Из длинных новогодних праздников страна выходит, конечно, не с теми ощущениями, с которыми в них входила. Ведь если в ушедшем году величина прожиточного минимума в РФ, по данным Минтруда, составляла всего 11 301 рубль, то в наступившем этот показатель вырос до 11 653 рублей. Как шутят по этому поводу оптимистично настроенные россияне, жизнь в 2021 году обещает быть на 352 рубля лучше. На самом же деле такое впечатление, что власть своими тренировочными да пристрелочными решениями пока только примеривается к большому повороту в социальной политике, без которого никак уже не обойтись в наступившем году. Делать его предстоит команде Мишустина, который через пару дней отметит год своего премьерства.
Государство вступило в этот новый для себя год с солидными запасами резервов и политической устойчивости, несмотря на все разговоры о турбулентности и рисках вынужденных перемен. Чего точно не будет в этом 12-месячном сезоне, так это принятых сверху решений под давлением снизу или извне, потому что защитный панцирь на систему российской государственности уже надет, и стрелы даже с самыми хитрыми наконечниками его не пробивают. Но это совсем не значит, что внутри крепости можно ничего не менять, законсервировать и держаться до лучших времён или благоприятного изменения конъюнктуры. Незадолго до новогодних праздников президент поставил задачу «вытаскивать людей из трущоб» – и эта яркая формулировка уже трактуется гораздо шире профильных задач по улучшению жилищных условий граждан, автоматически распространяясь на все аспекты социально-экономической политики.
Растущая бедность становится пороком власти, которой пока не удаётся предложить действенных мер по преодолению кризиса, вызванного затянувшейся пандемией и проблемами в экономике. Антикризисные планы, которые долго формировались и обсуждались в ушедшем году, не стали переломными и осязаемыми проектами, с которыми страна могла бы связать хоть какое-то улучшение жизни или хотя бы надежду на грядущий подъём. Пока что процесс выживания значительной части населения является автономным и никак не связанным с тем, что предпринимает власть. Государевы финансисты ломают головы над тем, как всё-таки в таких условиях оживить снизившийся потребительский спрос и тем самым дать толчок экономике, но при этом задача осложняется скудностью инвестиций в народосбережение и отсутствием у граждан иных возможностей пополнить свои опустевшие кошельки.
Новый год преподнёс неожиданный статистический сюрприз, по которому россияне хоть и стали прижимистее и беднее, но в 1,6 раза увеличили траты на покупку валенок. Страна на ходу переобувается ввиду усложнившихся условий быта и возвращения привычной морозной и снежной зимы, которая в этом году будто пытается отыграться за прошлогодний бесснежный и аномальный сезон. Валенки – сакральная разновидность российской амуниции, именно валенками в белоснежных полях под Москвой была протоптана дорога к Победе. В нынешний период ожесточённых боёв с пандемией и прочими напастями возвращение к валенкам служит сигналом о готовности страны выстоять и преодолеть невзгоды. Но если фронты укомплектованы и приведены в состояние боеготовности, то российский тыл явно нуждается в подмоге и полевых кухнях из бюджетных и резервных закромов. Снизу ждут от власти таких решений, выслушав которые, страна забыла бы про остатки новогодне-рождественских оливье и воспряла бы духом, поверив в то, что перелом и лучшие времена близки как никогда.
Буквально через считанные дни исполнится ровно год премьерству Михаила Мишустина, которому по справедливости полагалось бы этот тяжёлый годичный цикл зачесть сразу за два. Едва ли Михаил Владимирович, заступая на этот пост в середине прошлого января, мог предполагать, через какие испытания придётся пройти, с какими проблемами столкнуться, каков будет счёт потерям и что считать за ориентиры роста. Сделанное им ещё несколько месяцев назад признание в том, что экономика прошла по краю, столь же откровенно в открывшейся печальной картине, сколь и оптимистично, потому что от показателей дна всё-таки удалось отскочить и удержать систему в равновесии.
Мишустин как президентский полпред на социально-экономическом фронте был в этот год и справедливо ругаемым, но и по заслугам же уважаемым за то, что не опустил руки и сумел вырулить из критической ситуации. Начало второго года службы Михаила Мишустина серьёзно меняет его положение в представлении граждан, привыкших к тому, что по былым армейским понятиям премьер теперь хоть ещё и не совсем старослужащий и тем более не дед и не дембель, но уже полноправный черпак. А значит, спрос с председателя Правительства будет куда выше, чем прежде.
Подшить стране валенки, добавив прочности той платформе, которую Мишустин с Правительством уже частично выстроили в истекший антикризисный период, не единственная задача премьера и исполнительной власти в 2021 году. Главное, что предстоит правительственной команде, а в её лице – и государству, так это сделать так, чтобы граждане получили передышку в бесконечной борьбе за выживание и возможность настроиться на одну с властью волну, потому что вразнотык далее идти нельзя.