Не надо нервничать, товарищи элита

Не надо нервничать, товарищи элита

Политика 09 апреля 2020 Иван Зуев Всеволод Курков

Предложенные президентом поправки к Конституции призваны зафиксировать политическое наследие Владимира Путина, закрепить то, чего удалось добиться стране. Но эпидемия коронавируса показала, что итоги подводить рано: голосование по поправкам перенесли, и нервозность, которую снял Путин поправкой про «обнуление сроков», вернулась в элиты.

Такая нервозность, вызванная неуверенностью в том, какой политический сценарий выберет президент, царила накануне послания Федеральному собранию. Играя на нервах, Путин фактически засекретил в стенах Администрации президента процесс подготовки к посланию за две недели до его даты.

Ответный сигнал

Лавры демиурга бестранзитного политического процесса первым попытался присвоить себе отставной куратор внутренней политики России Владислав Сурков. Накануне выступления президента в Госдуме он опубликовал очередную статью-размышление. В ней он сначала назвал себя радикальным путинистом, а потом посоветовал Путину воспользоваться реформой основного закона и обнулить количество своих президентских сроков, чтобы получить возможность избираться ещё минимум два раза.

Владислав СурковВладислав СурковФото: Алексей Дружинин/ТАСС

Неожиданные сигналы привели в замешательство политический класс.

Выступление Суркова в том числе трактовали так, будто авторами идеи про «обнуление сроков» выступили близкие к президенту силовики, названные «партией Служения»; самая заметная фигура в ней – глава Совета безопасности Николай Патрушев. Этой «партии» внутри элиты противопоставляется «партия Госсовета», выступающая за передачу Путиным своих президентских полномочий. Разделение носит явно упрощённый характер, но сопровождает, словно вживлённый вирус, дискуссию о текущем политическом процессе, видимо, облегчая его восприятие.

В поправках, что интересно, отображено разделение президентских полномочий с правительством и Федеральным собранием. Поправки нацелены на совершенствование баланса власти, а не на конструирование единоличного правления.

Распределение власти между парламентом и президентом – странное поведение для человека, стремящегося к вечной собственной власти.

А Госсовет не новый орган власти. Он давно существует и успешно работает. Теперь он будет просто прописан в Конституции, чтобы его нельзя было упразднить, отняв у регионов возможность влиять на политику федерального центра. Губернаторы и министры вместе обсуждают, как развивать здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность – те сферы, которые касаются нас, территорий. Кому нужно больше выделять денег, а что мешает развитию. Для регионального развития Госсовет – ключевой орган.

Путин уже был во главе правительства и на этом посту оставался главным человеком в государстве. Куда бы он ни ушёл с поста президента (в правительство, Госдуму, Совет Федерации, Совет безопасности или Конституционный суд), он оставался бы центром силы без всяких изменений в Конституции. Этот момент фактически ставит знак равенства между Путиным-президентом и Путиным, ушедшим с поста.

Наша политическая культура просит определённости. Поэтому «обнуление» – это про сигналы элите, а не про «узурпацию власти». 

Но и другой элите это вполне чёткие сигналы – вот именно о том, что Путин никуда не уходит, особенно раньше срока, – элите западной. По информации «Октагона» из дипломатических кругов, сразу после послания президента Федеральному собранию из Вашингтона начали приходить «предложения, от которых трудно отказаться» (через посредников в лице Эммануэля Микрона и Ангелы Меркель): параметры конституционной реформы в России администрация Трампа может поддержать публично (например, в формате приезда Трампа на празднование 75-летия Победы в Москву), но при одном условии: если с поста президента после принятия поправок уйдёт Владимир Путин. Такой неожиданный запрос связан с зацикленностью американского истеблишмента на вопросах внутренней политики. Трамп боится новых обвинений во «вмешательстве русских» в ход выборов президента США этой осенью и хочет разминировать сложный внешний фон.

После победы на президентских выборах Трампа неоднократно обвиняли в связях с РоссиейПосле победы на президентских выборах Трампа неоднократно обвиняли в связях с РоссиейФото: Стрингер/РИА Новости

«Обнуление» стало ответом Путина на эти несколько наивные, но целеустремлённые попытки вмешательства США во внутренние дела России. Эта версия в корне меняет оценку инициативы «обнуления». В том числе отменяет все досужие разговоры о борьбе «партий» в Кремле по вопросу статуса Путина и судьбы транзита власти.

Два обстоятельства подкрепляют эту версию. Например, последовавшая параллельно объявленной ВОЗ пандемии коронавируса игра на понижение нефтяных цен. Точно такую же игру мы наблюдали в период 2014–2015 годов, когда администрация Обамы и Лондон разрывали в клочья российскую экономику. Нефть так же через манипуляции на Лондонской бирже была искусственно удешевлена, причём этот инструмент тогда тоже был закамуфлирован под интересы Саудовской Аравии.

