Национальная система цифровой маркировки товаров «Честный ЗНАК» начала работать в России в 2019 году в тестовом режиме, в этом году по ряду категорий товаров она стала обязательной. Первые результаты уже есть – количество подделок и контрафакта, по данным экспертных организаций, сократилось. Стали ли товары дороже, как бизнес и потребители ощутили на себе внедрение новой системы, выяснял «Октагон».
Как возникла система
Решение о создании в России единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров было принято Правительством и одобрено президентом в конце 2017 года. В качестве оператора системы был определён Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, акционеры – USM Алишера Усманова, госкорпорация «Ростех» и «Элвис-Плюс» Александра Галицкого). По заказу государства ЦРПТ создаёт систему за собственные средства. В экспериментальном режиме маркировка начала вводиться ещё в 2016 году на рынке шуб, а с февраля 2017-го заработала и в лекарственном сегменте. Уже начатые проекты вошли в единую систему.
Было принято решение постепенно вводить маркировку для восьми категорий товаров: помимо шуб и лекарств, это табак, обувь, фотоаппараты, шины, товары лёгкой промышленности, а также духи и туалетная вода.
С 2018 года производители табака, обуви и лекарств могли постепенно адаптироваться к новым условиям. С 2019 года начался эксперимент по маркировке молочной продукции и кресел-колясок, а с 2020 года – упакованной воды.
Обсуждается и возможность проведения аналогичного эксперимента на рынке пива и пивных напитков. Кроме того, через какое-то время в систему могут быть включены медицинские изделия, биологически активные добавки, спортивное питание, продукция для детей, трубы, лес и другие товары. До 2024 года система должна охватить все промышленные отрасли страны. Однако пока – с 1 июля 2020 года – маркировка обязательна только для табачной продукции, обуви и лекарственных средств. Несоблюдение правил грозит участникам рынка штрафами.
«До 2024 года мы планируем расширить перечень номенклатуры маркируемых товаров. Точные сроки зависят от результата экспериментов в каждой отрасли».
Денис Мантуров
министр промышленности и торговли РФ
«Как показывает практика, когда система уже внедряется, эксперименты доказывают эффективность проекта, все убеждаются в том, что можно и нужно переходить к обязательным требованиям. Это обеспечивает качество и информированность потребителя. А для бюджета это дополнительные налоги», – заявил в сентябре министр.
Каждая пачка сигарет на счету
Система цифровой маркировки призвана снизить количество контрафакта и подделок на рынке. По тем видам продуктов, по которым Правительство уже ввело систему маркировки или планирует сделать это в ближайшее время, доля нелегального оборота очень значительна. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), на рынке минеральной воды она составляет около 30 процентов, в парфюмерии – порядка 60 процентов, или несколько сотен миллиардов рублей в год.
– Из-за огромного объёма контрафакта наша страна уже недополучила более 500 млрд рублей за последний период, – заявил «Октагону» эксперт International Analytical News Agency Роберт Воскеричян.
По оценкам ВШЭ, внедрение маркировки может увеличить ВВП России на 1,2 процента.
Приблизительно 160 млрд рублей может составить косвенный рост доходов государства за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, а прямой рост доходов казны составит более 360 млрд рублей.
По новым правилам товар прослеживается от этапа производства до попадания на полку в магазине и его продажи. На каждый товар производители должны наносить так называемый DataMatrix-код и регистрировать продукцию в системе «Честный ЗНАК». Например, производитель сигарет обязан нанести уникальный DataMatrix-код на каждую пачку. При отгрузке права на все маркированные пачки передаются оптовику, при этом составляется электронный документ, в котором указаны все нанесённые на них коды. При розничной продаже с каждой пачки сканируется код, он отпечатывается на чеке и также передаётся в систему, после чего пачка считается выведенной из оборота. Последние немаркированные сигареты были проданы 30 июня этого года.
Первые результаты работы системы на табачном рынке уже есть. Поступления табачных акцизов в бюджет за восемь месяцев текущего года выросли на 17,5 процента (это около 60 млрд рублей). Что касается доли нелегальных сигарет на рынке, по данным агентства «Бизнес Аналитика Ритейл Трекинг», она сократилась с начала года более чем на 5 процентов – с 15,6 до 10,2 процента. Ноябрьское исследование агентства Nielsen показало ещё большее снижение – до 7 процентов, то есть более чем в два раза по отношению к декабрю прошлого года. Исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов полагает, что уменьшение количества контрафакта может быть связано с введением маркировки:
– Маркировка – хороший инструмент по своей философии. Особенно хорошо он работает на этапе контроля розницы и применительно к крупным компаниям, которые не хотят нарушать закон и готовы к соблюдению новых правил, – заявил он «Октагону».
В результате введения маркировки поступления табачных акцизов в бюджет за восемь месяцев текущего года выросли на 17,5 процента.Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости
В то же время, по его словам, пока не решена окончательно проблема с недобросовестными производителями, которые продолжают подпольно выпускать контрафакт и реализовывать его через точки продаж, готовые закрывать глаза на несоответствие продукции новому регламенту. Существование таких производителей и продавцов, особенно на периферии, пока поддерживается потребительским спросом.
– Если человеку с невысоким уровнем дохода предложить пачку сигарет за 60 рублей или 160 рублей, он, к сожалению, выберет за 60, даже прекрасно понимая, что, если на пачке нет маркировки, это подделка, которая может навредить его здоровью, – пояснил эксперт.
Вероятно, именно этим объясняется пока ещё существующая доля контрафакта на табачном рынке.
