Экс-директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и член центрального совета партии Алексея Навального Роман Рубанов работает в калифорнийском стартапе Momentus Space. Владелец и идейный вдохновитель этого стартапа – Лев Хасис, член правления Сбербанка.
Теперь у Алексея Навального есть два мощных специалиста по фандрайзингу в двух главных странах демократии – Рубанов в Штатах и Владимир Ашурков в Великобритании. При этом Сбербанк косвенно помогает уже не первому соратнику Навального.
Нежеланная валентинка
«Октагону» пришлось приложить определённые усилия, чтобы проверить информацию о новом совместном бизнесе Рубанова и Хасиса.
В феврале этого года второй сооснователь Momentus – также сбежавший из России Михаил Кокорич – отметил Рубанова в Facebook на корпоративной валентинке, но Рубанов скрыл это в своей хронике. Правда, в соцсети LinkedIn он всё-таки обновил опыт работы, указав должность менеджера спецпроектов.
Исходя из аналогичных вакантных должностей на американском портале Indeed.com (с учётом расположения и отрасли компании) можно предположить, что зарплата Рубанова колеблется в районе 100–140 тыс. долларов в год. Если её назначали без учёта каких-либо надбавок.
По профилю LinkedIn также видно, что Рубанов до сих пор позиционирует себя как директора (CEO) Фонда борьбы с коррупцией, хотя с января 2019 года, по данным ЕГРЮЛ, директором проекта числится Иван Жданов.
Этой зимой Жданов стал обвиняемым по делу о злостном неисполнении решения суда из-за отказа удалить из YouТube ролик «Он вам не Димон». Аналогичное дело было возбуждено и против Романа Рубанова – собственно, из-за этого он и уехал из России год назад.
Навальный в своём Twitter помогал Рубанову искать трудовое убежище: «Если ищете действительно крутого чувака на работу, то вам сюда».
О своём уходе из ФБК и поиске новой работы Рубанов объявил в марте 2019-го на своей странице в Facebook, и эта запись осталась его последним общедоступным постом. В ней он изложил свои достижения на посту директора фонда, например, появление пяти тысяч регулярных доноров.
Фандрайзер в состоятельной компании
Фокусом работы Рубанова в ФБК является фандрайзинг – как и у его предшественника Владимира Ашуркова, финансового менеджера из «Альфа-Групп», который укрылся от российского преследования в Лондоне (по другому уголовному делу в 2014 году). Интересно, что карьера Хасиса, как и Ашуркова, в значительной степени связана с «Альфа-Групп»: с 1997 по 2011 год – должности в «Альфа-Банке», «Перекрёстке», X5 Retail Group (входят в группу). Сейчас в Сбербанке Хасис «курирует и координирует работу блоков “Международные операции”, “Технологии”, “Сервисы” и ряд других направлений деятельности банка», сказано на сайте Сбербанка.
Владимир Ашурков (справа)Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Михаил Кокорич и Лев Хасис учредили Momentus Space в 2017-м. Стартап занимается космической логистикой и транспортировкой, это сервис доставки спутников и грузов внутри и между орбитами. Фишка проекта в водно-плазменном двигателе. Целевая аудитория – операторы спутников. К лету 2019-го стартап привлёк от американских инвесторов в общей сложности 34 млн долларов. Тогда же стало известно, что Momentus получил контракт на 2 млн долларов на разработку прототипа аппарата для добычи ресурсов на астероидах.
Первые коммерческие полёты Momentus запланированы на 2020 год.
Momentus VigorideФото: facebook.com/momentusspace
В одном из интервью Кокорич рассказал о том, как они с Хасисом стали партнёрами: «Идея основать эту компанию принадлежала больше Льву, чем мне. Мы с ним знакомы много лет, ещё с 2000-х годов, когда он был председателем ассоциации розничной торговли, я в неё входил (Кокорич – экс-владелец магазинов «Чудодом», «Техносила», «Уютерра» и др.). Когда Лев работал в Walmart, я уже был в Америке, и мы здесь встречались. У Льва первое образование инженера – PhD в аэрокосмической области, и он работал в ней несколько лет, в отличие от меня. Так мы периодически встречались и постоянно думали, что бы сделать».
Михаил Кокорич известен как создатель компании Dauria Aerospace (2011), которая специализировалась на производстве небольших космических аппаратов и сотрудничала с «Роскосмосом». Но у «Роскосмоса» накопились претензии к ней. До того, как к фирме потекли многомиллионные иски (их общая сумма около 300 млн рублей), Кокорич продал Dauria (2015) и окончательно уехал в США. С января 2020 года идёт процесс о банкротстве Dauria Aerospace.
«Поскольку я жил в Америке, то люди в погонах стали всем шептать, что я американский шпион. Прямо и косвенно стали говорить – с ними работать нельзя, они американские шпионы».
Михаил Кокорич
о причинах неудач в России
Хасис так объяснял склонность к инвестированию в иностранные компании: «Сбербанк – гигант на российском рынке, и что бы ты ни делал, ты почти наверняка вступишь в конкуренцию. Я в основном если и инвестирую, то в какие-то компании за пределами России, чтобы не было конфликта интересов».
Зарплата Хасиса на посту топ-менеджера Сбербанка не раскрывается – но получает он вряд ли меньше, чем в «Альфа-Групп». В 2010 году в рейтинге вознаграждений топ-менеджеров журнала РБК Хасис занял третье место с доходом 544,9 млн рублей в качестве председателя правления X5 Retail Group. Известно, что выплаты девяти членам правления Сбербанка в 2018 году составили 5,5 млрд рублей, в 2019 году – 6,3 млрд рублей. С декабря 2019 года Хасис входит также в совет директоров Mail.ru Group.
Добавим, Рубанов не первый соратник Навального, которому косвенно помогает Сбербанк. Например, рекламная фирма «Филонова Соколов Фитцпатрик» Александрины Маркво, супруги упомянутого Ашуркова, в декабре 2016 года получила тендер Сбербанка на 55 млн рублей на креативное сопровождение молодёжной дебетовой карты.