Григорий ЯвлинскийГригорий ЯвлинскийФото: Артём Геодакян/ТАСС

На второй момент обратил внимание (причём один из немногих) политик Григорий Явлинский. Он увязал послание с внешними факторами и указал на стремление Владимира Путина не выходить из клуба мировых лидеров, которые участвуют в решении глобальных проблем. Цитата из интервью «Радио Свобода»: «...в послании “почти ничего нет про экономику, очень мало про бизнес. Вот этот переход к конституционной части – через что? Через врагов, через то, что в мире всё плохо, вокруг нас враги, нам нужно защищать свой суверенитет, нам нужно противостоять, нам нужно пятерым державам разделить мир. Вот, оказывается, какая задумка, вот для чего консолидация власти производится, вот для чего всё это усиливается. Вот ведь какая внутренняя мысль. Отсюда переход, и вопрос о том, чтобы голосовать так быстро и срочно, видимо, тоже связан с тем, что чрезвычайная ситуация, нужно пятерым державам мир поделить, военные вопросы, вокруг опасности, нам все грозят”».

На последнюю реплику сейчас стоит обратить внимание, так как буквально через месяц мы эту чрезвычайную ситуацию в масштабах всего мира увидели.

Так или иначе, барометром ситуации стала нервозность в российских элитах.

©octagon.media, 2020©octagon.media, 2020

Сценарий с манёвром

Ведущие политические эксперты, аккуратно комментируя поправки об «обнулении сроков», единодушно сходятся в том, что Владимир Путин создал себе возможность для манёвра. Ещё он просигнализировал своим элитам о том, что расслабляться как минимум рановато.

– Я считаю, что это неидеальное решение. Я не являюсь его (решения президента. – τ.) сторонником, но понимаю его мотивы. Но я всего лишь политический аналитик и знаю, что для каждого политического решения, насколько я понимаю с точки зрения Путина, стабилизация политической ситуации перевешивает минусы, – комментирует «Октагону» Евгений Минченко.

Константин Калачёв напоминает, что Владимиру Путину всегда было комфортно, когда у него имелось пространство для политического манёвра. 

Согласно статистике, большинство россиян по-прежнему отдало бы свои голоса действующему президентуСогласно статистике, большинство россиян по-прежнему отдало бы свои голоса действующему президентуФото: Екатерина Сычкова/URA.RU/TASS

– Сразу после появления поправок об «обнулении» стало известно, что 67 процентов граждан собираются за него (Путина. – τ.) голосовать. Понятно, что это не жёсткий рейтинг, не социология перед выборами, но всё же есть понимание, что эти люди всё равно должны получить удовлетворение. Кроме того, теперь у президента есть развилка, а если бы её не было, то он мог бы несколько потерять свой статус, необходимый для его работы во внутренней и внешней политике, – говорит Калачёв.

Очевидно, что элиты вместо того, чтобы заняться нацпроектами, которые Владимир Путин озвучил в послании вместе с предложениями о поправках к Конституции, занялись проблемами «транзита и трансфера», уверен политолог Алексей Мухин:

– Поправка об «обнулении» – техническая, а не политическая, конечно. Но, надо признать, по ней идёт большой негативный резонанс. Однако всё это в духе нашего президента.

«Путин и раньше неоднократно осуждал разговоры о преемниках, потому что все сразу начинают искать преемника вместо работы. Речь идёт о попытке стимулировать работу по нацпроектам. Это и есть избавление от статуса “хромой утки” для Владимира Путина».

Алексей Мухин | политолог Алексей Мухин
политолог

Появление в пакете поправок к Конституции пункта об «обнулении сроков» не было неожиданностью, уверен Олег Матвейчев.

– Моё личное отношение совпадает с тем, что Терешкова сказала в начале своей речи. Сказала то, что чувствует весь народ, обычный человек, когда разговаривает на кухне с родственниками. Люди не смотрят в юридические документы, какие-то там поправки. Они смотрят в суть дела. Ты нам скажи, Путин будет или не будет? А всё остальное – шелуха юридическая. До этого народ пребывал в недоумении: «Неужели уходит?» Терешкова просто сказала: «Народ хочет, чтобы вы остались!» Для этого было всего два способа: либо мы отменяем количество сроков, либо их обнуляем. То, что произошло, и есть истинная демократия, по сути, – уверен Матвейчев.

Валентина Терешкова перед заседанием о внесении поправок в Конституцию РФВалентина Терешкова перед заседанием о внесении поправок в Конституцию РФФото: Михаил Терещенко

Большинство опрошенных «Октагоном» экспертов согласно с тем, что, по сути, Владимир Путин предпочёл один из двух предложенных и разработанных сценариев. Выступая перед депутатами, Путин выбирал между сильнейшим борцом мира, спортивные подвиги которого всё же относятся к эпохе Ельцина, и одной из самых мужественных женщин в мире, карьеру которой создал Советский Союз. Сценарий Александра Карелина начинался с роспуска Госдумы и объявления новых выборов. При этом источники «Октагона» сразу в нескольких парламентских партиях ещё до заседания Госдумы утверждали, что в большинстве регионов уже свёрстаны и согласованы списки депутатов и партии были на низком старте в ожидании начала избирательной кампании.

– Владимир Путин, отвечая на вопрос Карелина, мягко отверг сценарий жёсткого транзита и выбрал более продолжительную, но мягкую посадку. Насколько я знаю из общения со знакомыми мне сотрудниками АП, это серьёзно снизило стресс и беспокойство даже внутри самой администрации. Я тоже не вижу в этом ничего плохого, какое-то время ещё поживём спокойно, – делится с «Октагоном» политтехнолог, долгое время работавший в руководящем аппарате одной из парламентских партий. – Дай малейший повод для гражданской войны административных и силовых ведомств – и они её начнут. Есть возможность показать им, что даже не надо начинать подготовку к такой борьбе, – сказать: «Я никуда не ухожу».