- Ельцин Центр привёл в уральские школы иноагентов
- Как иностранные агенты пытаются отстоять свои права
- США отказали в иммиграции автору расследований о Путине
- Украинский земляк и тёзка Навального дружит с представителями USAID
Силовики начали новый раунд борьбы с иностранным политическим влиянием в России. В ходе оперативно-разыскных мероприятий они нашли в екатеринбургском отделении «Мемориала»* (организация включена в реестр иноагентов) запрещённую литературу. На очереди – сотрудничающие с двумя зарубежными фондами лица и структуры, специализирующиеся на работе с журналистами и наркозависимыми гражданами. Чтобы обойти законодательство об иноагентах, они разработали серые схемы, позволяющие им поддерживать финансовые и иные связи с западными кураторами.
Для активизации расследования работы «Мемориала»* был выбран символический день. 23 июня в Ельцин Центре открылась XIV Международная научная конференция «История сталинизма», соорганизаторами которой выступают представители входящих в него структур.
«Мемориал»* представляет собой широкую сеть российских общественных организаций, специализирующихся на исследовании политических репрессий и десталинизации. Наиболее известной из них является Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»*, которое одним из первых в стране в 2014 году было включено в реестр иностранных агентов.
В декабре 2021 года международный «Мемориал»* был ликвидирован за неисполнение требований законодательства, однако другие родственные этому международному обществу структуры продолжили свою работу.
В их числе находятся признанные иноагентами «Информационно-просветительский центр “Мемориал”»* и «Екатеринбургское общество “Мемориал”»*. Последнее также известно как «Уральский “Мемориал”»*. В его офисах 23 июня силовики провели оперативно-рызыскные мероприятия, в ходе которых проверялась информация о наличии запрещённой литературы.
Как сообщил «Октагону» источник в силовых структурах, правоохранителей интересует не только наличие в «Уральском “Мемориале”»* экстремистских книг. Они также обладают оперативными данными о продолжающемся сотрудничестве этой организации с «Национальным фондом в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy, NED)** (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры РФ). Фонд был создан в США в 1983 году при президенте Рональде Рейгане. Он связан с ЦРУ и финансируется преимущественно конгрессом США в рамках бюджета агентства США по международному развитию.
На официальном сайте NED** говорится о том, что главной целью этого фонда является «развитие и укрепление демократических институтов во всём мире», для реализации чего ежегодно выделяется более 2 тыс. грантов для поддержки проектов зарубежных неправительственных групп в более чем ста странах.
В 2015 году «Национальный фонд в поддержку демократии»** был внесён в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. Однако новый статус не привёл к сворачиванию его работы. Только в 2019 году на проекты NED** в России было направлено около 1 млн долларов. 650 тыс. долларов из этой суммы пошли на «развитие потенциала российских активистов», включая поддержку их работы «по решению системных проблем на местном уровне». Помимо этого, финансировались проекты, направленные на создание «независимых новостных и аналитических материалов» в России.
Средства также предоставлялись на «просвещение» российских педагогов и молодёжи о роли политических репрессий в истории и поощрение десталинизации.
Бывший руководитель «Информационно-просветительского центра “Мемориал”»* Анна Пастухова не скрывала сотрудничество с NED**. В интервью средствам массовой информации (СМИ) в конце 2020 года она рассказала, что американский фонд официально финансировал деятельность её организации вплоть до ухода из России: «NED** – это государственный фонд, самый что ни на есть Госдеп, но он абсолютно не вмешивался в нашу работу. Мы отчитывались перед ними только за целевое использование средств, а не за то, в каком направлении нам плыть».
По информации источника «Октагона», зарубежное финансирование оставшихся в России НКО и общественных объединений – иноагентов после ухода NED** не прекратилось, просто приобрело завуалированную и неофициальную форму.
Самым простым способом скрыть денежные переводы стало использование в ходе трансграничных трансакций номинальных физических лиц. Отправителем банковского платежа в этом случае является рядовой зарубежный резидент, а получателем – не связанный с иноагентами гражданин РФ. Кому затем последний передаёт обналиченный перевод, выяснить бывает довольно сложно, несмотря на все усилия Росфинмониторинга.
