничиваем экспорт, – заключил собеседник.

Амурская область