Верные ордынцы нового премьера

Верные ордынцы нового премьера

Политика 07 апреля 2020 Фарит Гатауллин

Чего ждать от строительного тандема Хуснуллин – Файзуллин в российском правительстве? Как минимум штабной дисциплины.

Главное для татарина – чтобы у себя было лучше, чем у соседа. Из-за этого жители татарских деревень соревнуются в красоте фасада или высоте забора. Похожего принципа придерживаются и власти республики, которые готовы браться за любые федеральные программы и проекты, лишь бы затащить кусок бюджетного пирога в Татарстан.

Эффективнее такая стратегия работает, если свои люди работают в федеральном центре и участвуют в распределении ресурсов.

Ещё в начале нулевых московские интеллектуалы, наблюдая за успешным освоением федеральных денег Татарстаном (время старта первого бюджетного мегапроекта 1000-летия Казани), говорили, что неплохо бы призвать татар на обустройство всей страны.

Казань. Вид на город с северного берега реки КазанкиКазань. Вид на город с северного берега реки КазанкиФото: Горшков Игорь/Фотобанк Лори

В русской истории существовало целое явление – «служилые татары», которые даже имели своё государство – «Касимовское царство». До последнего времени «татары» жили по принципу, который озвучил когда-то Минтимер Шаймиев, – «где родился, там и пригодился». Отчасти Татарстан делился своими кадрами и наработками, но после январского послания ВладимираПутина и прихода сменившего ДмитрияМедведева технократа Михаила Мишустина кадровый призыв из Татарстана приобрёл заметные масштабы. Дан старт проекту «Служилые татары. 2.0».

Чиновники из Казани переходят в структуры, курирующие спорт, строительство, цифровизацию. В «цифре» рулевым стал нижегородский татарин Максум Шадаев. «Ордынцы» не впервые становятся во главе Минцифры: в 2012 году именно выходец из Казани Николай Никифоров стал министром связи и массовых коммуникаций России.

Интерес вызвал переход вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина в правительство Мишустина на должность вице-премьера, курирующего строительную отрасль.

Не успел Хуснуллин обосноваться в Белом доме, как сразу пробивает назначение в правительство своего давнего соратника, министра строительства Татарстана Ирека Файзуллина. Файзуллин назначен первым заместителем министра строительства России. Попытаемся разобраться, почему татарстанцы получили такой карт-бланш.

Звёздный час министра

14 сентября 2010 года министр строительства Татарстана Марат Хуснуллин стал последним докладчиком на собрании единороссов Приволжского федерального округа.

Марат Хуснуллин и мэр Москвы Сергей Собянин (на переднем плане слева направо)Марат Хуснуллин и мэр Москвы Сергей Собянин (на переднем плане слева направо)Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Затянувшееся мероприятие изрядно утомило премьер-министра Владимира Путина, и, казалось, премьер завершит встречу, не заслушав казанца. «Я хотел обсудить вопросы, как мы сможем решить проблему строительства одного квадратного метра на одного человека. Мы активно обсуждали этот вопрос на партийных активах», – чёткий и уверенный тон заставил Путина присмотреться к докладчику. Он внимательно слушал и иногда что-то записывал. В Казани репортаж о собрании выходит под заголовком «Заберёт ли Путин в Москву Марата Хуснуллина?».

Спустя два месяца Марат Хуснуллин оказывается в Москве. Параллельно стремительно развивается разлад между Медведевым и Лужковым, в октябре столица получает нового градоначальника – Сергея Собянина.

Новому мэру нужны люди, не связанные со старой командой, и тут кто-то вовремя вспоминает про нижегородские записи Владимира Путина. Разгребать лужковские авгиевы конюшни в стройкомплексе приходится Марату Хуснуллину.

18 ноября 2010 года Хуснуллин поначалу назначен руководителем департамента городского строительства города Москвы, а через две недели он уже «начальник московских строек», новый вице-мэр по вопросам градостроительной политики и строительства.

Через казни к звёздам

Вместе с Хуснуллиным из Казани в Москву начали перебираться представители татарстанского стройкомплекса. На руководящих постах в столице насчитывалось более полусотни казанцев. Вместе с «татарским десантом» перекочевала в Москву и их управленческая модель: электронный документооборот, видеоконференции, создание государственных мегазаказчиков, внедрение типового проектирования. А ещё самое любимое слово из лексикона строительных чиновников Татарстана – «штабы». Послушайте Хуснуллина на докладах у президента: без этого термина никак.

«На Совете по местному самоуправлению мы обратились к вам с предложением создать координирующий орган в виде штаба для реализации нацпроекта в области строительства. В ежедневном режиме работаем в рабочем порядке, раз в неделю собираемся на селекторное совещание. Огромное количество вопросов. Сократили время принятия решений и обмена информацией. Главный вопрос – кому что мешает сегодня реализовывать нацпроекты. Несколько десятков вопросов на каждом селекторном совещании».