Второй путь предусматривает выезд представителей иноагентов за границу, на территорию третьих стран, где они получают наличные средства. По словам источника «Октагона», им пользовалась бывший руководитель «Информационно-просветительского центра “Мемориал”»* Анна Пастухова.
По неофициальным данным, во время одной из встреч с кураторами в Турции она заразилась COVID-19, от которого впоследствии умерла в мае 2021 года.
Третий вариант представляет собой ввоз номиналами на территорию РФ зарубежных банковских карт и чеков American Express. Такой способ потерял свою актуальность весной этого года после введения новых пакетов санкций против российских банков.
Четвёртый метод – визит на территорию России официального или неформального представителя зарубежного фонда, в ходе которого он личной банковской картой оплачивает покупку предназначающейся организации-иноагенту аппаратуры или предоставление услуг.
Последним путём пошел Фонд имени Фридриха Эберта (FES), связанный с Социал-демократической партией Германии. Он стал широко известен в 2017 году, когда выступил спонсором поездки российских школьников в Берлин. В ходе выступления в Бундестаге гимназист из Нового Уренгоя Николай Десятниченко назвал солдат Вермахта «невинно погибшими» во время Второй мировой войны. Речь подростка вызвала резонанс в российских и иностранных СМИ, увидевших в ней признаки оправдания фашизма.
В ноябре 2021 года руководитель российского представительства Фонда имени Фридриха Эберта Пеер Тешендорф, находясь в Екатеринбурге, оплатил одному из отелей проживание участников «Фестиваля локальных медиа». В числе спикеров этого мероприятия были психолог Андрей Пентин и оппозиционный политик Юлия Галямина. Среди 34 участников фестиваля были замечены активисты команды Алексея Навального*** (лицо признано экстремистским и запрещено в России), общественного сетевого движения «Открытая Россия»** (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры РФ) и КПРФ.
По данным источников «Октагона», оплата была произведена тремя трансакциями на общую сумму 336 250 рублей.
В это же время между Фондом имени Фридриха Эберта и Ельцин Центром был заключён договор на оказание экскурсионных услуг.
– Фонд имени Фридриха Эберта имеет интересы в сфере подготовки ориентированных прозападно журналистов. В ходе фестиваля помимо проведения традиционных для журналистской сферы мастер-классов проходили тренинги по организации интернет-трансляций во время массовых протестных акций, по повышению влиятельности местных СМИ, – пояснил источник «Октагона» в разговоре.
В апреле этого года российское представительство Фонда имени Фридриха Эберта было закрыто в связи с нарушением законодательства РФ. Однако уход фонда не означает прекращение финансирования ранее начатых совместно с российскими организациями проектов, бенефициары которых ещё выясняются.
О продолжении сотрудничества иноагентов с западными кураторами по одной из перечисленных выше схем может свидетельствовать деятельность екатеринбургского активиста «Мемориала»* Анатолия Свечникова, проводившего до недавнего времени ежемесячную акцию «Стратегия-6», которая стартовала в 2013 году и с тех пор проходила в формате митингов и пикетов шестого числа каждого месяца в память о разгоне 6 мая 2012 года шествия на Болотной площади в Москве.
27 февраля 2022 года Свечников был задержан сотрудниками полиции во время несанкционированного публичного мероприятия, посвящённого памяти Бориса Немцова. Собеседник «Октагона» отмечает, что первым делом после направления в отдел полиции Свечников дал единомышленникам указание подготовить отчёт о проведении акции и иной работы для некоего Павла. Это имя фигурирует также в грантовой заявке, которую ранее подавали представители «Уральского “Мемориала”»* в NED**. Последний документ называется «Предложение для Павла».
Авторы заявки предлагали реализовать в 2021–2022 годах проект «Пространство памяти и свободы» и поясняли, что он посвящён в том числе «гражданской самозащите»:
«На фоне социального брожения в обществе и роста гражданской активности, а также ожесточённого противодействия этому властей всё больше востребованы наши усилия по информированию о правах человека и конституционных свободах, а также по защите гражданами этих прав в судах».
