Минфин пообещал не вводить дополнительных налоговых обременений в случае ухудшения ситуации с доходами бюджета. «Надо немного сбавить пыл», – заявил глава ведомства Антон Силуанов. И заявление небезосновательно: пока коронавирус подсовывал человечеству новые опасные штаммы, российское Правительство придумывало новые способы собрать с населения больше денег. В том, как изменится налоговая политика со следующего года, разобрался «Октагон».
Чиновников российского Минфина всегда раздражало, что у каждого россиянина остаётся возможность получать серьёзный доход, не платя в бюджет ни копейки – посредством банковского депозита. Сперва законодательными поправками был ограничен необлагаемый подоходным налогом доход: если банк обещал клиенту процентную ставку на 5 процентных пунктов выше ключевой ставки Центробанка, то таким доходом приходилось делиться с государством.
А со следующего года граждане будут обязаны платить НДФЛ с любой банковской прибыли, если общая сумма депозитов составляет более 1 млн рублей. Схема уплаты этого налога весьма заковыристая. Для начала определяется сумма, которая будет официально освобождена от налога, – это 1 млн рублей, умноженный на ключевую ставку ЦБ на 1 января 2021 в размере 4,25 процента годовых. То есть если со всех своих вкладов вы получите доход менее 42,5 тыс. рублей, то никакого налога платить не нужно. Со всего, что превышает эту сумму, придётся заплатить НДФЛ по ставке 13 процентов. Если общий доход с банковских депозитов превысит 5 млн рублей, ставка увеличивается до 15 процентов.
Сейчас практически с любых доходов все налоги за гражданина платит налоговый агент (работодатель, банк и так далее), а не он сам. Однако подоходный налог с депозитов не будет взыскан автоматически.
Искомую сумму налоговая служба рассчитает самостоятельно и пришлёт в обычном уведомлении почти год спустя, вместе с налогами на недвижимость и автомобиль.
И хотя полученные от банка деньги гражданин в ожидании квитанции может полностью потратить, рассчитаться с государством надо будет до 2 декабря следующего года.
Такая замысловатая система понадобилась для того, чтобы, во-первых, граждане не дробили вклады в разных банках, дабы не платить налог, а во-вторых, чтобы у налоговой службы был автоматический доступ к любым вашим банковским счетам. Это задел на будущее, позволяющий контролировать как доходы, так и расходы любого жителя России. Первые пробные прецеденты уже есть, и «Октагон» писал о них.
Повышение налогов в России обычно начинается с разговоров о том, что кое-какие сборы несправедливы и надо их вовсе отменить. Так было и в этот раз: сперва в Госдуме и Минфине возникла дискуссия об отмене подоходного налога с минимальных зарплат. Мол, почти 5 миллионов россиян получают копейки да ещё и 13 процентов с них в бюджет платят – безобразие! И вместо того чтобы высказаться за повышение людям заработка, депутаты и эксперты предложили отменить налог с минимальной зарплаты, одновременно повысив его для более обеспеченных россиян.
Российское Правительство согласилось с этими инициативами, но отменять налог на «минималку» никто и не думал (да это и невозможно при текущих межбюджетных отношениях). Зато для тех, кто зарабатывает более 5 млн рублей в год, ставку НДФЛ подняли до 15 процентов. Свою лепту в обсуждение вопроса внёс и президент Владимир Путин, который предложил сделать этот налог адресным, направленным исключительно на лечение страдающих редкими заболеваниями детей.
Правительство также согласилось с этим предложением, однако поручение президента не выполнило: поступающие за счёт дополнительного налога средства не будут специальным образом «окрашены», как того хотел Путин.
Просто деньги на помощь детям, больным орфанными заболеваниями, были запланированы отдельной строкой в бюджете (по 40 млрд рублей ежегодно). То есть налог повысили, а выделить через три года дополнительные средства на лечение вполне могут и забыть.
В основном официальные зарплаты свыше 5 млн рублей в год получают российские чиновники. И, как правило, все налоги с их доходов им компенсируют за счёт бюджета того или иного ведомства, где они работают. Так что налог «на богатых» скорее можно было бы назвать налогом с чиновников. Но поскольку чиновники сами платить этот налог не будут, то более правильно было бы сказать: «Ещё один налог на российский народ».
Впрочем, Правительство залезет и в карман обычных россиян, в первую очередь – курильщиков. Со следующего года пачка сигарет подорожает в среднем на 20 рублей за счёт внепланового увеличения акцизов – сразу на 20 процентов. Таким нехитрым способом они пополнят бюджет на 70 млрд рублей. Как правило, такая мера преподносится как способ борьбы с курением – мол, чем дороже пачка, тем меньше хочется. Однако Минфин не скрывает, что повышение акцизов нужно для «выполнения социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии».
Ещё один скрытый источник доходов, который во многих регионах становится весьма ощутимым, – штрафы. В середине года Минюст планировал значительно увеличить все административные взыскания под видом принятия новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Но был разоблачён и на время ушёл в тень. Зато Госдума уже на последних заседаниях в декабре оперативно утвердила новые санкции – штрафы за клевету в интернете.
Сейчас одним из квалифицированных составов статьи 128.1 УК РФ «Клевета» предусматривается уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации.
С нового года в кодексе появится положение, в соответствии с которым устанавливается ответственность за клевету, совершённую публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределённых.
Штраф за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, составит до 200 тыс. рублей. Штраф за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ либо совершённое публично с использованием интернета, – до 700 тыс. рублей.
Повышаются налоги и для предпринимателей. Для металлургов и химиков налог на добычу полезных ископаемых увеличивается сразу в три с половиной раза. Идея выдвигалась ещё в 2017 году тогдашним помощником президента, а ныне первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Он предлагал изъять у металлургических и химических компаний сверхдоходы – дополнительную прибыль, которая образовалась «благодаря рыночной конъюнктуре» и не зависит от действий руководства организаций. Основным доводом Белоусова было то, что хотя металлурги и химики являются сырьевиками, они платят меньше налогов, чем нефтяники – в среднем, по его расчётам, 7 процентов против 28 процентов в нефтяной отрасли. При этом только в 2017 году они получили 1,5 трлн рублей прибыли. Белоусов предлагал изъять у сырьевых экспортёров 513 млрд рублей и благодаря этой мере не повышать НДС для всей России.
Однако из-за утечки этой информации в СМИ металлурги и химики смогли быстро мобилизоваться, и в результате было принято другое решение – повысить НДС на два процентных пункта с 2019 года. После такой непопулярной меры министр финансов Антон Силуанов публично пообещал, что уж теперь-то в течение шести лет налоговый режим точно меняться не будет. Продержалось это обещание менее двух лет.
По расчётам Силуанова, повышение налогов принесёт российскому бюджету относительно скромные 56 млрд рублей в 2021 году. В первую очередь нововведение коснётся производителей удобрений, таких как «ФосАгро», «ЕвроХим», «Уралкалий», а также металлургических комбинатов РУСАЛ, «Норникель» и НЛМК.