Незаметно в России создана новая, на этот раз умная, «фабрика троллей» – придуманная в столице нейросеть активно борется с фейками о коронавирусе и прокачивает скилы под президентские выборы 2024 года. В отличие от раскрученной в основном на Западе «фабрики троллей» Евгения Пригожина, эти тролли – хранители Рунета находятся полностью на государственном обеспечении. И под контролем миллиардера Александра Мамута.
Автономная некоммерческая организация «Диалог» (учредитель – департамент информационных технологий мэрии Москвы) создавалась как российский аналог Cambridge Analytica – мэр столицы Сергей Собянин решил развить имидж плиткоперекладчика ближе к образу Бенедикта Камбербэтча из фильма «Брекзит» – эдакого высокотехнологичного властителя общественного мнения.
Под эту задачу в ноябре прошлого года первым генеральным директором «Диалога» был назначен профильный специалист – вице-президент Сбербанка Андрей Заварзин. Выпускник ФСБ и эксперт в области анализа данных с 20-летним стажем, в госбанке он как раз занимался созданием и развитием нейрофабрики данных, которая на основе компьютерных алгоритмов угадывает потребности клиентов и готовит различные персональные предложения банковских продуктов. На новом месте обязанности у Заварзина были примерно такие же, но с политическим уклоном: анализировать потребности пользователей социальных сетей и так корректировать публичную активность властей, чтобы москвичи сами ходили на выборы и голосовали за кого надо. Официально это называется «аналитика обратной связи с жителями города».
Новой структуре сразу же было предоставлено финансирование. Хоть суммы засекречены и в законе о бюджете города Москвы не раскрываются, Минфин специальным приказом присвоил «Диалогу» отдельный код бюджетной классификации – то есть финансирование предполагалось всерьёз и надолго и с возможностью секретить бюджет.
Идеи новые – мониторинг старый
Идею создания российского аналога Cambridge Analytica власти вынашивают уже давно. В 2018 году компания «Медиалогия» (система мониторинга СМИ, 62 процента принадлежат ВТБ) презентовала систему «Инцидент-менеджмент» – программу отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в социальных сетях. Задача – заставить местных чиновников активнее работать со своими гражданами и не пропускать их жалобы мимо ушей. Система заработала, но результат был обратный желаемому.
«На одном из совещаний была показана карта Москвы, на которой слой охвата различными электронными инструментами столицы был наложен на слой голосования на последних на тот момент выборах, – рассказал “Октагону” близкий к Администрации президента источник. – И оказалось, что в тех районах, где этот охват максимальный (то есть инструменты обратной связи более развиты), наблюдается самый высокий уровень протестных настроений, и люди не поддерживают власть».
Вывод: использовать подобные инструменты можно, но глупо думать, что активная и быстрая реакция на жалобы граждан сможет улучшить политическую ситуацию или увеличит доверие к властям.
Новая система «Диалог» разрабатывалась с прицелом не на удовлетворение потребностей граждан, а на возможность манипулирования их желаниями.
Столичная нейросеть – всем регионам России
Впрочем, все планы столичных властей смешала новая конституционная реформа, и в январе чиновникам в Кремле срочно понадобился качественный мониторинг реакции социальных сетей на поправки к Конституции и будущее голосование. А также инструмент для повышения явки «всенародного голосования» и продвижения в социальных сетях одобренных в АП тезисов. Так «Диалог» был призван на службу непосредственно в Администрацию президента.
Настраиваемую Собяниным систему диалога с общественным мнением там сразу же окрестили Центром управления рисками. Понятно, что к федералам перешла и обязанность финансирования проекта. Уже 1 марта Владимир Путин поручил правительству обеспечить его функционирование – причём, согласно указу президента, своими нейросетями «Диалог» должен опутать не только столицу, но и все регионы и даже муниципальные образования, в которых будут созданы его представительства.
Деньги «Диалогу» выделяются в рамках национального проекта «Цифровая экономика» (всего на него выделено 1,6 трлн рублей). То есть финансирование ряда уже одобренных направлений будет урезано в пользу нейросети интернет-троллей, ведь в указе президента чётко прописано, что финансирование выделяется «за счёт и в пределах» уже выделенных бюджетных ассигнований.
Диалог с коронавирусом
Интересно, что хотя финансирование «Диалога» теперь переложено на федеральный центр, контроля над системой Собянин не потерял. Ведь в информационном поле конституционная реформа была вытеснена новой напастью – пандемией коронавируса. А так как мэр столицы руководит рабочей группой Государственного совета по противодействию распространению эпидемии, он закрепил приоритет «Диалога» как единой коммуникационной площадки для региональных властей в борьбе с китайской напастью. Курирует «Диалог» по-прежнему вице-мэр столицы Анастасия Ракова. Она же и возглавляет московский штаб по борьбе с эпидемией коронавируса.
В настоящее время основная цель «Диалога» – реагирование на фейки о коронавирусе и оценку действий властей населением.
Впрочем, и операционная деятельность «Диалога» тоже под контролем столичных властей. Так могло и не быть. Потому что сначала на пост гендиректора структуры сватали политолога Виктора Потуремского, директора по политическому анализу Института социального маркетинга, одного из экспертов Экспертного института стратегических исследований (ЭИСИ), созданного по распоряжению первого заместителя главы Администрации президента Сергея Кириенко. Но в итоге Собянин смог настоять на кандидатуре близкого себе человека – бывшего главреда «Ленты.ру» и топ-менеджера Rambler&Co Алексея Гореславского.
Источники «Октагона» в Администрации президента утверждают, что Кириенко согласился на креатуру Собянина, чтобы, во-первых, не создавать ситуацию «двойного подчинения», а во-вторых, дабы пресечь слухи о своих плохих отношениях с мэром столицы.
Мамутные схемы нейротроллей
Впрочем, господин Гореславский близок не только к столичной мэрии, но и к миллиардеру Александру Мамуту, владельцу Rambler&Co и многих российских медиа. Гореславский многие годы возглавлял и развивал медиапроекты своего шефа и весьма неплохо на этом зарабатывал. В 2015 году он купил за 47,7 млн рублей элитную квартиру в Самотёчном переулке Москвы. Кстати, этот дом для ВИП-персон строила компания «Интеко», принадлежавшая жене бывшего мэра столицы Елене Батуриной.
Источники связывают недолгую работу Алексея Гореславского в управлении общественных проектов АП с тем, что он так и не стал членом ни одной из команд внутри администрации, имея аффилированность с Мамутом.
Так что назначение Гореславского в «Диалог» выглядит весьма показательным: Александр Мамут и его партнёры долгие годы инвестируют в компании, взаимодействующие с мэрией Москвы по работе с соцсетями (все ведущие блогеры – от Ильи Варламова до Алексея Навального – связаны с платформой «Живого Журнала», который принадлежит Александру Мамуту) и развитию digital-медиа, и активно участвуют в реформе управления социальными ресурсами. В частности, его выдвиженец Игорь Ключкин осенью возглавил Институт развития интернета, структуры, которая находится на подряде у федеральных органов власти по работе в соцсетях и с молодёжной аудиторией.
Сегодня, похоже, перед стратегиями Александра Мамута возникли новые вызовы и новые возможности, которые принёс кризис с коронавирусом: развивать информационный бизнес в упряжке с масштабным коммуникационным проектом вокруг АНО «Диалог».