Контракт на поставку электроэнергии из Приднестровья в Молдову перезаключается каждый год. Молдавская ГРЭС осталась в непризнанной республике и сейчас работает в четверть своей мощности в 2520 МВт. Девять из двенадцати незадействованных энергоблоков законсервированы, но их без особых трудностей можно снова ввести в строй. Например, если потребуется майнить криптовалюту. А именно такие планы вынашивает сын бывшего генпрокурора России.
Непризнанное Приднестровье полностью снабжает Молдову электричеством. На территории республики расположены три электростанции: Дубоссарская ГЭС, Молдавская ГРЭС и когенерационная «Тиротекс-Энерго», принадлежащая холдингу «Шериф». Самая мощная из них – Молдавская ГРЭС. Избыток мощностей привлёк инвесторов из России.
Власти непризнанной республики решили не делиться дешевыми энергоресурсами.
В сентябре 2017 сын тогда ещё генпрокурора Российской Федерации Игорь Чайка приезжает в непризнанное, находящееся на периферии политических интересов России Приднестровье. Тирасполь встречает Игоря Чайку как официального главу российской бизнес-делегации, члена генсовета общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Игорь Чайка обсуждает с приднестровскими властями возможности криптовалютного бизнеса. И на левом берегу Днестра очень скоро – уже в январе 2018-го – принимают закон «О развитии информационных блокчейн-технологий». В интервью «Коммерсанту» президент ПМР Вадим Красносельский говорит, что Приднестровье ожидает российских инвесторов и готово предоставить самые выгодные условия.
Приднестровские СМИ даже цитируют поздравительную телеграмму Чайке по случаю дня рождения, подписанную самим президентом ПМР, который пожелал Игорю Чайке «новых созидательных успехов в работе, крепкого здоровья и неиссякаемой энергии».
Стеллажи с фермами для майнинга криптовалютФото: Алексей Даничев/РИА Новости
Для «копания» биткоинов Чайка рассматривал не только Приднестровье, но и Иркутскую область. Однако ПМР оказалась выгоднее. Идея майнинга криптовалюты в непризнанной ПМР родилась ещё в бытность президентом Евгения Шевчука. Была подхвачена при его сменщике Вадиме Красносельском.
Легко представить, чем так привлекла Игоря Чайку электростанция, когда-то целиком снабжавшая юго-запад бывшего СССР и отчасти Румынию и Болгарию. Газ для Молдавской ГРЭС практически дармовой, как и для всего Приднестровья. Население платит за кубометр голубого топлива 80 местных копеек (3,2 российских рубля), предприятия – немного больше, но на счёт «Газпрома» эти деньги всё равно не поступают. Москва записывает все долги на счёт Кишинёва, а руководство Приднестровья эта ситуация весьма устраивает.
Подвёл Китай
Приднестровская Молдавская Республика – непризнанное государство, зажатое между Молдовой и Украиной. На первый взгляд, не самое удачное место для размещения бизнеса. Но для майнинга весьма подходящее. Отсутствие у ПМР статуса субъекта международного права нисколько не мешает республике торговать и с Западом, и с Россией, ведь у Приднестровья льготный режим торговли с обеими сторонами.
Есть и минусы. Самый серьёзный – двойное налогообложение. Местные предприятия-экспортёры вынуждены отчислять средства в приднестровский и молдавский бюджеты. Иначе на внешние рынки им не пробиться. К этому стоит добавить и неурегулированность отношений с Кишинёвом.
Планы майнингового бизнеса Чайки в ПМР натолкнулись в 2018 году на непредвиденную проблему – китайские поставщики не смогли обеспечить необходимое количество оборудования. Возникшее в этот же период охлаждение отношений между Москвой и Тирасполем тоже не способствовало безоблачному развитию криптовалютной кузницы.
Одновременно с этим Москва ясно дала понять, что желание Игоря Чайки и холдинга «Шериф», основного бенефициара независимости Приднестровья, сгенерировать маржу на бесплатном энергоресурсе, щедро льющемся на берег Днестра из российской трубы, не приветствуется.
В 2019 году была окончательно сформулирована позиция России: ПМР – это часть Молдавии, требующая особого статуса. С российскими войсками на территории, но часть Молдавии. В связи с этим риски финансовых вливаний в серую во всех смыслах зону многократно возросли.
Компенсация мусором
Майнинговые фермы – действительно выгодное предприятие для руководителей непризнанной республики.
Под шум и рассказ о российских инвестициях в ПМР принимают необходимые законы, ввозят майнинговое оборудование, а дальше подробное освещение этой истории сходит на нет.
По всей вероятности, майнинг в Приднестровье у Игоря Чайки слегка завис неслучайно. Используя статус и лицо крупного российского бизнесмена, в Приднестровье предпочли заниматься криптовалютой самостоятельно. Впрочем, возможно, Чайка просто не смог договориться с приднестровскими властями по доле в бизнесе.
Потерпев поражение на майнинговом фронте, Чайка не отказывается от достигнутого оперативного успеха в ходе «Тираспольско-Кишинёвской операции», и на смену крипте пришёл мусор.
Сегодня брат президента Молдавии Игоря Додона Александр – крупный партнёр Чайки в девелоперском бизнесе в России, совместно они реализуют проект по утилизации отходов в Молдавии. Для этого в конце 2019 года спешно был принят нужный закон, сейчас идёт поиск бэушного мусоросжигательного завода в Европе, благо там от такого способа утилизации отказываются.
Лакомым куском является утилизация вооружений 14-й армии, хранящихся на складе в приднестровском селе Колбасна. Планы озвучил Сергей Шойгу во время своего визита в Молдавию в 2019 году. Это крупнейший арсенал в Европе, вывоз которого в Россию невозможен по политическим (Украина) и техническим (часть боеприпасов нетранспортабельна из-за возраста) причинам. В ликвидации этих складов заинтересованы все – и РФ, и ЕС, и США, поэтому за ценой никто не постоит.
Ящики с боеприпасами Российской армии на складе. Приднестровье, 1999 годФото: Данилюшин Александр/Фотохроника ТАСС
Таким образом, заглянув в Приднестровье за таинственными криптоденьгами, Игорь Чайка может получить доход на более интересном направлении.
Цели у Игоря Чайки в Молдавии далеко идущие. Во всяком случае, отношения с действующим молдавским президентом Додоном у Игоря Юрьевича носят стратегический характер. Недавно сын российского экс-генпрокурора сообщил о намерении участвовать в реставрации дома-музея А. С. Пушкина в Кишинёве.
И тут совершенно логичным выглядит открещивание от олигархического руководства непризнанной республикой, известной безвозвратными «потерями» газовых выплат.
Тирасполь