Метка для Мишустина

Метка для Мишустина

Экономика 05 апреля 2020 Тамара Карамазова

Скоро каждый россиянин будет платить настоящий акциз за право жить в России – уникальный частный налог, который будут собирать российские олигархи. Придумал его лично новый премьер-министр Михаил Мишустин. А начиналось всё очень позитивно – с эксперимента по обелению рынка продажи меховых изделий. 

Как отбелили шубы 

«Это эксперимент, цель новой системы маркировки товаров – “обелить” серый сектор торговли и защитить потребителя», – три года назад объяснял необходимость введения системы специальной маркировки шуб тогда ещё замруководителя ФНС Дмитрий Григоренко. Сегодня он – руководитель аппарата правительства, правая рука нового премьера Михаила Мишустина.

И этот эксперимент по маркировке шуб специальными RFID-метками (радиочастотными транспондерами) закончился триумфом тогдашнего руководителя ФНС. Легальные продажи шуб выросли в 13 раз, налоговые сборы подскочили на 400 процентов! И это было ожидаемо. Каждая шуба маркировалась RFID-чипом, содержащим полную информацию о товаре и его производителе по всей цепочке. С помощью простого приложения в мобильном телефоне инспектор ФНС или любой покупатель мог проверить, откуда товар был завезён, кем и из каких материалов произведён. Всё это заносилось в специальную государственную базу, созданную налоговой службой. Фактически для шуб была введена система, аналогичная «алкогольной» ЕГАИС, даже более высокотехнологичная: в отличие от акцизных марок, RFID-метку невозможно подделать.

Маркировка Data MatrixМаркировка Data MatrixФото: Олег Яковлев/RBC/TASS

За продажу шуб без чипов был предусмотрен штраф в 300 тысяч рублей. А Уголовный кодекс за это же нарушение обещает до шести лет лишения свободы. При этом продавцам были обещаны определённые «плюшки». Стоимость чипа (20–30 рублей) совсем не влияла на цену дорогой шубы, при этом чипированные товары очень просто инвентаризировать: пара нажатий кнопок на специальном приборе – и компания уже знает, сколько и каких шуб осталось на складе.

Как объяснял журналистам сам Михаил Мишустин, идея подобного контроля у него возникла после многочисленных жалоб белых продавцов: им было сложно конкурировать с компаниями, которые занимались серым импортом и не платили налоги. Активно лоббировал новую систему и Анатолий Чубайс: среди «дочек» Роснано есть сразу несколько компаний, производящих RFID-метки. А рынок новых меток обещал стать по-настоящему громадным.

Радиопроблемы

Впрочем, все обещанные выгоды для бизнеса разбились о российскую действительность. Кроме самого чипа, маркировка подразумевала специальную защищённую марку, к которой этот чип приклеивается. Гознак клеил RFID-чип поперёк металлизированной полосы марки. В результате радиосигнал глушился, никакую инвентаризацию с помощью RFID-технологий провести уже было невозможно. На все обращения предпринимателей изменить положение чипа Гознак отвечал отказом.

Взбрыкнули и импортёры парфюма и лекарств – их хотели перевести на RFID-чипы следующими. Однако им удалось доказать, что жидкость, металлические упаковки и блистеры также мешают прохождению радиосигнала.

©octagon.media, 2020

Но от идеи маркировки власти не отказались, она трансформировалась в новый частный налог.

Молочные реки, денежные берега

Вместо радиометок решили использовать технологию Data Matrix – квадратные, похожие на QR, коды, напечатанные на бумажках. Их производители и импортёры теперь должны наклеивать на своей товар. С 1 марта 2019 года в России началась обязательная цифровая маркировка Data Matrix сигарет и папирос, с 1 декабря – парфюма, фотокамер, шин и некоторых товаров лёгкой промышленности. С 1 июня 2020 года код должен будет стоять на каждой упаковке молока или кефира, а к 2024 году – на всех продающихся в России товарах. Хотя речь идёт всего лишь о бумажках с квадратным кодом, за каждую из них производитель вынужден будет платить по 50 копеек (не считая стоимости оборудования для их наклейки, которое он также обязан купить и установить за свой счёт).

И если вы думаете, что эти 50 копеек с каждого проданного товара будут идти в бюджет, то вы ошибаетесь. С 2019 года ФНС формально больше не имеет отношения к системе маркировки товаров, все деньги соберёт компания, которая фактически станет частной налоговой инспекцией. Называется новый частный налоговый орган ООО «Оператор-ЦРПТ». Эта компания – «дочка» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.

Алишер УсмановАлишер УсмановФото: Михаил Метцель/ITAR-TASS

Того, что теперь никакой речи ни об «обелении» рынка, ни о борьбе с контрафактом не идёт, никто уже особо и не скрывает. Например, в молочной продукции доля контрафакта – менее 1 процента, и, более того, все данные о произведённых продуктах «молочники» уже и так передают в государственную систему «Меркурий». Для чего же им присоединяться к ещё одной системе, тем более частной? О какой борьбе с контрафактом вообще может идти речь, если оборудование для наклейки этих марок может купить любой, а саму марку несложно и подделать?

«Вы будете только получать»

Просто кому-то очень нужны эти деньги. 50 копеек – кажется, сумма небольшая, но подсчитайте, сколько получится, если по 50 копеек будут собирать с каждого купленного в России товара. Это сотни миллиардов, даже триллионы рублей год.  

Отличная схема для заработка: всех российских производителей обязывают подключиться к частной системе маркировки, а за отказ сотрудничать с «вымогателями в законе» наказывает государство – 300 тысяч рублей штрафа за продажу товара без метки.

Собственно, это уже будет не первая частная налоговая инспекция в России. Первая появилась у Никиты Михалкова – он уже много лет собирает 1 процент «налога на болванки»: ему вы платите с каждого компьютерного жёсткого диска или телефона. Вторая частная налоговая инспекция появилась у братьев Ротенбергов, которые собирают плату за проезд по российским дорогам по системе «Платон». Новая налоговая инспекция Усманова-Чемезова будет собирать акциз за право жить в России – по 50 копеек с каждого купленного здесь товара. На чиновничьем языке это называется «государственно-частное партнёрство».

Интересно, но для построения этой системы инвесторам даже особенно тратиться не придётся. Введение акциза за право жить в России будет профинансировано за счёт самих россиян. На построение новой частной налоговой системы 24 миллиарда рублей «Оператору-ЦРПТ» уже выделили государственные ВЭБ и Газпромбанк. Как говорил Остап Бендер, «...вы ничего не будете давать, вы будете только получать».

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин (в центре)Премьер-министр РФ Михаил Мишустин (в центре)Фото: Михаил Метцель/TASS

Интересно, что бывший налоговик, а ныне премьер Михаил Мишустин вполне себе доволен, что его идея теперь приносит деньги не бюджету, а российским олигархам. И призывает все страны ЕАЭС также присоединиться к этой системе.

«Механизм, который повышает прозрачность общего рынка, прослеживается и в маркировке товаров. И просил бы вас, уважаемые коллеги, ускорить принятие такой инициативы, присоединиться к этому важному для формирования общего рынка проекту», – заявил Мишустин на заседании межправсовета ЕАЭС в расширенном составе.

Тем временем московский завод «Карат» уже заявил о переносе части производства в Белоруссию, если обязательная маркировка «молочки» будет введена в России: оборудование одной линии новой системой маркировки обходится примерно в 120 тысяч долларов, а из-за изменения логистики маркированной продукции стоимость товара повысится на 10 процентов.