Марат Хуснуллин – Владимиру Путину | 2 марта 2020 года Марат Хуснуллин – Владимиру Путину
2 марта 2020 года

Говорят, в Казани поначалу не обрадовались скорому отъезду Хуснуллина. Злые языки утверждали, что министр не спросил разрешения у Минниханова. Сам Рустам Минниханов на совещании как-то обмолвился, что отъезд Хуснуллина стал для него неприятным сюрпризом.

За 27 дней до конца 2011 года в Татарстане зависла сдача более 300 тысяч квадратов жилья. План по вводу был на грани срыва. Совещание 4 декабря 2010 года запомнилось многим. Досталось и новому министру Иреку Файзуллину, и тогдашнему главе жилищного фонда Талгату Абдуллину, и мэру Казани Ильсуру Метшину. «Я пока не знаю, как вас казнить», – сказал Минниханов.

Стадион «Казань арена»Стадион «Казань арена»Фото: FotograFF/Фотобанк Лори

В результате «кадровых казней» кресло потерял заместитель руководителя исполкома Казани Эмиль Хуснутдинов, несколько директоров компаний-застройщиков, кто-то попал под уголовные дела. На отладку модели управления ушли год-два. Сегодня все стройки контролируются в режиме реального времени, госмашина даёт минимум сбоев и позволяет реализовать в Татарстане все мегапроекты. На счету Универсиада, чемпионат по водным видам спорта, WorldSkills. Как признавался в интервью Файзуллин, при такой схеме настоящий министр строительства в Татарстане – это Минниханов, а он – его первый зам. Вполне может быть, что и тандем Хуснуллина и Файзуллина будет работать по таким лекалам.

Ирек значит «свобода»

В свободное плавание Ирек Файзуллин попал поневоле (к слову, имя Ирек с татарского переводится как «воля, свобода»). После ухода Марата Хуснуллина в Москву стройкомплекс Татарстана передали ему. В Минстрое с 2005 года Файзуллин работал замминистра и одновременно возглавлял главный государственный проектный институт «Татинвестгражданпроект». Кстати, это ещё одна фишка Татарстана – свой проектный институт, что позволяет в условиях неритмичного бюджетного финансирования и затянутого процесса принятия решений вести стройку и проектирование параллельно.

Что касается личных качеств Файзуллина, он трудоголик, в общении достаточно мягкий человек, не любит публичности. Он бард: когда только стал министром, на посиделках с журналистами даже играл на гитаре.

Известно, что Ирека Файзуллина давно приглашали в Москву, но тогда Минниханову удавалось удержать ценный кадр на родине. С приходом Михаила Мишустина отказать старшему товарищу уже нельзя. Файзуллин ушёл на усиление Хуснуллина.

Цифра на стройку

Сам Хуснуллин называет себя специалистом по быстрому строительству. «Любую поставленную цель я стараюсь достигнуть за самый короткий срок, поэтому я специалист по быстрому строительству, по быстрому запуску проектов. Я считаю себя в этом профессионалом, потому что я умею быстро строить», – заявил в своём первом интервью вице-премьер. Этот принцип, видимо, ляжет в основу модели управления стройкомплексом страны.

Строительство нового жилого квартала в МосквеСтроительство нового жилого квартала в МосквеФото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Марат Хуснуллин среди первых мер объявил о проведении еженедельных совещаний по видеосвязи с руководителями регионов (те самые штабы). Среди других рецептов Хуснуллина – переход на электронную выдачу всех разрешений. «Как только она появляется, сразу же исчезает связь бизнеса с чиновником. В Москве в этом убедились. Вот почему и здесь у меня на первом месте введение BIM-технологий и электронных услуг в строительстве. В столице я создал штаб информационных технологий, и раз в неделю мы обсуждали все новшества, которые ещё нужно внедрить. Теперь буду распространять это по стране», – поделился планами с «Российской газетой» Хуснуллин.

К слову, приглашённый на должность первого заместителя министра строительства России Ирек Файзуллин будет курировать именно электронные услуги.

Что важно, оба – и Хуснуллин, и Файзуллин – хорошо чувствуют жилищный рынок и понимают, что сегодня главная проблема – это реальные доходы людей.

Неслучайно Хуснуллин заговорил о снижении ипотечных ставок. Знают они и о сложности ценообразования на стройках, из-за ошибок в котором многие бюджетные объекты не могут быть построены.

Не прочь новый тандем внедрить и обкатанную в Татарстане централизацию схемы управления стройкомплексом в части федеральных объектов. В Татарстане Минстрой курирует все программы, связанные со строительством, капремонтом, благоустройством, ЖКХ. Говоря о скорости внедрения задуманного, и Файзуллин, и Хуснуллин оперируют очень короткими сроками – 1,5–2 года.

Казань