В апреле встал вопрос о согласовании нового гранта на 2022–2023 годы. В этом месяце при участии Свечникова был организован обучающий тренинг, на котором выступала спикер от медиапроекта «ОВД-Инфо»* (организация внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) Александра Крыленкова – бывший сотрудник «Правозащитного центра “Мемориал”»*, специализирующийся на организации и проведении публичных протестов. На видеозаписи, размещённой в YouTube, тренер указывает на слишком малое число участников акций в Екатеринбурге и отмечает надлежащий масштаб таких акций в Москве и Санкт-Петербурге.
В ходе тренинга Александра Крыленкова также дала следующую рекомендацию:
«Психологически готовить активистов путём регулярного задействования в мероприятиях, поскольку длительный перерыв не позволяет сформировать костяк единомышленников».
«Уральский “Мемориал”»* не оставляет попыток наладить взаимоотношения с властью с перспективой получения госфинансирования. С этой целью его представители привлекают к участию в своих мероприятиях уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяну Мерзлякову. Одной из главных точек опоры «Мемориала»* остаётся Ельцин Центр, представители которого принимают участие в открывшейся 23 июня в Ельцин Центре XIV Международной научной конференции «История сталинизма».
В грантовых заявках «Уральского “Мемориала”»* говорится: «Мы по-прежнему уверены в тесном сотрудничестве с нами Ельцин Центра, который уже объявил летнюю ежегодную конференцию по истории сталинизма, в которой пригласил принять участие и нас».
Маскирует свою работу под социальную деятельность и базирующийся в Канаде Фонд Роберта Карра. Его представительство до сих пор работает в России. Сотрудники фонда оказывают помощь наркозависимым людям. Они руководствуются западным подходом – не избавлять больных от наркотической зависимости, а проводить заместительную терапию, переводя их на более лёгкие препараты. Одним из инструментов влияния фонда также стали отчёты, в которых Россия традиционно занимает одну из последних строк в рейтинге стран по работе в этой сфере.
Главный врач Свердловской областной наркологической больницы Антон Поддубный пояснил «Октагону», что заместительная терапия запрещена в России.
«Этот вид терапии привязывает наркозависимого человека к определённым времени и месту, где он получает препарат. С клинической точки зрения это не лечение. Российская медицина в этом случае стремится к тому, чтобы помочь вернуть человека в общество, чтобы он дальше платил налоги».
Антон Поддубный
главный врач Свердловской областной наркологической больницы
На официальном сайте Фонда Роберта Карра говорится о том, что помимо оказания помощи наркоманам и больным ВИЧ-инфекцией у него есть ещё три направления деятельности: защита и продвижение прав человека, мобилизация и мониторинг национального и международного финансирования прав человека и здоровья, наращивание потенциала гражданского общества и общественных сетей.
Сотрудничающий с «Мемориалом»* социолог, руководитель «Левада-центра»* (организация внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) Лев Гудков пояснил в разговоре с «Октагоном», что в сложившихся в России условиях общественным организациям крайне сложно отказаться от зарубежного финансирования и собирать средства внутри страны.
– Сократились все внутрироссийские источники поддержки гражданского общества. Бизнес под угрозой его ликвидации боится делать в такие проекты даже разовые вложения. Один из примеров – бизнесмен Сергей Петров, который был вынужден уехать из страны. Также могу сослаться на опыт работы «Левада-центра»* со Сбербанком. Она продолжалась до момента, пока Греф не сказал, что политические риски работы с иноагентом для банка слишком велики, хотя речь шла исключительно о научной деятельности.
Гудков подчеркнул, что исследовательские проекты «Мемориала»* требуют значительных финансовых средств.
Без них речь может идти или о закрытии сети организаций, или о её переводе в режим «самиздата».
При этом, по словам собеседника «Октагона», возможность оказания помощи со стороны зарубежных фондов также сокращается. В текущей геополитической ситуации получить от них финансирование становится всё сложнее.
– Нас ждут очень тяжёлые времена. Сложно сказать, в какой степени альтруизм и самосознание могут стать единственной основой для общественной работы. Сегодня ситуация всё больше напоминает 1983 год, когда с приходом к власти Андропова было разгромлено большинство диссидентских организаций. Учитывая новые обсуждающиеся шаги, в том числе вводящие понятие лица, аффилированного с иноагентом, дальше может стать ещё сложнее.
* Организация внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
** Организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры РФ.
*** Лицо признано экстремистским и запрещено в России.