Самый чувствительный рынок
Ещё большую опасность, нежели поддельный табак, для здоровья граждан представляют поддельные лекарства.
– Риск для здоровья здесь максимальный – вплоть до летального исхода, – отмечает Роберт Воскеричян.
Только по официальным данным, в России ежегодно выявляется не менее 1 процента фальсифицированных лекарств от общего объёма рынка, превышающего 1,5 трлн рублей. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый препарат на рынках развивающихся стран является фальсифицированным или ненадлежащего качества. Подделки обнаруживались даже среди льготных лекарств для терапии ВИЧ и онкозаболеваний.
«Лекарственный рынок – один из наиболее чувствительных, наряду с рынком продуктов питания, особенно детского, и других детских товаров, в частности игрушек, которые могут оказаться токсичными. Когда человек болеет, он должен иметь гарантию, что он покупает лекарство, а не толчёный мел, расфасованный на подпольной фабрике. Здесь контроль особенно необходим».
Николай Григорьев
член совета Гильдии маркетологов
При этом, по его мнению, нужно работать очень аккуратно, дабы не допускать исчезновения лекарственных средств из-за неготовности участников рынка выполнять новые правила. В этом году противники системы маркировки заговорили о возможном возникновении дефицита из-за её введения. В фармкомпаниях признали, что в определённый период скорость движения препаратов между дистрибьюторами и аптеками возросла, но отметили, что партии лекарств, с которыми возникали сложности, уже разблокированы и доходят до потребителей, маркировка проблем не создаёт.
Этому поспособствовал перевод системы мониторинга движения лекарственных препаратов в уведомительный режим. Он предполагает, что производитель, импортёр или дистрибьютор, подав информацию, но не получив от системы успешного ответа в течение 15 минут, может продолжить операции с лекарствами. Также не нужно ждать никаких подтверждений от поставщика лекарств, что могло замедлять движение препаратов: аптеки и медучреждения могут сразу проводить лекарства через кассы и регистраторы выбытия.
Специалисты Центра развития перспективных технологий заверяют, что маркировка никак не влияет на скорость дохождения продукции до конечного потребителя.Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости
«На данный момент маркировка не является фактором, который влияет на скорость движения лекарств и их доступность», – подтверждают в ЦРПТ.
Риски подорожания и «усовершенствованного» фальсификата
Помимо скорости поступления товаров в продажу, наблюдатели называют ещё один риск – возможный рост цен на маркированную продукцию.
– Маркировка – хороший ход, который позволит снизить количество контрафакта, однако он создаёт угрозу роста цены для покупателя – производители и ретейлеры несут расходы на подключение к системе и попытаются частично заложить их в конечные цены, – говорит управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4you Сергей Лищук.
Между тем из расчётов Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина РФ следует, что маркировка молочной продукции и бутилированной воды не вызовет роста цен, а, наоборот, позволит их сдерживать. Руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова подчеркнула, что эффект сдерживания цен вызван уходом от нелегальной продукции с помощью маркировки: «За счет ухода от нелегальной продукции мы можем регулировать либо смотреть на цены, на их рост. Маркировка не приведет к росту».
Исследование показало, что баланс доходов и затрат компаний и государства в случае замещения незаконной продукции окажется положительным.
По молоку и сухим сливкам баланс составит +800 млн рублей за шесть лет, по сливочному маслу и спредам +65,1 млрд рублей, по бутилированной воде +12,7 млрд рублей. Это те дополнительные доходы, которые получат легальные предприниматели и государство.
«Эффект от маркировки по воде также является положительным, он достигнет 1 млрд 690 млн бутылок в год, – сообщила Рыкова о количестве продукции, которая будет легализована. – И, что более важно, это ещё и качество минеральной воды, которое очень важно для потребителя».
Николай Григорьев отмечает, что небольшой рост цен возможен, однако не считает его существенным:
– Я бы не стал драматизировать ситуацию. Это психология. Мы привыкли пристёгиваться, привыкли пропускать пешеходов на «зебре». Покупка чуть более дорогого, но гарантированно качественного товара также должна войти в привычку у россиян.
– Маркировка не является фактором, который приводит к дополнительному росту цен для потребителей. Инвестиции в маркировку размываются по всей товарной цепи и компенсируются для участников оборота дополнительными доходами, которые они получают в результате снижения нелегального оборота и увеличивающейся доли рынка добросовестных предпринимателей. Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, она не стала причиной подорожания товаров, – заявил замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
По результатам опроса ВЦИОМ, около половины потребителей готовы платить дополнительно за гарантию подлинности и качества товаров.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
К слову, опросы показывают, что большинство российских граждан поддерживают новую систему. Согласно данным ВЦИОМ, около половины потребителей даже готовы платить дополнительно до 10 процентов к стоимости продуктов питания, лекарств, одежды и обуви, техники и электроники и других товаров за гарантию подлинности и качества. По данным исследования, 43 процента опрошенных сталкивались с проблемой нелегальной продукции: 21 процент её покупал, ещё 22 процента видели в продаже. При этом большинство – 73 процента граждан – положительно относятся к инициативе маркировки. 55 процентов респондентов считают, что в первую очередь необходимо маркировать медикаменты и медицинские товары, 47 процентов выступают за маркировку продуктов питания, 23 процента – молочной продукции, 18 процентов – детских товаров.
Эксперты не исключают того, что «изобретательные» недобросовестные производители попытаются найти обход нового закона, однако полагают, что им придётся непросто.
– Жулики – люди креативные, поэтому попытки найти способы обойти препятствия всегда будут. Но тотальный цифровой след будет позволять выходить на точку нарушения, – заключает Николай Григорьев.