2020 год отметился мировым экономическим спадом – по оценкам Международного валютного фонда (МВФ), самым глубоким со времён окончания Второй мировой войны. Затронул он и Россию: ВВП страны показал отрицательную динамику, сократившись на 3,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В 2021 году восстановление российской экономики прогнозирует не только Правительство (рост на 3,3 процента), но и Всемирный банк (2,7 процента).
В кризисном 2020 году России удалось избежать реализации самого негативного экономического сценария. В первом официальном прогнозе Центрального банка России, вышедшем в апреле, допускалось падение ВВП до 6 процентов – в первую очередь из-за снижения экспорта. В результате, по подсчётам Росстата, экспорт за январь – ноябрь 2020 года сократился на 22,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Наибольший спад показали внешние продажи топливно-энергетических ресурсов: нефти – на 41,1 процента, газа – на 44,3 процента.
Несмотря на это, итоговое годовое сокращение российской экономики оказалось не только меньше прогнозируемого весной, но и ниже, чем в большинстве стран и в мире в целом, которое превысило 4,4 процента, по оценке МВФ. Основные причины: небольшая доля сферы услуг и малых и средних предприятий (МСП), по которым сильнее всего ударил локдаун, в структуре экономики России; высокий процент добывающих отраслей, на которые он не распространился; более низкие цены на нефть (около 25–30 долларов за баррель), заложенные в ранние прогнозы и более продолжительный период локдауна.
В 2021 году предполагается восстановительный рост экономики страны в целом. Этому, во-первых, поспособствует вакцинация от коронавируса, что отразится на сдерживании пандемии и снятии локдаунов. Во-вторых, ожидаемое экспертами повышение цен на нефть (до 40–60 долларов за баррель) и увеличение добычи в рамках ОПЕК+. В-третьих, поддержка граждан и бизнеса со стороны государства.
«Анализ экспертных оценок и собственных наблюдений позволяет после существенного спада осторожно прогнозировать рост мирового ВВП в пределах до 4 процентов. Соответственно, среднегодовые цены на нефть марки Urals, предположительно, достигнут 45 долларов за баррель. При этом прирост ВВП России можно прогнозировать на уровне около 3 процентов».
Центр региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ
На восстановление и выход экономики на траекторию роста в соответствии с общенациональным планом восстановления, одобренным президентом и Правительством РФ, планируется направить 6,4 трлн рублей – в основном уже в 2021 году.
Драйверы роста
Промышленное производство должно обеспечить более высокие темпы прироста, чем в относительно благоприятном 2019 году (2,5 процента), – приблизительно 4–4,5 процента, в оптимистичном варианте – до 5 процентов, прогнозируют эксперты центра. По данным их исследований, рывок можно ожидать на рубеже первого и второго кварталов 2021 года.
Наибольший прирост дадут сферы добычи энергоносителей (нефти, природного газа и угля), производство пищевых продуктов и лекарственных препаратов, медикаментов. Кроме того, поступательное развитие продолжится на промышленных предприятиях, обеспечивающих переоснащение оборонного комплекса России и участие в программах импортозамещения комплектующих и узлов, ранее поставляемых из-за рубежа.
©octagon.media, 2021
– Это касается госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос» и других. Важное значение для них будут иметь военно-техническое сотрудничество и коммерческая деятельность с зарубежными партнёрами, – сообщили аналитики центра.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, в выигрыше в 2021 году окажется и химическая отрасль, в которой не первый год растёт выпуск основных видов продукции: пластмасс, минеральных удобрений, товаров бытовой химии, средств защиты растений.
– Ему помогает, с одной стороны, спрос со стороны сельского хозяйства, приведший к подъёму выпуска агрохимикатов, с другой – хорошая конъюнктура на глобальном рынке, помогающая экспорту в страны ближнего и дальнего зарубежья, с третьей – как ни странно, идущее импортозамещение. Например, ввоз в Россию минеральных удобрений почти сошёл на нет благодаря активной сбытовой политике российских производителей, увеличению спроса со стороны сельского хозяйства нашей страны, – отметил Леонид Хазанов.
Аналитик подчеркнул, что в 2021 году агрохимия станет ключевым драйвером в химической индустрии в России. Кроме того, он ожидает сокращения импорта полимеров благодаря выходу на полную загрузку построенного крупнейшим в стране нефтехимическим холдингом «Сибур» комбината «ЗапСибНефтехим». В результате, по его словам, химическая отрасль в 2021 году может вырасти на 5–8 процентов по объёмам производства продукции.
Умеренно оптимистичные тенденции наметились в отраслях автомобиле-, авиа- и судостроения. Падение покупательской способности населения и локдаун в 2020 году сократили продажи, производство упало в среднем на 20 процентов, но удалось отскочить – во многом благодаря прямой и опосредованной господдержке, зависимость от которой сохранится. Например, производство Sukhoi Superjet 100 будет стимулироваться ростом субсидий для авиакомпаний, использующих эти самолёты в своём парке, считает Леонид Хазанов.
Изготовление фюзеляжа нового российского пассажирского самолёта Ил-114-300.Фото: пресс-служба ГК «Ростех»/ТАСС
– С выпуском МС-21 и Ил-114-300 всё будет иначе. Старт серийного производства МС-21 может быть сдвинут с 2021 года на более поздний срок из-за санкций против Объединённой авиастроительной корпорации. Ил-114-300 пока массово выпускаться не будет, поскольку он совершил лишь первый испытательный полёт. Причём по большому счёту Ил-114-300 не особо сильно отличается от своего предшественника Ил-114, – пояснил Хазанов.
Выпуск легковых машин за январь – сентябрь 2020 года, по данным Росстата, снизился на 25,9 процента, грузовиков – на 16,5 процента к показателям аналогичного периода 2019 года. В 2021 году спад автомобильного производства, по прогнозам экспертов, должен сократиться до 5–7 процентов.
В судостроении высок спрос от частных компаний на морские гражданские корабли: сухогрузы, траулеры и газовозы; портфели заказов у производителей почти полностью укомплектованы.
В целом в машиностроении в 2020 году наблюдался максимальный спад с 2009 года – на 34,3 процента в апреле, до 24,7 процента по итогам второго квартала.
По мере постепенного выхода из карантина темпы спада сокращались и после первого полугодия составили 12 процентов. А по результатам года не должны превысить 10 процентов.
Металлургическая отрасль также испытала падение в 2020 году – но в России по сравнению с мировыми показателями ситуация оказалась более устойчивой. Например, производство стали в РФ сократилось на 0,9 процента, притом что мировое – на 3,2 процента. В цветной металлургии возросло производство алюминия, меди и цинка; цены на них повышаются с мая. После снижения объёмов выпуска никеля в третьем квартале спад сократился.
В трубопрокатной и титановой отраслях результат оказался одним из наихудших. При этом в 2021 году ситуация с производством труб большого диаметра может улучшиться – в первую очередь за счёт реализации проектов «Сила Сибири – 2» и «Бованенково – Ухта – 3». Изготовление труб малого и среднего диаметра может показать рост на 1–2 процента.
По мнению аналитиков, наиболее высокие темпы восстановления в металлургии продемонстрирует выпуск плоского проката (до 3–4 процентов) благодаря экспорту и широкой сфере применения.